Сайт для воспитателей детских садов



Конспект занятия по развитию элементарных математических и естественнонаучных представлений в средней группе
Тема: «Мы считаем до пяти…»

 

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

I. Программное содержание:

А) Образовательные задачи:

- формировать умения образовывать число 5, соотносить количество с цифрой, уравнивать неравные группы способом добавления к меньшей группе один предмет;

- закрепить представление детей о геометрических фигурах – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами;

- закрепить знания в названий времен года.

Б) Речевые задачи: продолжать формировать умение согласовывать числительное с существительным, к которым оно относится; обозначать результат сравнения словами: больше – меньше, поровну, одинаково, столько- сколько; развивать умение учавствовать в беседе, отвечать на вопросы.

В) Воспитательные задачи: воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения у детей в процессе деятельности;

Г) Развивающие задачи: развивать внимание, речь. Память, самостоятельность, инициативность.

II. Подготовка к занятию:

  1. Подготовка воспитателя: изучение литературы, подбор и подготовка материала.
  2. Предварительная работа с детьми: образование числа 4, счет в пределах 4, чтение загадок о фигурах, Д/И: «Найди пару! (геометрические фигуры)», «Соотнеси число и количество в пределах 4».
  3. Оборудование и материалы: игрушка –Незнайка; карточки «Времена года», карточки цифр- 1, 2, 3, 4; проектор; ноутбук; презентация «Геометрические фигуры»; Блоки Дьеныша- прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.
  4. Для детей: 10 карточек 2-х видов (5- елок и 5 белок); карточки с цифрами от 1 до 5; карточки «Времена года», геометрические фигуры – 15шт.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровое упражнение «Скажи, столько?», «Волшебный мешочек»
Продуктивная «Выложи узор»
Двигательная «Сделай столько раз, сколько на карточке»
Речевая «Скажи, сколько?», «Что лишнее?»

Логика образовательной деятельности

Части занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
Вводная часть Сегодня у нас в гостях Незнайка.-Здравствуйте ребята, вы уже такие большие, и наверное все знаете. Поможите мне? Обращают внимание, называют гостя.
Устанавливают диалог с гостем.
Мотивация к деятельности. Приобщать детей к взаимопомощи.
  Незнайка: «У меня есть такие карточки. Я загадаю загадки, а вы покажите карточку-отгадку».
Читает загадки о временах года
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Утром мы во двор идем - 
Листья сыплются дождем, 
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят..(Осень)
Во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки. Закрепить умение узнавать, называть, находить картинку с изображением времени и года и называть его.
Развивать умение отгадывать загадки.
  Незнайка: «А вот такие символы (цифры:1,2,3,4) что означают? Для чего они нужны? (ответы детей) А меня научите считать?
Воспитатель: Незнайка, ребята сечас покажут, как они умеют считать, и научат тебя.
Дети называют числа, один ребенок устанавливает порядковый счет от 1 до 4 на доске. Закрепить знание порядкового счета до 4.
Основная часть Воспитатель приглашает пройти за столы.
Игровое упражнение «Скажи, сколько?»
Предлагает детям поставить на верхнюю полоску числовой карточки 1 елку. Сколько елок? На нижнюю поставьте 2 белочки. Сколько белочек? Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек (сколько белочек).
Какое число больше: 2 или 1? На сколько 2 больше 1? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Добавьте одну елочку. Что можно сказать про елочки и белок? Сколько елочек? (3) Сколько белочек? (2) Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек (сколько белочек). Какое число больше: 2 или 3? На сколько 3 больше 2? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Добавьте одну белочку. Что можно сказать про елочки и белок? Сколько елочек? (3) Сколько белочек? (4) Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек ( сколько белочек. Какое число больше: 3 или 4? На сколько 4 больше 3? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Добавьте одну елочку. Сколько елочек, давайте вместе посчитаем: одина елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек. Получилось – пять елочек.
Показывает цифру 5. Эта цифра 5, обозначает количество предметов - пять.
Что можно сказать про елочки и белочек? Сколько елочек? (5) Сколько белочек? (4) Покажите цифру, которая обозначает, сколько елочек (сколько белочек). Какое число больше: 5 или 4? На сколько 5 больше 4? Что нужно сделать, чтобы елочек и белочек было одинаково?
Сколько елочек? (5) Сколько белочек? (5) Покажите цифру, которая обозначает количество елочек. Что можно сказать про елочки и белок?
Выставляют на верхнюю полоску числовой карточки елочек и белочек, называют количество, показывают цифру которая обозначает количество.
Отвечают на вопросы.
Добавляют елочки и белочек, дают ответ о количестве каждого множества и отношениях множеств, устанавливают равенство.
Закрепить умение соотносить цифру с количеством,
Формировать умение правильно пользоваться количественным счетом, отвечать на вопрос «Сколько?»
сравнивать две группы предметов, выражать в речи результат сравнения: больше – меньше, поровну, одинаково, столько – сколько, не зависимо от количества предметов на верхней и нижней полосе.
Приглашает детей вместе с Незнайкой на ковер поиграть.
- Я называю движение – прыгать, хлопать или приседать, и показываю цифру. Вы выполняете это движение столько раз, сколько обозначает цифра, которую я покажу, и считаете вслух.
Дети выполняют движения по сигналу соотнося с цифрой, считают вслух. Развивать внимание, закрепить порядковы счет.
Незнайка нашел в группе что-то интересное – «Волшебный мешочек»
Что это? Как называются? Как с ним играть?
Дети определяют геометрические фигуры с помощью осязательного анализатора, называют их. Закрепить представление детей о геометрических фигурах – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Формировать умение определять особые признаки фигур с помощью осязательного анализатора.
«Что лишнее?»
Картинки –слайды с геометрической фигурой и предметами.
Дети рассматривают изображения, выделяют главный признак, называют лишний предмет, объясняют почему он лишний. Закрепить умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Гимнастика для глаз «Елка»
Вот стоит большая елка, 
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый 
И сосет в берлоге лапу.
Дети
-выполняют движения глазами,
-посмотреть снизу вверх,
-посмотреть слева направо,
-посмотреть вверх,
-посмотреть вниз,
-зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз и повторить.
Снять напряжение с глаз после просмотра слайдов.
Подарок Незнайке.
Продуктивная деятельность «Выложи узор»
Предлагает выложить узор из геометрических фигур по замыслу.
Воспитатель помогает детям по необходимости.
Дети самостоятельно работают. Развивать самостоятельность, воображение, инициативность.
Заключительная часть Кто был у нас в гостях?
Чему мы научили Незнайку?
С какими числами знакомили Незнайку? С какими фигурами познакомили Незнайку?
Мы сегодня сделали доброе дело- научили Незнайку считать до пяти, узнавать геометрические фигуры. У вас все получилось, вы молодцы!
Дети высказывают свои впечатления. Закрепление пройденного материала.
Умение слушать сверстников, дополнять.

 

Список использованных источников.

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарий занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015. -80с.
  2. ООП ДО «От рождения до школы»/ Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 4 изд.- М.МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.-352с.
0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо ! Замечательный сценарий! Поде литесь музыкальным материалом! Спас иьо!

    Подробнее...

     
  • Тамара Николаевна
    Обратите внимание на цели и задачи, которые вами обозначены. По-моему, они не реализованы. Готовые ...

    Подробнее...

     
  • Лариса
    Спасибо!!! Нашла то, что искала. )))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт