Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гости к сказкам»

Цель: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

Образовательные задачи:

  • Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
  • Учить узнавать сказочных героев.
  • Продолжать учить детей сочинять сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, используя выразительные средства.
  • Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:

  • Развивать умения действовать согласованно.
  • Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.
  • Развивать слуховое внимание и память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к УНТ, мказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Магнитные доски, письмо от Феи, шкатулка с заданиями, фономузыка «В гостях у сказки», картинки героев известных сказок с новыми предметами, схемы сказок- геометрические фигуры, картинка «Сказочная Фея», иллюстрации к сказке «Узнай по тени», книга сказок, разрезные картинки к игре «Расскажи сказку», «Из какой сказки», маски к сказке «Теремок», смайлики- весёлые, грустные, задумчивые.

Ход занятия

1. Введение в тему.

- Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо:

«Здравствуйте ребята. Я знаю, вы любите сказки. Я тоже живу в Сказочном королевстве. Я пришла к вам в гости. Увидеть меня сможете, когда отгадаете КТО Я?»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть? Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
1.Игра «Да - нет»

Воспитатель: Правильно, это Сказочная Фея

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Сказочная Фея. (Выставляю на доску 1.)

Как вы думаете, каким образом она у нас появилась?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Фея прилетела, то на чём она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Так вот, Сказочная Фея говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма.( но доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает).

Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем.

Ребята, вы готовы помочь? 
Дети. Да!

2. Выполнение заданий

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам.

- Давайте вспомним, что такое сказки?

- Какие бывают сказки?

- Как появились сказки?

- Чем сказки отличаются от рассказов?

(Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо.)

Воспитатель:

«Если сказку назовёшь,

В страну сказок попадёшь»

(Дети называют свою любимую сказку.)

Воспитатель:

В мире много сказок -
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

(Звучит «В гостях у сказки».)

Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки.

Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать.

  1. Три розовых круга - «Три поросёнка».
  2. Три коричневых разных по величине Круга - «Три медведя».
  3. Один большой Серый Треугольник и 7 маленьких треугольников белых - «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу.

Воспитатель: Второе задание (из шкатулки)

Злой колдун перепутал сказки и нам нужно восстановить последовательность.

1. (Что вначале, что потом.)

  • « По - щучьему велению».
  • «Лиса и дрозд».
  • «Гуси – лебеди».
  • «Лиса и волк».
  • «Кот и лиса».

2. «Из какой сказки»

Дети работают по подгруппам (на столах)

  1. две сказки( 4 человека).
  2. две сказки ( 4 человека).
  3. 2 человека.

Воспитатель: проверяю. Молодцы. Вспомнили сказки. Лучик возвращается к солнышку.

Третье задание - «Тени» сказочных персонажей

На доске 2.

Воспитатель: Злодей спрятал героев.

Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим.

Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем.

Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу.

Игра малой подвижности «Маскарад» (дети подходят к воспитателю).

Это что за маскарад.

И зверей, и птиц парад.

Ничего не разберешь,

Где тут белка, где тут ёж.

Приготовься и смотри!

Сказочное животное на месте замри!

Или

Танцуют под песню «В гостях у сказки».

Воспитатель: Четвёртое задание (стоя возле воспитателя).

Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди.

«Скажи наоборот» (говорим – садимся на место)

  • Весёлый – грустный.
  • Добрый – злой.
  • Смелый – трусливый.
  • Старый – молодой.
  • Сильный – слабый.
  • Здоровый – больной.
  • Умный – глупый.
  • Вежливый – грубый.
  • Сытый – голодный.
  • Могучий – слабый.
  • Озорной – послушный.
  • Ленивый – трудолюбивый.
  • Щедрый – скупой.
  • Радостный – печальный.
  • Трусливый – храбрый.

Выполнили задание- лучик солнцу!

Воспитатель: Пятое задание

(На доске 2, тени убираю.)

«Старые» сказки с новыми предметами.

Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы

  • Золушке - пластиковую карту (кредитную).
  • У Буратино нож (волшебная палочка).
  • Карлсону - шапку-невидимку.
  • Красной Шапочке - мобильный телефон.

Воспитатель: Молодцы, справились (лучик ставлю).

Воспитатель: последнее задание Шестое задание

Показать сказку «Теремок» (с элементами Триз).

(Чем звери похожи и отличаются) см. пособие.

Атрибуты: маски, домик.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место.

Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили играть!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея… (под «В гостях у сказки»).

3. Рефлексия

Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего?

Что понравилось больше?

Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые, задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей.

Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось).

 Воспитатель заглядывает в сундучок.

- Ребята, Фея оставила для вас подарок - книга сказок.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «С чем пирог» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная...