Консультация для педагогов
«Необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях»

 

(2 слайд) Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(3 слайд) Утверждение о том, что игра - это ведущая деятельность дошкольника известна всем.

(4 слайд) На сегодняшний день достаточно большое количество детей, нуждается в логопедической помощи. Для детей с речевыми нарушениями характерна повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, сниженная познавательная активность. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают важное значение, так как именно в игре возрастает интерес, возникают положительные эмоции у детей и познавательная активность. Проведение логопедической работы с дошкольниками через игру не вызывает сомнений.

(5 слайд) Использование на коррекционных занятиях игровых приемов необходимо в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дошкольник с речевыми нарушениями, как правило, не всегда замечает дефектное произношение, и соответственно не стремится самостоятельно от него избавится.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков длительный и однообразный. Необходимо не один раз проделать одни и те же артикуляционные упражнения, повторить бесконечное количество раз один и тот же звук, слова, предложения. Не всегда это дается ребенку легко, и как правило, если возникают трудности у ребенка пропадает желание и интерес к занятиям.

(6 слайд) И вот здесь, большую помощь в работе с детьми, могут обеспечить игровые технологии. В педагогике под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

Основная цель использования игровых технологий на логопедических занятиях -  повышение мотивации к занятиям, развитие любознательности и как результат - увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем ее основные направления. Буду рада, если Вы будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Коррекционное обучение осуществляется поэтапно и игры, и игровые упражнения используются в соответствии с выделенным направлением, этапами и задачами осуществляемой работы.

На первом этапе ведется работа по укреплению мышц артикуляционного аппарата, а также формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

(7 слайд) Артикуляционная гимнастика не всегда легко дается детям, требует усидчивости и терпения. Но если добавить к упражнениям игровую ситуацию и познакомить детей с Веселым Язычком, у ребят появляется интерес, а наглядное и стихотворное сопровождение упражнений позволяет провести данный вид работы совсем не скучным. Также в своей практике я активно пользуюсь интернет – ресурсами, где артикуляционная гимнастика проходит особо ярко. Можно проводить артикуляционную гимнастику под музыку, подобрав простые мелодии к каждому упражнению.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять с элементами песочной терапии. Учить одновременно и синхронно выполнять движения речевого аппарата и рук (биоэнергопластика - сопряжённая работа пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата). Например, при выполнении упражнения «Расчёска». Язык просовывать между зубами вперёд и назад, пальцами-как грабельками двигать по песку, оставляя следы, или упр. «Лошадка» - ритмично цокать языком, одновременно пальцами в такт «скакать» по песку и т.д.

(8 слайд) В качестве примера использования интерактивной игры хочу представить одно из упражнений по формированию фонематического слуха, которое называется «Буква заблудилась». Ребенок слушает четверостишие, находит в нём неправильное слово и заменяет правильным. Проверить себя ребенок может, нажав на картинку.

(9 слайд) Для развития правильного речевого дыхания помимо использования таких игровых приемов как: «Сдуй бабочку», «Покатай карандаш», «Фокус», и многих других.  

(10 слайд) Можно использовать интерактивные игры онлайн (сайт Мерсибо). Одно из таких упражнений «Вертолет» Цель: развитие сильной и плавной воздушной струи. Выбрав вертолет, надо отправить его в полет – раскрутить пропеллер, дуя в микрофон. В настройках можно выбрать оптимальную нагрузку для ребенка.

(11 слайд) Немаловажная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук. Я применяю такие формы работы как: пальчиковые игры с речевым сопровождением как в традиционной форме, так и используя интернет-ресурсы (например, на сайте Мерсибо «Веселые привидения», где за привидениями дети выполняют упражнения; игровой самомассаж, массаж пальцев шариками су-джок, игры с песком, мозаика, шнуровки также интересны детям.

(12 слайд) Познакомить детей с основными согласными звуками, с положением органов артикуляционного аппарата при их произношении, поставить звук и дать ему характеристику можно при помощи дидактического пособия «Теремок».

Пособие представляет собой сказочный теремок, изготовленный на листе ватмана, который разделен на 5 ячеек (этажей). К теремку также идет набор карточек - символов (окошек), на которых изображены:

- положение артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов);

- тактильные признаки (воздушная струя, голос);

- буквы согласных звуков.

Логопед показывает детям модели-символы и знакомит их с формой рта на каждый звук, положением языка, состоянием голоса и т.д. «Теремок» появляется на занятии с подачи героя - Язычка, который в нём живет и готов научить детей правильно произносить звуки. Такой игровой метод позволяет опосредованно управлять процессом знакомства с пособием. Дети обогащают свой сенсорный опыт и успешно овладевают значениями слов «звук», «буква», начинают дифференцировать согласные между собой.

(13 слайд) На этапе автоматизации звуков помимо традиционных игр с картинками и игровых упражнений можно использовать игры с песком, например, упражнение «Узоры на песке». Рисуя на песке различные фигуры, ребенок произносит закрепляемый звук в слогах или словах.

(14 слайд) Эффективны упражнения с использованием графических навыков: ребенок рисует и проговаривает закрепляемый звук.

Детям также нравится пропевать закрепляемый звук под простую мелодию, используя при этом детский микрофон.

Хочется отметить, что активное применение компьютера значительно экономит силы и время при подготовке к занятиям, так как многие задания можно подготовить заранее и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.

(15 слайд) Так, например, на этапе работы по формированию звукослогового анализа и синтеза слов можно предложить упражнение «Назови первый звук» (игра – презентация), которая сделана на основе методического пособия Т.А. Ткаченко «Звуковой анализ и синтез» Цель: учить детей определять первый гласный звук в слове. Педагог предлагает ребенку четко назвать картинки, которые он видит на экране и выделить первый звук, с которого они начинаются. Затем обращает внимание ребенка на символ звука, который изображен на экране и предлагает убрать лишние картинки нажав на них.

Таким образом, необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и позволяют ускорить преодоление речевых расстройств.

 

 

Список использованных источников:

  1. Бабина Н.Ф. Технология: Методика обучения и воспитания. Часть 2. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015 г. – 328 с.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной…

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной группе Тема: «Времена года» Цель занятия: Закрепить знание детей о временах года...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Читайте также

«Милая мама»

«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...