Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды и позиция воспитателя»

Развитие ребенка зависит oт того, как его воспитывают, как организовано вос­питание, где, в каком окружении он растет — монотонном, однообразном, стандартном или разнообразном, насы­щенном, неординарном, изменяющемся. Человеческая и профессиональная пози­ция воспитателя в том и состоит: помо­гать полноценному психическому разви­тию ребенка. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в кото­рой живет ребенок, - либо способствует, либо не способствует развитию его спо­собностей.

В разделе «Организация жизни и воспитания детей» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Предметно-развивающая образовательная среда.

Программа предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макро­среда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игруш­ки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития могут выступать:

  • уголок для ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настолько-печатных игр;уголок природы (наблюдений за природой);
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от ме­бели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигатель­ной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, сти­мулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Окружение ребенка

Важно запомнить: в окружении ребен­ка должны находиться стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т. е, предоставляющие возможность применять ус­военные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Создавая «среду обитания», воспита­тель решает задачи творческие — он и дизайнер, и декоратор, и кукольник, и портной, и художник, и конструктор, и психолог, и мастеровой.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Журнал «Дошкольное воспитание»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной…

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной группе Тема: «Времена года» Цель занятия: Закрепить знание детей о временах года...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Читайте также

«Милая мама»

«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...