Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Храбрый воробышек»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

Прогр. содержание: Расширять знания детей о жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, живому миру, милосердие

Знакомить с народными приметами, фольклором.

Формировать и расширять словарный запас детей.

Закреплять четкое произношение гласных 1-го и 2-го ряда, согласного звука (р), диалогическую речь, интонационную выразительность

Развивать музыкальные способности, фонематическое восприятие, мимику, пантомимику, образные движения, имитационные действия, умение сочетать слова и движения, детское творчество.

Оборудование: Иллюстрации скворечника, гнезда, ласточкина гнезда, дупла; иллюстрации деревьев, клетка с живым воробьем; записи музыкальных пьес «Жаворонок» муз. П.Чайковского, «Воробей» муз А.Руббаха.

1. Дети входят в театральную студию, приветствуют друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»  дат.нар.мел. /смотреть предыдущее занятие/

/Д2 ст.гр.тр.№38/

Педагог уточняет время года: Весна.

                       Весенний луч коснулся крыш,

                       Сосульки заискрились,

                       А стаи перелетных птиц

                       На гнезда возвратились.

Да, все птицы заняты обустройством жилья, и мы стараемся помочь им. Но для этого надо знать, в каких домах живут разные птицы.

Вносит скворечник, гнездышко, ласточкино гнездо, дупло, предлагает поиграть

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Ход: дети выбирают образ птицы, роль которой они будут играть, надевают атрибуты.

Под музыку бегают- «летают» по залу, а на окончание - занимают соответствующие места-домики.

Педагог обращает внимание детей на панно «Весенний парк», где расположились разные птицы. Дети их называют и объединяют в группы перелетных и зимующих птиц, знакомятся с правилами новой игры

Игра с пением «Зимующие и перелетные птицы» /ред.М. Картушиной/.

Ход: Дети делятся на две команды:1- ая - перелетные птицы, 2-я -зимующие. Дети образуют два круга, взявшись за руки, идут под песню /речитатив/:

                       Утки, гуси, журавли,

                       Жаворонки, кулики

                       Из-за моря прилетали,

                       А их дома поджидали:

                       Вороны-караконы,

                       Сороки-белобоки,

                       Воробьи, синицы -

                       Зимующие птицы

На 2-ую часть музыки дети - «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки встают в два круга. Побеждают те, кто быстрее построится.

2. Педагог сообщает о том, что люди издавна заметили связь между природными явлениями и поведением птиц. Предлагает напомнить им

Природные приметы:

1. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев -…/к холодному лету/

2. Увидал скворца -…/весна у крыльца/

3. Птицы летят стая за стаей -…/к дружной весне/.

4. Журавушка курлычет -…/о тепле весть подает/.

5. Птицы ощипываются -…/к дождю/.

6. Воробьи в пыли купаются -…/к дождю/.

7. Подкорми птиц зимой -…/они отплатят тебе добром летом, пояснить, каким образом/.

8. Грач на горе -…./весна на дворе/.

Да, подтверждает педагог: появление грачей - самая верная примета прихода весны. Предлагает поиграть и сделать

Массаж пальцев «Грачи»

                       Мы лепили куличи,                                 «пекут куличи»

                       Прилетели к нам грачи.

                       Первый грач испек пирог,                       загибают все пальцы по порядку

                       А второй ему помог,                                 на левой руке

                       Третий грач накрыл на стол,

                       А четвертый вымыл пол,

                       Пятый долго не зевал

                       И пирог у них склевал.

                       Раз, два, три, четыре, пять,                  хлопают

                       Выходи скорей считать!

А бывало и так - продолжала педагог, - что Весна с приходом задерживалась, долго дорогу искала, видимо. И тогда люди кликали - звали птиц, чтобы они указали Весне дорогу.

Птичьи заклички

 

                       Жаворонушки, прилетите-ка,                    руки вверху, призывно машут ими 

Весну-красну принесите-ка!                      взмахивают кистями как крыльями

                       Нам зима-то надоела,                                руки «полочкой» перед грудью

                       Весь овес переела.                                     взмах руками от себя

                       Хлеб да капустка -                                      протягивают руки вперед

                       Лучшая закуска!

И тогда прилетали птицы: разные перелетные, а вместе с ними приходила и Весна. Уж как все радовались - и люди, и звери, и птицы. И тогда не смолкали их песни с раннего утра и до позднего вечера. А уж как пели жаворонки!

Слушание пьесы «Жаворонок» муз. П.И.Чайковского

3. Педагог предлагает детям произнести еще раз птичью закличку, а вдруг опять прилетит птичка, как на прошлом занятии и поиграет с ними?                                                    

/Дети произносят закличку, раздается стук в оконное стекло и на подоконнике появляется неведомая /глиняная, резиновая/птица, очень похожая на воробья. Педагог берет ее на ладонь, вносит в зал: все ее рассматривают, пытаются определить: что это за птичка?

Речевая игра «Кто же это?»

Цель: Развивать просодические компоненты речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Зимующие птицы».

Методика. Дети стоят в кругу. Педагог держит на ладони глиняную птичку, подходит к ребенку и спрашивает: «Может, это синица?» Ребенок берет ее в руки и отвечает: «Может, это и синица! /Интонация утвердительно- интригующая/

Этот ребенок поворачивается к следующему ребенку и тоже задает вопрос, используя название другой зимующей птицы. Таким образом, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. Затем они рассматривают таблицу с изображением зимующих птиц, оживляют их с помощью звукоподражаний^| кар-кар; чик-чирик/;цвинь-цвинь, стре-ке-ке,стре-ке-ке, ку--ку,ку-ку и т.д./

Педагог подводит к выводу о том, что это все-таки воробей, но он какой-то чумазый и взъерошенный: или задира и любит подраться с другими забияками или очень долго был в пути. Предлагает предположить, как он к ним добирался: от одного дерева - к другому.

Словесная игра «Воробей»

Методика. Игра проводится в кругу. Дети выбирают себе картинки с изображением деревьев, кладут перед собой.

Педагог дает образец плавной и выразительной речи, начиная игру словами: «Летел воробей, устал воробей, присел воробей на березу». Ребенок, выбравший себе картинку березы, продолжает: «Чив-чив, сидел воробей на березе, слетел воробей на дуб». Ребенок, выбравший картинку дуба продолжает: «Чив-чив, сидел воробей на дубе, слетел воробей на клен» Игра продолжается до тех пор, пока воробей не «облетит» все деревья.

4. Педагог пытается предположить, что воробей в пути натерпелся много страхов, перенес много трудностей; предлагает показать

Мимический этюд

Если поднимался сильный ветер - воробышек прислушивался: что это так шумит?

Если в темном небе мелькал силуэт ястреба - он очень пугался!

Если ветер ерошил его перышки и не давал лететь - воробышек горько плакал

Но когда он увидел, что д/сад уже близко - он очень обрадовался и успокоился.

Педагог замечает, что вид у воробья очень испуганный, предлагает спросить: «Воробей,воробышек, где ты был?» /на речитативе, по очереди/

Воробей отвечает:               Я был в зоопарке у зверей:

                                               Погостил у носорога,

                                               Отрубей поел немного.

                                               Побывал я на пиру

                                               У хвостатых кенгуру.

 

                                               Был на праздничном обеде

                                               У мохнатого медведя.

                                               А зубастый крокодил

                                               Чуть меня не проглотил.                                                               

Педагог и дети успокаивают воробья: его больше никто не обидит, предлагают поиграть в игру вместе с воробышком, показать все, что с ним случилось.

Речедвигательная игра «Где мы были - мы не скажем, но что делали - покажем»

Ход игры: Педагог приглашает 3-4 детей. Они уходят за ширму, там он «по секрету» называет действия и показывает детям: «воробышки летят», «воробышки клюют», « воробышки дерутся», «воробышки замерзли», «воробышки защищаются» Затем дети выходят и показывают все действия под музыку.

1. «Воробышки летят»: дети подпрыгивают на двух ногах, бегают врассыпную, подняв руки в стороны/отрывок из пьесы Л.Делиба «Музыка кукол-автоматов»,1-8 такты

2. «Воробышки клюют»: дети садятся на корточки, голова и корпус наклонены вперед, указат. пальцем пр. руки стучат по полу /музыка Л.Делиба , отрывок из пьесы « Музыка кукол-автоматов».9-16такты/.

3. «Воробышки машут крыльями», армянская нар мел. «Птицы машут крыльями» в обр.А.Долуханяна.

4. «Воробышки дерутся»:дети прыгают друг возле друга, резко машут «крыльями»/Пьеса А.Руббаха «Воробей»/отрывок/

5. «Воробышки замерзли»: дети ежатся, приседают на корточки, руки округлены, голова опущена вниз, шея втянута /Муз. В.Герчик «Песня стрекозы»/

6. «Воробышки греются»: дети хлопают себя по плечам, постукивают нога об ногу, поочередно выставляют их вперед.

