Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

(Для детей от 5 до 7 лет.)

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о доисторических животных;

- сформировать представление о природном явлении – извержении вулкана;

- формировать умение правильного обращения с химическими веществами.

Развивающие:

- стимулировать желание детей экспериментировать;

- в процессе экспериментирования развивать мышление, внимание, наблюдательность;

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Оборудование:

- Макет вулкана, сода, лимонная кислота, красный краситель, вода.
- Игрушка динозавр, коробка. – Презентация «Путешествие в прошлое планеты Земля».

 

Ход ООД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку. Вы хотите узнать, что там?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Чтобы узнать, что находится в коробке, нам нужно отгадать загадку:

Гигантские монстры,

По лесу гуляли,

Верхушки деревьев,

Головою цепляли.

Дети: - Динозавры.

Воспитатель открывает коробку и достаёт игрушку – динозавра с запиской.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дино. Очень давно, когда еще не было людей на планете, я жил вместе со своими сородичами (Динозаврами) у большой горы. На Земле был теплый климат, росли большие красивые растения, которыми мы могли питаться. Но вдруг земля задрожала, и из нашей горы поднялось темное облако. Оно закрыло солнце. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Земля стала покрываться снегом и льдом, и нам нечем стало питаться. Мы отправились искать укрытие от холода. Было очень темно, и мы не видели куда идти. Мы шли друг за другом, чтоб не потеряться. Я поскользнулся, покатился вниз и оказался вот в этой коробке. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я хочу узнать, что же произошло? Почему исчезли все динозавры?

Воспитатель: Ребята, поможем нашему динозаврику?

Дети: Да!

Воспитатель: Но для того, чтобы ответить на вопросы Дино нам с вами надо отправиться в далёкое прошлое нашей планеты Земля. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: а поможет нам в этом наша фантазия. Закрываем свои глазки и считаем вместе со мной до 5. Теперь можно открыть глаза. Мы с вами попали в мир прошлого нашей земли. В те времена, когда её населяли динозавры. - Ребята, кто такие динозавры и как они выглядели?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Динозавры – это древние существа, которые появились на нашей планете примерно 225 миллионов лет назад. Слово динозавры означает «ужасные ящеры». Некоторые динозавры были огромных размеров, а другие – маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других - покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого, у некоторых ящеров были рога или шипы. Известно около 600 разновидностей динозавров. Большинство динозавров были травоядные. Для жизни этих дивных животных нужны были теплый влажный климат и много растений.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, где жили динозавры?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Динозавры царили на Земле. В океанах плавали морские рептилии. Воздух осваивали крылатые ящеры. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений и извержений вулканов.

Воспитатель: Что такое вулкан?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: На вид вулкан - это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость - лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, клубы дыма и пепла попадают в воздух, и лава начинает вытекать на поверхность. Такие вулканы называются действующими.

Воспитатель: А что находится на самой вершине вулкана?

Дети: Кратер.

Воспитатель: А что такое кратер?

Дети: Кратер-это отверстие в вершине вулкана, через которое извергается лава.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, с чего начинается извержение вулкана?

Дети: Сначала появляется дым.

Воспитатель: Что происходит дальше?

Дети: Из кратера начинает вытекать лава.

Воспитатель: Как растекается лава?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Лава течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

- А вы знаете, как называют людей, которые исследуют вулканы?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Вулканологи – это специалисты, изучающие вулканы.

Воспитатель показывает детям макет вулкана.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети: Это гора.

Воспитатель: Правильно. Это макет горы, в которой находится спящий вулкан. Я предлагаю вам поработать вулканологами и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нам нужно вернуться обратно в группу. Закрываем глазки и считаем до 5. Мы снова в нашей группе. Перед тем, как приступить к работе, нам нужно размяться.

Физкультминутка: «Вулкан»

Вулканы начали «Вулканить» (дети присели на корточки)

Из жерла лаву извергать (встают, деля взмахи левой и правой рукой)

По склону лава потекла (волна рукой)

И землю сильно обожгла (наклоны туловища влево - вправо) Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом, и золой (прыжки на месте)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (шаги на месте, хлопки руками) Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать - (вращение головой) Огонь в нем начал угасать

Последний раз огнем дыхнул (дети приседают и закрывают голову руками) На 10-ть лет опять уснул.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте вспомним правила безопасности.

Без разрешения запрещается:

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

- Также в лаборатории нужно работать в специальной одежде.

Ребенок из группы вместе с воспитателем показывает опыт «Извержение вулкана». В предварительно подготовленный вулкан кладут чайную ложку соды, моющего средства, добавляют красную гуашь, лимонную кислоту и наливают воду. (Наблюдение извержения вулкана, обсуждение.)

После опыта, дети рассказывают стихи.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о динозаврах, об извержении вулканов. Теперь, давайте с вами попробуем объяснить нашему динозавру, почему же на Земле после извержения вулкана стало холодно, темно и исчезли все динозавры.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Во время извержения вулканов в воздух попадают огромные клубы дыма и вулканического пепла, которые отражают лучи и тепло Солнца. На земле произошло изменение климата. Стало холодно, погибли растения. Динозаврам стало нечем питаться. И они стали исчезать. На их место пришли животные малых размеров, которые прятались от холода в пещерах. - И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы.)

- Ребята, спасибо вам за работу! Вы сегодня молодцы!



Новые публикации

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Читайте также

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?» в средней…

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?»в средней группе Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня...

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту»

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту» Ведущая: Внимание, внимание! Авиакомпания Детский сад – аэро объявляет посадку пассажиров на рейс № 2022 -...

Читайте также

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...