Психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста художественной литературы

 

Художественная литература играет огромную роль на формирование речи детей.

Воспитательно-образовательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Необходимо выделить и усвоить психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста этого вида искусства.

Восприятия литературного текста представляет собой высший этап понимания речи и предполагает наличие у детей сформированных уровней речи: звукового, лексического, грамматического, семантического.

В свою очередь литература является мощным средством формирования всех сторон речи ребёнка. В произведениях литературы речь идёт не о простом речевом сообщении, не о простом связном контексте, а о тексте художественном, о произведении искусства, которое оказывает большое всестороннее воздействие на личность ребёнка в целом. Восприятие литературных произведений - есть сложная психологическая деятельность, которая представляет собой единство протекания познавательных, эмоциональных и образных процессов, и которая направлена на познание художественной деятельности заключённая в произведении. Познание формируется из знакомства с героем произведения, его поступков; из мотивов этих поступков; из языка произведения; речи. В свою очередь познание формирует воображение, которое может быть творческим, воссоздающим.

Появляется эмоции, состоящие из сопереживания, сочувствия, способности вставать над героем с авторской позиции. В раннем дошкольном возрасте восприятие художественного произведения зависит от личного опыта детей. Многие факты не совпадающие с личным опытом ребёнка осмысливаются им не верно. Отсюда появляются ошибки в понимании героя, мотивов его поступков, т. к. он не умеет осмысливать ситуации, потому что они не знакомы ребёнку по личному опыту. Воспринимая литературного героя, дети видят прежде всего его внешние действия и поступки, и с трудом проникают в мир внутренних переживаний и чувств, не могут понять скрытых мотивов и поступков. Оценку героев они дают ориентируясь на отдельный, яркий, но не обязательно главный и существенный в характеристике героя поступок, лиса выманивает петушка - (внутренняя хитрость, внешняя - горох). Необходимо обратить внимание на мотивы действий героя, его намерения и переживания. Это можно обеспечить правильным чтением воспитателя.

Эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не контекстным, т. е определяется причинами независимыми от произведения:

- настроение ребёнка в данный момент,

- стериатипными знаниями,

- эмоциями воспитателя (если неверные).

Задачей воспитателя является постепенное расширение и совершенствование эмоционального опыта детей. Формирование умения внимательно слушать и воспринимать произведения, а также видеть авторскую оценку героя, авторское отношение к герою.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по аппликации «Скворечник» в старшей группе

Конспект НОД по аппликации «Скворечник» в старшей группе Цель: Изготовление поделки «Скворечник» из цветного картона. Задачи: Продолжать учить детей вырезать из картона...

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в…

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал и рассыпаются. Вед.1...

Читайте также

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби»

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби» Звучат фанфары.Ведущий: Вот и пришел этот праздник последний, Долго мы ждали его – целый год! Ждали...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность...

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...