Конспект организованной деятельности для старших дошкольников «Народный костюм и игры Белгородской области»

 

Цели:

  • расширять представление детей о старинном русском национальном костюме и играх нашей области;
  • формировать интерес к прошлому наших предков их представление об окружающем мире и отражение этих представлений в оформлении национального костюма;
  • знакомить детей с народными играми родного края, развивать желание в них играть;
  • воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание предметов одежды национальных костюмов женщин и мужчин, рассматривание фотографий с элементами вышивки.

Оборудование: куклы в национальных костюмах Белгородской области, рушники, фотографии, магнитофон, кассета с записями народных песен Белогорья.

Воспитатель: Здравствуйте лебёдушки! Здравствуйте молодцы! Поклон вам гости званые и желанные.

В групповую комнату входит девочка и мальчик в костюмах царя и царевны. Дети образуют круг вокруг царевны, а царевич за кругом. Дети идут по кругу и поют:

Ой, в городе царевна, царевна,

За городом царёв сын, царёв сын.

Подойди, царевич, близонько, близонько,

Поклонись царевич низенько, низенько,

Подойди царевич, всё ближе, всё ближе,

Поклонись царевич всё ниже, всё ниже.

Сделай для царевны вороточки,

Да вывези царевну с городочка

Приведи царевну с кругом рядом,

Да поставь царевну рядом, рядом!

Ребята, сейчас мы играли с вами в народную старинную игру Белгородской области, где Ваня и Алина одеты в костюмы царя и царевны. А как вы думаете, что можно было узнать в то далёкое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, какого возраста, семейный или холостой, богатый или бедный). Мы с вами знаем, что одежда на Руси имела различное назначение. Была, например, одежда праздничная. А какого ещё назначения одежду вы знаете? (рабочая, повседневная, похоронная). Русский крестьянин или крестьянка носили на себе много вещей, и каждая из них называлась своим «именем». Вот давайте посмотрим на этих кукол. Вот это женщина. Она одета в красиво вышитую рубаху и сарафан, на голове у неё кокошник, а мужчина одет тоже в вышитую рубашку и чёрные шаровары заправленные в сапоги. Ребята, женщины на Руси носили не только сарафан, (сарафан считался повседневной одеждой) часто на рубаху надевали юбку, которая называлась понёва. Понёвы были распашные – из частично сшитых полотнищ, а были глухие – сшитые полностью. Давайте найдём этот вид одежды у себя на картинках. Посмотрите, как украшали этот вид одежды (вышивкой, шнуром, блёсками). Понёвы были разного цвета, в обычные дни носили чёрные или синие понёвы, для праздника – красные. Ребята, а теперь давайте рассмотрим рубаху (находят на картинках) её шили из домотканого материала из конопли, украшались вышивкой рукава манжеты, по низу, вокруг шеи. У нас есть возможность поучаствовать в процессе украшения. Всё необходимое у вас на столе. Ещё раз посмотрите на эту рубашку, вспомните особенности орнамента нашего края (прямые линии, ромбы, розетки, треугольники) и украшайте бумажные шаблоны рубах. Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только на праздник. И девушки парни в праздники любили играть в игры, которые требовали находчивости, смекалки, ловкости и упорства, предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота». Правила игры таковы: Двое водящих получают имена «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки. Проходят через эти ворота. Игроки, изображают ворота, поют:

Золотые ворота пропускают навсегда.

Первый раз – прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! – и опускают руки.

Тот, кто оказался за воротами, остаётся у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: у «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – «к солнцу», а кто к «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание. Кто перетянет, та команда и выиграла.

Ребята, посмотрите, у вас на столах есть ещё элементы народного костюма, кто знает, как они называются. Дети показывают и называют фартук и пояс.

Правильно ребята, только фартук на Белгородчине называли завеска, они были высокие, которые одевались на шею, короткие, которые, повязывались на талию, украшенные кружевом, тесьмой, вышивкой, аппликацией.

Пояс ещё называли кушак, тесёмочка, опоясочка и в русском костюме это был очень важный элемент. Ходить без него считалось грехом так как пояс защищал человека от недобрых сил, считался охраной и оберегом.

Ребята, а вот мы и рассмотрели весь народный костюм Белгородской области, а кто сможет его выложить на макете у доски (ребёнок выкладывает, и все дети уточняют элементы одежды). Но у нашей куклы, что то на голове, может, кто знает? Если дети затрудняются, воспитатель рассказывает, что у наших пробабушек головных уборов было много (чепец, бархатник, сорока, кокошник, платок, подшальник). Это было связано с национальными обрядами и традициями. Вот, например, считалось, что непокрытые головы замужней женщины приносят несчастье и с непокрытой головой она не только не могла выйти на улицу, но и показаться дома. Первый головной убор надевали на девушку перед венчанием. Мужчины тоже ходили в головных уборах: гречевник, шапка – куркуль, малахай, картуз. Каждый головной убор имел своё предназначение, например, платок и гречевник мужчины и женщины надевали на работу, а картузы кокошники на праздник. Ребята, я предлагаю вам поиграть народную игру, которая называется «Дедушка Мазай».

Участники игры, выбирают дедушку Мазая. Договариваются между собой, какие движения обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т.д.) будут ему показывать.

Двигаясь к дедушке Мазаю поют:

Здравствуй дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были, мы не скажем,

А что делали покажем!

После этих слов изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадал – дети разбегаются, а он их ловит. Первый пойманный становится дедушкой Мазаем. Игра повторяется. Если дедушка не отгадал, ему показывают другую работу.

А сейчас можете рассмотреть подлинные предметы одежды, размещённые на нашей выставке и примерить элементы народного костюма.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «Космические…

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Космические помощники» Цель: дифференциация сонорных звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ в речи, развитие связной речи...

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»