7. «Воробышки защищаются от нападения хищника»: яростно машут «крылышками», набрасываются на воображаемого противника и «клюют» его - правая рука согнута в локте, выдвинута вперед. Все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Указательный палец прямой - «клювик», левая рука -«крыло»/муз. Ф.Бургмюллера «Баллада»

5. Педагог объясняет детям, что воробышек еще маленький и рассказать о себе еще не умеет. Предлагает рассказать ему о нем все, что знают сами/показывает фотографию, иллюстрацию/

Слушание нормированной речи с фрагментом ее воспроизведения

Все тело у воробышков покрыто перышками и пухом. Есть коричневые по цвету перышки, белые и черные, но серых больше. Голова у них маленькая, тело слегка вытянуто, заканчивается хвостиком. Есть две ножки, которые заканчиваются лапками. У лапок есть пяточка и пальцы. На пальцах - острые, цепкие коготки, поэтому лапки у них цепкие Есть у воробышков острый клювик, которым удобно клевать зернышки, насекомых и даже защитить себя от опасности. Есть крылышки, поэтому они летают, т.е. это птица. Весной у птиц часть перьев и пуха выпадает, а к зиме вырастают новые перышки и дополнительный пух. Это явление называется ЛИНЬКОЙ. Перья и пух у птиц как шубка: зимой она потолще, а летом потоньше. Среди птиц есть взрослые птицы - это птица-мама и птица -папа, а есть их детки-птенцы. Наш воробышек еще не взрослая птица, поэтому мы и называем его воробышком. Дети знают, кто его папа, кто его мама/дети отвечают: воробей-папа, воробьиха-мама, братья и сестренки - воробьята а все вместе - воробьиная семья. Голоса у родителей по звучанию ниже, голоса деток-воробьят - выше. Предлагает поиграть.

Музыкально-дидактическая игра «Птенчики» муз. Е.Тиличеевой

Педагог отмечает, что дети правильно все делали: на звучание ДО1 «летали и чирикали птенцы», а на звучание ДО2 -«птенчики». Выясняет, что в слове» чик-чирик» звук (р,) мягкий, а в слове «воробышек» -твердый. Предлагает поучить «воробышка» правильному произношению этих слов и выполнить                                                                                      

Артикуляционную гимнастику «Воробышек»

1. «Воробышек разговаривает» - дети разводят и смыкают губы - «клювик раскрывается и смыкается.

2. «Качели» - кончик языка касается то верхней, то нижней губы, у «воробышка»-то верхней, то нижней части «клюва»

3. «Веселый язычок» - кончик языка упирается то в верхние, то в нижние бугорки - десны: вверх-вниз,вверх-вниз; поиграет с верхними зубами: то толкнет их, то обнимет. Поиграет с верхней губой - «клювиком»:то спрячется под нее и прилипнет, то резко выскочит из-под нее;

язычок играет с верхними бугорками-деснами: прижимается кончиком языка - отскакивает назад как мячик.

4. «Воробышек поет» -сильно дуют на верхние десны и петь слоговые песенки: «Ты-ты-ты, тэ-тэ-тэ. Затем так же - со звонкой слоговой песенкой: «Ды-ды-ды; дэ-дэ-дэ».

5. «Лошадка» цокают языками , изображают всадника

6. «Грибок» -широкий язык то сильно прилипает к потолку домика-ротика, то отрывается от него

7. «Язычок балуется» -завести широкий язык назад к горлышку, прижать его к потолку домика-ротика/к нёбу/ и сильно толкнуть его к бугоркам за верхними пепредними зубами с сильным ветерком и песенкой «дрынь» /3 раза/

Пение слоговых песенок вверх и вниз по лесенке с гласными первого ряда со взмахами рук - «крылышек»

Методика: Во время вдоха руки, согкнутые в локтях, поднимаются вверх. Кисти с ровными сомкнутыми пальцами перед грудью. С произнесением каждого слога локти рук резко опускаются вниз.

