Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению

Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введение новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.

Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Немаловажную роль в формировании готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.                 Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводится немного времени.

Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать, поэтому важно приучать детей любое начатое дело доводить до конца.

Переживание успеха - еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Не следует забывать о том, что успешность обучения в школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе.

На основе изученной литературы нами было выдвинуто предположение о том, что система совместной работы семьи и дошкольного учреждения по формированию готовности к школьному обучению позволит эффективно сформировать готовность к школе.

Исходя из тезиса Д.Б. Эльконина о том, что один из главных аспектов готовности к школе – это сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, в основу своего исследования мы положили уровень сформированности предпосылок учебной деятельности:

- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

- умение работать по образцу.

Полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента результаты позволяют сделать вывод о преимущественном преобладании среднего и низкого уровней сформированности у детей предпосылок овладения учебной деятельностью.

Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи в процессе формирования готовности детей к школьному обучению в рамках формирующего эксперимента включало два направления: работа с детьми и работа с родителями.

По первому направлению нами была организована «Школа будущего первоклассника», имевшая целью формирование у детей экспериментальной группы предпосылок учебно-познавательной деятельности, развитие любознательности, самостоятельности, активности.

Содержание экспериментальной работы составили занятия по математике, развитию речи, подготовке руки к письму, художественной деятельности, игры и упражнения с дидактическим материалом, коммуникативный тренинг, игроритмика. B работе с дошкольниками мы использовали приемы развивающего обучения, предложенные Д.Б. Элькониным: необычное начало занятий, «дух открытий» на занятии, поддержание ощущения успешности и т.д.

По второму направлению работы мы организовали семейный клуб «Школа для родителей будущего первоклассника» с целью повышения педагогической компетентности родителей будущих первоклассников. Тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

Широкое применение получили коллективные формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе: родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, регулярные «Дни открытых дверей», на которых мы знакомили родителей с содержанием и методами подготовки детей к школе. Большое внимание мы уделяли индивидуальным формам работы с родителями: анкетирование, тематические консультации и беседы.

В рамках «Школы для родителей будущего первоклассника» мы организовали с родителями обсуждение следующих важных вопросов: психологическая готовность детей к школе, содержание физической готовности, эмоционально-волевая готовность, развитие мелкой моторики, речевое развитие, условия успешной адаптации к школе и др.

Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сформулировать следующие выводы: совестная работа семьи и ДОУ по формированию готовности детей к школьному обучению в значительной степени способствовала: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; повышению психолого-педагогической культуры родителей; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что система совместной работы семьи и ДОУ по формированию готовности к школьному обучению позволит эффективно сформировать готовность детей к школе, подтвердилась.






Новые публикации

Изготовление закладки в технике оригами

Изготовление закладки в технике оригами

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики»

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики» Лето - это самое прекрасное время года, с большими возможностями, чтобы проводить...

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих...

Читайте также

Развитие личности воспитанников в условиях детского дома

Развитие личности воспитанников в условиях детского дома   Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию детей является целью профессиональной деятельности воспитателя детского...

Развивающая игра по сенсорике для детей первой младшей группы «Какая…

Развивающая игра по сенсорике для детей первой младшей группы«Какая коробочка цветом, такая и фигура»   Цель: развивать у детей восприятие цвета, развивать...

НОД в ясельной группе «В гости к матрешкам»

НОД в ясельной группе «В гости к матрешкам»   Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая. Цели: Закрепить название основных цветов, понятие один-много, величину. Развивать разговорную речь детей. Воспитывать бережное...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей "Безопасность ребенка"

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «ДОУ с. Тюменяк»           Консультация для родителей   «Безопасность ребенка дома»             Воспитатель: Муллагалиева Р.Р...

Пальчиковая игра

Sample Image

 для младшей группы

Консультация "Как провести выходной с детьми осенью" -27.09. 2020г

Вот и закончилось время пикников, мороженого и пляжей. Наступила осень. Но даже осенью можно увлекательно провести выходной день всей семьей. Осенью бывают не только дождливые пасмурные дни, но и относительно теплых и солнечных деньков тоже хватает. Грешно упустить шанс провести день...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Путешествие с Доктором Айболитом" (вторая младшая группа)

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие с доктором Айболитом» (вторая младшая группа) Задачи: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство