Применение игровых технологий в процессе формирования полоролевого воспитания
Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями. Это проблема остается актуальной и в настоящее время. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. И вовсе не стоит девочкам запрещать играть в «мужские» игры, а мальчикам играть в пупсов и балерин. Психологи в один голос утверждают, что это никакой опасности для развития детей не несёт. А вот польза огромна. В этих играх дети учатся различать роли, которые должен в обычной жизни выполнять мужчина и женщина. В реальной же жизни ребенок должен осознавать себя, как конкретная личность - мальчик или девочка. В противном случае неизбежны отклонения.
По данным многих современных и зарубежных исследований видно, что осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс, который соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И.С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики - не только возрастные, но и половозрастные.
В литературе определены задачи полоролевого воспитания. Так, Т. А. Репина выделяет следующие задачи полоролевого воспитания:
• формирование первых идеалов семейных отношений и начальных представлений о мужественности и женственности, а также социально одобряемых половых ролей соответствующих возрасту;
• обучение реализации этих представлений, как в воображаемых ситуациях, так и в реальном взаимодействии с окружающими людьми разного пола, в том числе со сверстниками противоположного пола;
• воспитание у ребенка чувства гордости за свой пол.
Содержание полоролевого воспитания отражает разные аспекты социальной культуры: нравственно-этической (правила, нормы взаимоотношений между людьми разного пола); семейно-бытовой (дифференциация домашних обязанностей, функций в соответствии с половыми признаками); гендерной (специфика внешнего вида, доминирующих видов деятельности, увлечений).
Что же такое полоролевое воспитание? Бесспорно - это составная часть полового воспитания, в результате которого происходит овладение ребенком культурой взаимоотношения полов, развитие адекватного полу модели поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Подростковый возраст считается наиболее благоприятным в отношении к своему собственному полу, к формированию статуса полоролевого поведения. Половое воспитание имеет свою специфику, цели и общественное назначение, задачи, пути и методы, принципы организации, а также содержание.
Проблема формирования полоролевого поведения у подростков с ОВЗ до настоящего времени остается одной из острейших для педагогов специализированных учреждений, и для семьи, где воспитывается. В программах, по которым работают педагоги половое воспитание, как отдельное направление деятельности не выделяется.
Известно, что у детей и подростков с ОВЗ, отмечаются различные нарушения в развитии личности, обуславливающие значительные сложности при форсировании социальных связей и отношений. На нарушение социальной адаптации могут влиять отклонения формировании половой идентичности и освоении половых ролей.
Кроме того, проблема формирования культуры полового поведения у подростков, с ОВЗ актуальна еще и потому, что недоразвитие эмоционально-волевой сферы создает значительные трудности при социальной адаптации.
В связи с ограниченностью сферы общения подростков, как в семье, так и в специализированном учебном заведении, где невозможно в полной мере показать модель поведения, соответствующую эталону культуры полового поведения, следует сказать о том, что полоролевая социализация у таких особенных подростков искажена.
Современные тенденции о возможности интеграции таких лиц в общество, могут привести к усилению неблагоприятного влияния общества на подростков. Возрастает вероятность образования гетеросексуальных связей. Возникает риск нежелательной беременности. Подобным образом, подростки с ОВЗ являются наиболее уязвимой частью молодежи. в смысле возникновения сексуальных девиаций.
Начинать коррекционно-педагогическую работу нужно как можно раньше (в возрасте 8-10 лет), в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без дополнительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстрированного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликации и т.д.) для более полного усвоения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга, сложных как по форме, так и по содержанию норм поведения взрослых.
Следовательно, необходим поиск форм и способов организации воспитательной работы, по формированию у девочек - подростков реабилитационного центра собственного варианта жизни, достойного его, как человека современного общества.
И так в моей работе с девочками с ОВЗ главным механизмом выступет личностно-ориентированные технологии.
Известно, что гендерные стереотипы закрепляются в сознании детей через игру, игрушку и определяют выбор полоролевого поведения независимо от уровня интеллектуального развития.
Средства: использование народных игр, сказок, пословиц, поговорок, колыбельных песен и т.д.
Методы: специально организованные проблемные ситуации; игровые и реальные диалоги; игры театральные, имитационные, сюжетно-ролевые, драматизации.
Форма организации – деятельности игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др.
Чтобы девочки росли женственными, особое внимание уделялось воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Вследствие чего организация воспитательного процесса проходила через активность самих воспитанниц, в различных видах детской деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, в общении, игре и др.
Работа осуществлялась комплексно, использовались все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это были: организованные занятия (групповые, индивидуальные); этические беседы; игры; моменты общения с детьми; прогулки; экскурсии; самостоятельная работа детей; решение моральных ситуаций и т.д.
Формирование полоролевого поведения девочек с ОВЗ стало более эффективным при использовании литературных произведений, так как воспитанницы, идентифицировали себя с привлекательным литературным героем, старались перенять его черты и в процессе слушания, испытывали отвагу героя, нежность и любовь героини. Через сопереживание герою произведения, его трудностям, несчастьям, шло присвоение образа и осознание себя через него. Формирование представления о женственности, а так же идеалов семейных отношений.
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играли все сказки и народные, и авторские, и дидактические. Девочкам читали самые разнообразные сказки. Так как с помощью сказок, они могли понять требования народной морали, образцы нравственного поведения; а также стихов и рассказов являющийся моральным кодексом и сводом правил поведения – формировались представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Формы работы с художественными произведениями использовались разнообразные - это и чтение на специальных занятиях, этические беседы по содержанию произведений, драматизация художественных произведений, использование примеров из произведений при обсуждении ситуаций, возникающих в группе, разрешении конфликтов между девочками. Часто практикуется нашей в группе чтение книг вслух, потому что это дает пищу их воображению, здоровой самооценке, и может облегчить будущую жизнь как женщины.
Овладению традиционными свойствами личности: женственности у девочек помогали не только такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), но и элементы женских костюмов, которые наиболее полно сочетается при театрализации.
Одним из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. В театрализованной постановке девочки могли через роль реализовать полоролевое поведение, так как герои произведений стимулируют их к присвоению личностных качеств героя, создают театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи демонстрируют несколько моделей поведения, а они выбирают из них самую правильную.
Театрализованная деятельность нашей группы включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей (организованные силами воспитателей группы, родителей и детей) беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам;
- разыгрывание разнообразных стихов и песенок;
- игры и ситуации по произведениям, игры - имитации и импровизации;
- настольно - печатные, дидактические и развивающие игры;
- подвижные речевые игры с персонажами сказок;
- музыкальное сопровождение спектаклей и занятий;
- музыкальные игры и упражнения;
- слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку;
- чтение художественной литературы;
- подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности с девочками проводились специальные этюды, упражнения на развитие эмоций:
- пластические, мимические этюды;
- упражнение на интонационную выразительность;
- упражнения на имитацию движений.
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играли иллюстрации. Наглядность позволяла не только создавать у девочек правильные образные представления, но формировать понятия об изучаемом предмете, а также, для понимания связей и зависимостей. Она придавала эмоциональную окраску познанию, повышала интерес воспитанниц к знаниям и делала процесс обучения более легким, развивала внимательность, мышление. Использование для решения задач полоролевого воспитания наглядно-иллюстративный материал, было достаточно разнообразно. Это, например:
• репродукции картин известных художников соответствующей тематики в разных жанрах: портрета, бытовой живописи и др. («Утреннее солнце» Паулин Палмер, «Бабушкины сказки» Максимов Виталий, «Кружевница» Тропинин Василий Андреевич и др.)
• иллюстрации к фольклорным произведениям, произведениям художественной литературы;
• тематические альбомы и фотоальбомы: « Наш семейный альбом», «Профессии нашей семьи», «Человек среди людей», «Он и она» и др.;
• модели и схемы: древо семьи, герб семьи, план дома, квартиры.
Так же очень эффективными в моей работе являлось использование проблемных ситуаций, близкие жизненному опыту детей. Метод проблемной ситуации помогал решать такие вопросы, как: «Подумай, прежде чем что – то сделать! Как должна себя вести девочка в данной ситуации, чтобы не случилось неприятностей?».
Часто девочкам предлагались творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких).
Выполнение таких творческие задания, как:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
- Приготовили маленькие сценки: «Гость на пороге», как пригласить, как встретить, как принять подарок.
В ситуацию включались проблемы с рядом действий, где девочкам предоставлялось право выбора, осознание себя как представителя определенного пола и к своей будущей половой социальной роли. И, конечно же, все эти задания обязательно заканчивается этическими беседами, где и уточнялись представления о женственности.
Особую роль в полоролевом воспитании девочек играла развивающая среда группы. Ведь среда – это центр, где зарождается основа для положительных взаимоотношений, сотрудничества, бережного отношения и организованного поведения. Большое значение в организации предметно-развивающей среды имело активное участие самих девочек, где они сами принимали участие в создании уголков, атрибутов, книг. Организация выставок рисунков, поделок, отражающие представления их о семье, мужских и женских качествах. В группе пробуем «вести домашнее хозяйство», а, как известно, «дом вести – не лапти плести».
В оформлении помещения группы использовались простейшие маркеры для совместной трудовой деятельности.
Для упрощения и закрепления, применялись схемы - действия трудового процесса (планирование (что), последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем), способы (как), методы и средства (чем), результат (что получится).
А так же карточки-символы, выражающие доброту, красоту, силу и др., ценности, которые определяют и направляют поведение.
С большим интересом воспитанницы слушали тему “Культура поведения за столом” и даже этому учили иногда своих родителей. Навыки и умение, необходимо сформировать уже в детстве, тем самым закладывать установку для дальнейшей жизни. Корректируя практические навыки, девочкам предлагались и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию.
В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у девочек возникала потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Сюжетно-ролевая игра являлась деятельностью, в которой воспитанницы брали на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводили (или моделировали) жизнь взрослых и отношения между ними. Играя вместе с детьми, я показывала способы поведения, обращая внимание на правильное поведение девочек; акцентируя внимание на поведения ребенка с партнером по игре. Для закрепления в поведении девочек позитивных стереотипов, подбирала сюжетно-ролевые игры, в которых отражались разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе, частично преобразовывая известные события; а так же вместе с ними придумывала новые истории на основе реальных событий. Играя роль, девочки выполняли определенную социальную функцию, дифференцированную по полу.
Важное значение в полоролевом воспитании имели и дидактические игры, позволяющие обогащать и уточнять знания детей о содержании мужских и женских ролей (внешний вид, одежда, прическа, профессии и др.); способствующие социально-нравственному развитию: где осуществлялись познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в них воспитанницы учились быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Дидактические игры:
«Мама»
Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу.
Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры: С помощью педагога девочки сочиняют рассказ на тему «Какая моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет. С помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы», «Давайте найдем "волшебные слова" для мамы». Такие игры укрепляют детско-родительские отношения.
«Кто что носит?»
Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Материал. Фланелеграф; дидактическая игра «Одень Таню и Ваню»
Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам – Тане и Ване.
Ход игры. Педагог по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.
«Наши прически»
Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.
Материал. Муляж головы куклы, банты, резинки, расчески, фен, бигуди, зеркало, картинки с изображением причесок девочек и мальчиков.
Задание: Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты, и предлагается сделать кукле прическу.
«Сундучок хозяюшки»
Цель. Расширить представление о быте; развивать уважительное отношение к труду женщины.
Задание. Рассмотреть предметы хранящиеся в сундучке. Накормить куклу Машу, одеть куклу Машу на прогулку, помочь ей принять гостей, вылечить куклу Машу с использованием предметов из сундучка
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Символические игры - организует ту часть мышления, которая опирается на сформированные образы и символы. Игра закрепляет социальный опыт, так как дает возможность воспроизвести в игре все то, что для ребенка важно.
«Кто живет в твоем сердце?»
Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т.д.
Отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.
Использование имитационных игр - позволило расширить социальный кругозор, создать простор для проявления их индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Возможности этой игровой деятельности позволило проявить в активизации познавательных способностей воспитанниц, коррекцию недостатков личностного развития, формированию умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.
Имитационные игры:
«Любящие родители»
Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое
отношение родителей к своим детям.
«Бездомный щенок»
Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
«Разъяренная курица»
Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных;
Способ выхода из этого состояния.
4. «Охота Бабы Яги»
Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Чтобы способствовать социальному развитию воспитанниц, необходимо было использовать всевозможные формы игры.
Так игровые ситуации позволили, научить не только, слушать и наблюдать, но и активно действовать. Здесь проходили тренировки в выполнении отдельных игровых действий, которые связывали в сюжет, учились регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Использование музыкальных игр позволило проявить творчество,
восприятие музыки, исполнительство, музыкально-ритмическую деятельность, музыкальные занятия формировали у девочек - женское начало.
В танцевальных движениях воспитанниц обязательно поощрялись такие качества как плавность, легкость, пластичность, изящество, кокетливость, мягкость движений.
Использование в своей работе хороводных игр, позволило реализовать в девочках свои желания, предпочтения, фантазии, свободы выбора, инициативности, самостоятельности.
Подросток – человек противоречивый, любит поспорить и поупрямиться.
Это тот возраст, когда работа по полоролевому воспитанию становится значительной. Это взаимоотношения между мальчиками и девочками, отношения с взрослыми, конфликтные ситуации, которые создаются в этом возрасте с учителями, сотрудниками, мальчиками, отношение к моде, косметике, и т.д .
Занятия по формированию семейных ценностей позволило уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
С девочками были проведены такие беседы как: «Какой я вижу свою семью», «Семейные ссоры», (конфликтные ситуации), «Супружеские взаимоотношения», «Семья и её функции», «Роль в семье мужчины и женщины», «Нравственный климат семьи». Такие занятия помогают познакомиться с ролью мужчины и женщины в браке, познакомиться с основными «законами» настоящей семьи, выявить разницу между законным браком и гражданским, познакомиться с семейным кодексом. На основании бесед с девочками были сделаны коллажи «Современная женщина». Который показал, что современная женщина – это образованная, красивая, стильная, ухоженная женщина, имеющая дом, своё дело.
Совместно с психологом в группе были, проводились тренинги, упражнения, такие как «Поиграем в семью», цель которого - дать возможность участникам смоделировать своё семейное будущее, помочь осознать значение семьи в человеческой жизни, задание «Сложные ситуации», где читались и разбирались участниками предложенные ситуации, проводились их обсуждения, и выбирались правильные.
По моему наблюдению после проведённых занятий изменилась в положительную сторону обстановка в нашем коллективе. Девочки стали более уважительны, доброжелательны, предупредительны друг к другу, чаще проявлять свои лучшие стороны, то есть применяют полученные знания и умения в реальной жизни.
И, конечно же, главенствующая роль в полоролевой социализации воспитанниц принадлежит родителям. Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья - самый древний и важный институт воспитания. Хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие своих детей. Ребенок наследует качества обоих родителей, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми. Считается, что с раннего возраста мать обучает ребенка тому «как», а отец – тому «что» хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие детей. Отец учит детей быть «кем-то», а мать – быть «кем-то для кого-то».
Для реализации задачи по повышению роли семьи в полоролевом воспитании девочек мною были определены следующие цели:
1.Повысить компетентность родителей в вопросах полоролевом воспитании;
2. Создать условия для осуществления полоролевого воспитания в семье и в учереждении.
Алгоритм работы с родителями заключался в следующем:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений;
- проведение анкетирования, опросников на предмет выявления особенностей воспитания девочек в семье;
- организация консультаций для родителей, плановых бесед, рекомендаций по вопросам индивидуального развития девочек;
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации утренники, изготовление совместных работ на выставки и др.);
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее).
Изучение семьи позволило мне ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Всю работу по приобщению родителей к педагогическому процессу выстраивать на добровольном сотрудничестве и взаимоуважении.
Педагог - не только воспитатель, но и партнер родителей по воспитанию.
При взаимодействии с родителями воспитанниц приходилось учитывать определенные принципы работы с взрослыми:
- Отказ от критики участников процесса обучения;
- Обеспечение свободы мнений;
- Уважение жизненных позиций;
- Удовлетворение познавательного интереса.
Таким образом, полоролевое воспитание имеет большое значение в воспитании и обучении детей подросткового возраста. Оно формируется в семье и в учреждении. Педагог и родители должны следовать единой цели для достижения необходимого результата.
И в заключение, родители и педагоги должны стремиться развить у детей, прежде всего, положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества женственности и, конечно же, полной самореализации и в семье. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний.
*****
Литература:
1. Пять бесед с девочкой, или говорите об этом свободно. Новосибирск «Наука», 1999г.
2. В семье сын и дочь. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов.Москва«Просвещение», 1995г.
3. Книга для девочек: Откровенно о сокровенном. О.М.Стельникова. Москва «Центр полиграф», 2004г.
4. Актуальные проблемы социализации девушек-подростков: Сборник научных статей / Под общ. ред. Г.М. Лактионовой. К.: А.Л.Д., 1995. 104 с.
5. Антипова А.П. Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учетом полоролевой дифференциации: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Спб., 1999.-209 с. Аркин Е. Переходный возраст и школа // Сов. педагогика. 1939. С. 12- 43.
6. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
7. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии, 2001.-24 с.
8. Бендас Т.В. Гендерная психология.- СПб.:Питер,2005.-58с.
9. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 53-62
10. Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.
11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
12.Алексеев, Б. Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б. Е. Алексеев. - СПб. : Речь, 2006. - 144 с.
Читайте также |
---|
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...
Экспериментирование в детском саду
Экспериментирование в детском саду С самого рождения дети – любопытные исследователи. Они учатся на практике. Исследовательская деятельность носит творческий характер, благодаря...
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ
Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...