                                                                      ОТР

                                                                ЭТР      ЭТР

                                                      ЫТР                       ЫТР

                                               УТР                                        УТР

                                      АТР                                                                   АТР

Пение слоговых песенок вверх и вниз по лесенке с гласными второго ряда со взмахом рук-«крылышек»

                                                                      ЁТР

                                                                ЕТР     ЕТР

                                                      ИТР                   ИТР

                                               ЮТР                                    ЮТР

                                      ЯТР                                                     ЯТР

«Воробышек» заверяет, что он будет стараться делать это упражнение часто, чтоб научиться правильно произносить твердый звук (Р) и научит этому своих друзей- «воробышков».

5. Педагог и дети хвалят «птичку» за терпение и храбрость и заверяют его, что люди очень любят этих сереньких птичек-невеличек, пишут о них рассказы, сказки, песни, музыку. Предлагают ему послушать стихотворение «Воробей»

                                   -Чик-рики, чик-чирик!

                                   Воробьишка с ветки - прыг!

                                   Воробей, воробей,

                                   Во дворе он всех храбрей!

                                  -Берегись, крадется кошка!

                                   -Подразню ее немножко,

                                   А потом на ветку - вмиг…

                                   Прыг!

А композитор А.Руббах написал про воробья музыкальную пьесу

 Слушание пьесы «Воробышек» муз. А.Руббаха

Педагог сообщает «воробышку» о том, что дети умеют инсценировать любые песни, в том числе и про птиц.

Инсценирование песни «А воробьи чирикают» муз. Н.Елисеева

1. Весна придет,                            плавные движения руг внизу спереди назад,

Растает лед (2 раза)                      а затем слева направо

Танцует все, и все поет                разводят руки в стороны

Припев:

А воробьи чирикают                       машут руками- «крыльями»

А воробьи чирикают…

А воробьи чирикают…

А воробьи: «Чирик, чирик!             делают «пружинку» ногами

А воробьи: «Чирик, чирик!»          кружатся

А воробьи чирикают!                     Ритмичные движения указательного и большого пальцев

                                                         рук: пальцы то плотно прижимаются, то разъединяются- 

                                                         «клювики»

2. И летом красным                       «фонарики»

Все цветет(2 раза).

Цветные песенки поет                 покачиваются слева направо, руки разведены в стороны

Припев:                                            машут руками - «крылышками»

3. Отправит осень                           покачиваются из стороны в стороны с разведенными

                                                          руками- «крыльями»

Птиц в полет(2 раза)

Дождями долгими                       пальцы поднятых рук резко движутся

Поет.                                             сверху вниз

Припев:                                        повторяется

4. Морозы зимние                        дети ежатся, похлопывают

Придут(2 раза).                        ладошками

Кому до песен                          удивляются, поворачиваясь то в одну,

Звонких тут?                             то в другую сторону

Припев                                             повторяется

Педагог подтверждает: да именно за выносливость и мужество любят зимующую у нас птичку:

                       За что люблю я воробья?

                       За то, что он такой, как я:

                       Когда приходят холода -

                       Не улетают никогда!

Появляется ребенок (подготовленный персонаж) с воробьем в клетке. Поет песню/или произносит слова в форме ритмодекламации)

Пение песни «Серенький воробышек» муз. В.Иванникова

                       Серенький воробушек 

                       И пуглив и мал.

                       Он упал из гнездышка

                       И крыло сломал

 

                       Я понес воробышка

                       Осторожно в дом.

                       И сказал я ласково:

                       «К доктору пойдем».

 

                       Серенький воробышек,

                       Маленький мой друг.

                       Я о нем заботился,

                       Хлеб давал из рук.

 

                       Говорил воробышку:

                       «Не горюй, малыш!

                       Скоро ты поправишься,

                       К маме улетишь».

Дети рассматривают птичку, расспрашивают о том, как она чувствует себя теперь, идут вместе на улицу и выпускают птицу на волю. Затем идут проверяют кормушки, насыпают хлебных крошек, семечек, пшена, наблюдают, как птицы клюют , суетятся, чирикают:

                       Хлебных крошек не жалей,

                       Заслужил их воробей.

                       Ты приладь ему кормушку,

                       Кликнет он свою подружку,

                       И пойдет веселый стук:

                       Тук-тук-тук,

                       Тук-тук-тук…

Релаксация: наблюдение за птичками, слушание пения воробышка на участке




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музыкальная игра-сказка

Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви...

«Наутилус»

«Наутилус» Экскурсии в "Наутилус" дают возможность увидеть и ощутить близость с миром подводного царства, показать разнообразие рыб обитающих на планете. Дети...

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...