Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды и позиция воспитателя»

Развитие ребенка зависит oт того, как его воспитывают, как организовано вос­питание, где, в каком окружении он растет — монотонном, однообразном, стандартном или разнообразном, насы­щенном, неординарном, изменяющемся. Человеческая и профессиональная пози­ция воспитателя в том и состоит: помо­гать полноценному психическому разви­тию ребенка. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в кото­рой живет ребенок, - либо способствует, либо не способствует развитию его спо­собностей.

В разделе «Организация жизни и воспитания детей» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Предметно-развивающая образовательная среда.

Программа предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макро­среда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игруш­ки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития могут выступать:

  • уголок для ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настолько-печатных игр;уголок природы (наблюдений за природой);
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от ме­бели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигатель­ной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, сти­мулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Окружение ребенка

Важно запомнить: в окружении ребен­ка должны находиться стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т. е, предоставляющие возможность применять ус­военные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Создавая «среду обитания», воспита­тель решает задачи творческие — он и дизайнер, и декоратор, и кукольник, и портной, и художник, и конструктор, и психолог, и мастеровой.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Журнал «Дошкольное воспитание»





Новые публикации

Конспект открытого занятия - НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие…

Конспект открытого занятия - НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» в подготовительной группе на тему: «Как дети лучики искали» Цель:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной безопасности» Дошкольный возраст (4-5) лет Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие...

Дидактическая игра «Лото – «Знаки дорожного движения»

Дидактическая игра «Лото – «Знаки дорожного движения» Настольная дидактическая игра «Лото – Знаки дорожного движения» предназначена для детей 4-7 лет. Игра...

Читайте также

Конспект занятия на тему «В мире насекомых» (в средней группе)

Конспект занятия на тему «В мире насекомых» (в средней группе) Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни;...

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с природой (образовательная…

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с природой (образовательная область «Познание») на тему: «Гости из Африки» (Для детей второй младшей группы)   Программное содержание: Образовательная...

Рабочая программа для детей 4-5 лет

Рабочая программа для детей 4-5 лет   I. Целевой раздел 1.  Пояснительная записка Рабочая программа средней группы «Зайчата» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада...


Комментарии





В блогах

Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                            ...

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров»

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров» Составитель: Дубогрызова Е.Н. Цель : Формирование и укрепление свода стопы у детей среднего возраста. Задачи:  1. Укреплять костно-мышечный аппарат стопы и голени через игровые упражнения для...

«Развитие социальных навыков у дошкольников старшего возраста"

ЦЕЛЬ : развитие социальных навыков у дошкольников с помощью улучшения их эмоционально-личностных особенностей. ЗАДАЧИ: - развитие и совершенствование социальных навыков; - расширение вариативности речевого поведения у детей; - снятие психоэмоционального напряжения СОДЕРЖАНИЕ: 1Упражнение «Давайте поздороваемся». 2.Прогулка по осеннему лесу(в зависимости...

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности»

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности детей» Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности. Задачи: • способствовать воспитанию...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство