Анализ предметно-развивающей среды в средней группе №1
При построении предметно-развивающей среды групповой комнаты мы руководствовались приказом Министерства образования от 17.10.13 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Согласно п. 3.3.4. Стандарта предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-пространственная среда группы № 1 соответствует следующим условиям:
Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
Принцип вариативности: предметно-пространственная среда определяется видом группы, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда открывает много возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле является многофункциональной.
С целью полифункциональности использования пространства группового помещения мы условно разделили его на 3 части:
-игровую зону;
-зону двигательной активности;
-рабочую зону.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
Принцип трансформированности среды связан с её полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вывести на первый план ту или иную функцию пространства.
Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Изобразительные материалы, расположенные в центре изобразительной деятельности, могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное-эстетическое»);для детского экспериментирования с бумагой, красками, для классификации карандашей по длине и цвету ,для составления из карандашей, восковых мелков схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»),для общения по поводу содержания рисунка или поделки, по вопросам изобразительных материалов, художественного замысла (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное»).
Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Каждый ребёнок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что и его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Обстановка, в которой находится ребёнок-это его «одежда», из которой он быстро вырастает, поэтому оставаясь по сути привычной и уютной, меняется вместе с ребёнком; более того обстановку меняет ребёнок сам, подстраивая её под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
В среде группы заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач. Это ширмы, которые можно легко передвигать, образовывать из них новые помещения и преобразовывать имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов, это и полифункциональное использование помещения (мягкий спортивный модуль может быть установлен не только физкультурном зале, но и в игровой комнате).
При оформлении группы мы учли полоролевую специфику и обеспечили предметно-развивающую среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Эмоциональная насыщенность-неотъемлемая черта развивающей среды нашей группы. То, что ярко, выразительно, забавно, привлекательно побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребёнка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным всё, что педагог старается организовать для детей.
Каждому ребёнку в группе обеспечено личное пространство (шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, стол, стул и т.д.)
В соответствии с пунктом 3.1.2. Требований, предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализаций основных направлений развития детей: - физическое развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие.
Основные направления развития детей вносятся партнёром-взрослым, и затем реализуется ребёнком в свободной самостоятельной деятельности-индивидуально или совместно с другими детьми. К развивающим видам деятельности относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность (детское экпериментирование) и чтение художественной литературы. Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.
Одно из самых важных требований при создании предметно-пространственной среды – это её безопасность. Поэтому при организации детского пространства мы учли следующие требования СанПиН 2.4.1.3049-13:
- 6.1. – оборудование соответствует росту и возрасту детей, вся мебель имеет маркировку, соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям;
- 6.6. - стулья и столы одной группы мебели и промаркированы, подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей;
- 6.7. – рабочие поверхности столов имеют матовое светлое покрытие; столы для занятий устанавливаем вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении в два ряда, расстояние между которыми 0,5 м;
- 6.10. - используются игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции;
Всё оборудование группы находится в исправном состоянии, соответствует требованиям безопасности, шкафы закреплены к стенам. При обнаружении неисправностей оборудования, незамедлительно принимаются меры к их устранению.
Микрозоны | Оборудование | Цели |
Раздевалка
(Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие)
|
Шкафчики с определением индивидуальных принадлежностей, банкетки.
Информационные папка для взрослых: режим работы детского сада и группы. меню, расписание НОД. Настенное панно «Правила пешехода». Выставка детских работ по художественному творчеству. Постоянно обновляющиеся папки-передвижки.
|
Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, оказывать помощь друг другу.
Формирование коммуникативных навыков, умение приветствовать друг друга и прощаться с друг другом. Информирование родителей о режиме работы ДОУ, режиме пребывания детей в детском саду, содержание работы с детьми. Создание единого сообщества педагогов и родителей. Формирование знаний о ПДД. |
Уголок
двигательной активности (Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие) |
Мячи большие, малые, мячи набивные; кегли, кольцеброс, гантели, корригирующая дорожка. | Поддержание режима двигательной активности.
Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий. Развитие глазомера. Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, Формирование правильной осанки. |
Зона
сюжетно-ролевой игры (все образовательные области)
|
Детская кухня с набором игрушечной посуды: набор чайной посуды, набор кухонной посуды, набор столовой посуды.
Куклы средние в одежде девочек. Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол. Атрибуты для ряженья (Сарафаны, юбки, головные уборы, аксессуары и т.д.) Атрибуты для игр «Семья»,» Детский сад», «Магазин», «Больница», «Строители», «Парикмахерская». |
Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры.
Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определённые правила. Создания условий для развития партнёрских отношений в игре. Развитие творческого воображения, фантазии, подражательного речевого творчества. |
Зона дидактической игры
(Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) |
Наборы картинок: «Транспорт»; «Профессии»; «Виды спорта», «Мебель», «Одежда» и т.д.
Наборы лото, пазлы, кубики (9 и 6 частей), настольно-печатные игры по ФЭМП, математические прописи экономическому развитию. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей). Картотека пальчиковых игр. |
Закрепление знаний и умений, полученных в совместной деятельности со взрослыми.
Развитие логического мышления, памяти, внимания. Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.
|
Учебная зона
Все образовательные области |
Двухместные столы, стулья, интерактивная доска.
Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий по областям: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество» |
Реализация содержания Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в форме непосредственно образовательной деятельности. |
Уголок конструирования
(Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие) |
Средний строительный конструктор.
Мелкий строительный конструктор. Конструктор «Лего». Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, экскаватор). |
Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.
Обучение элементарному планированию действий.
|
Зона «Я – пешеход». (Социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое развитие) | Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из картона.
Мелкий транспорт. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. Небольшие игрушки (фигурки людей). Лото «ПДД», «Правила пешехода» |
Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями. |
Уголок
художественного творчества (Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие) |
Гуашь, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, соленое тесто.
Цветная и белая бумага, раскраски. Кисти, стеки, трафареты, палитра, баночки пластмассовые для воды, |
Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке,
Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии. Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов. |
Уголок книги «Люблю читать»
(Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие) |
Открытые полки для книг: авторские и народные. Детские книги по программе. | Воспитание интереса к книге и чтению.
Развитие избирательного отношения к произведениям художественной литературы. Повышение внимания к языку литературного произведения. Знакомство с писателями и поэтами. Совершенствование выразительности декламации. Воспитание бережного отношения к книге. |
Уголок театра
(Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие) |
Ширма для настольного театра, маски, куклы бибабо, настольный театр.
Магнитофон. Диски с записью сказок. |
Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.
Обучение перевоплощению с использованием мимики, голоса, интонации. Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей. |
Уголок природы
(Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие). |
Растения с различными видами листьев: разновидность фикуса, пелея, папоротник, кислица.
Растения, характерные для различных времён года: - осенью- срезанные в букеты астры; - зимой- зимний огород: посадка лука; рассада цветочных растений; - весной - ветки лиственных деревьев: тополь, клён и т.п.; - летом - букеты летних садовых и луговых цветов. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, фартуки. Календарь природы: |
Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Обогащение знаний о комнатных растениях. Овладение умениями ухода за комнатными растениями. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру. Развитие наблюдательности. Формирование системы знаний о сезонах и установлении причинно-следственных связей. |
Уголок экспериментирования
(Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие) |
Природный материал: глина, песок речной.
Сыпучие продукты: горох, манка, пшено, мука, макароны, орехи Ёмкости прозрачные разного размера, сито, магнит. Краски, палитра. |
Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности. её объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.
Расширение чувственного опыта детей. Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. Формирование способов познания путём сенсорного анализа. Повышение интереса к экспериментальной деятельности. |
Уголок России; «Русская изба».
(Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие) |
Герб Тулы, фотографии с изображением достопримечательностей города. Изделия тульских мастеров: самовар, пряник. Русская печь, люлька, прялка.
Альбомы: филимоновская, дымковская игрушки. Хохломские изделия. Тематический альбом «Государственные символы». |
Знакомство с историей Тулы, её достопримечательностями, ремёслами, знаменитыми людьми, прославившими город.
Воспитание патриотических чувств, любви к родному городу, уважение к людям разных профессий. Побуждение к отражению детьми полученных впечатлений в продуктивной деятельности. |
Музыкальный уголок
(Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие) |
Музыкальные инструменты:
Металлофон, трещотка, маракасы, бубен, Диски с детскими песнями.
|
Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.
Воспитание устойчивого интереса к музыкальным произведениям разных жанров. |
Читайте также |
---|
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...
Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»
Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...