Анализ предметно-развивающей среды в средней группе №1

 

При построении предметно-развивающей среды групповой комнаты мы руководствовались приказом Министерства образования от 17.10.13 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Согласно п. 3.3.4. Стандарта предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметно-пространственная среда группы № 1 соответствует следующим условиям:

Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности: предметно-пространственная среда определяется видом группы, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда открывает много возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле является многофункциональной.

С целью полифункциональности использования пространства группового помещения мы условно разделили его на 3 части:

-игровую зону;

-зону двигательной активности;

-рабочую зону.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

Принцип трансформированности среды связан с её полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вывести на первый план ту или иную функцию пространства.

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Изобразительные материалы, расположенные в центре изобразительной деятельности, могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное-эстетическое»);для детского экспериментирования с бумагой, красками, для классификации карандашей по длине и цвету ,для составления из карандашей, восковых мелков схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»),для общения по поводу содержания рисунка или поделки, по вопросам изобразительных материалов, художественного замысла (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное»).

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Каждый ребёнок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что и его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Обстановка, в которой находится ребёнок-это его «одежда», из которой он быстро вырастает, поэтому оставаясь по сути привычной и уютной, меняется вместе с ребёнком; более того обстановку меняет ребёнок сам, подстраивая её под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

В среде группы заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач. Это ширмы, которые можно легко передвигать, образовывать из них новые помещения и преобразовывать имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов, это и полифункциональное использование помещения (мягкий спортивный модуль может быть установлен не только физкультурном зале, но и в игровой комнате).

При оформлении группы мы учли полоролевую специфику и обеспечили предметно-развивающую среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Эмоциональная насыщенность-неотъемлемая черта развивающей среды нашей группы. То, что ярко, выразительно, забавно, привлекательно побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребёнка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным всё, что педагог старается организовать для детей.

Каждому ребёнку в группе обеспечено личное пространство (шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, стол, стул и т.д.)

В соответствии с пунктом 3.1.2. Требований, предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализаций основных направлений развития детей: - физическое развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- социально-коммуникативное развитие.

Основные направления развития детей вносятся партнёром-взрослым, и затем реализуется ребёнком в свободной самостоятельной деятельности-индивидуально или совместно с другими детьми. К развивающим видам деятельности относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность (детское экпериментирование) и чтение художественной литературы. Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.

Одно из самых важных требований при создании предметно-пространственной среды – это её безопасность. Поэтому при организации детского пространства мы учли следующие требования СанПиН 2.4.1.3049-13:

- 6.1. – оборудование соответствует росту и возрасту детей, вся мебель имеет маркировку, соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям;

- 6.6. - стулья и столы одной группы мебели и промаркированы, подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей;

- 6.7. – рабочие поверхности столов имеют матовое светлое покрытие; столы для занятий устанавливаем вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении в два ряда, расстояние между которыми 0,5 м;

- 6.10. - используются игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции;

Всё оборудование группы находится в исправном состоянии, соответствует требованиям безопасности, шкафы закреплены к стенам. При обнаружении неисправностей оборудования, незамедлительно принимаются меры к их устранению.

Микрозоны Оборудование Цели
Раздевалка

(Физическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

 

Шкафчики с определением индивидуальных принадлежностей, банкетки.

Информационные папка для взрослых: режим работы детского сада и группы. меню, расписание НОД. Настенное панно «Правила пешехода». Выставка детских работ по художественному творчеству. Постоянно обновляющиеся папки-передвижки.

 

Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, оказывать помощь друг другу.

Формирование коммуникативных навыков, умение приветствовать друг друга и прощаться с друг другом.

Информирование родителей о режиме работы ДОУ, режиме пребывания детей в детском саду, содержание работы с детьми.

Создание единого сообщества педагогов и родителей.

Формирование знаний о ПДД.

Уголок

двигательной активности

(Физическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

Мячи большие, малые, мячи набивные; кегли, кольцеброс, гантели, корригирующая дорожка. Поддержание режима двигательной активности.

Развитие ловкости,

координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

Развитие глазомера.

Развитие быстроты,

выносливости,

ловкости, точности,

выдержки,

Формирование

правильной осанки.

Зона

сюжетно-ролевой игры

(все образовательные области)

 

Детская кухня с набором игрушечной посуды: набор чайной посуды, набор кухонной посуды, набор столовой посуды.

Куклы средние в одежде девочек. Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

Атрибуты для ряженья (Сарафаны, юбки, головные уборы, аксессуары и т.д.)

Атрибуты для игр «Семья»,» Детский сад», «Магазин», «Больница», «Строители», «Парикмахерская».

Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры.

Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определённые правила.

Создания условий для развития партнёрских отношений в игре.

Развитие творческого воображения, фантазии,

подражательного речевого творчества.

Зона дидактической игры

(Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Наборы картинок: «Транспорт»; «Профессии»; «Виды спорта», «Мебель», «Одежда» и т.д.

Наборы лото, пазлы, кубики (9 и 6 частей), настольно-печатные игры по ФЭМП, математические прописи экономическому развитию.

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

Картотека пальчиковых игр.

Закрепление знаний и умений, полученных в совместной деятельности со взрослыми.

Развитие логического мышления, памяти,

внимания. Развитие способностей к словесному творчеству,

экспериментированию со словом.

 

Учебная зона

Все образовательные области

Двухместные столы, стулья, интерактивная доска.

Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий по областям: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Реализация содержания Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в форме непосредственно образовательной деятельности.
Уголок конструирования

(Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие)

Средний строительный конструктор.

Мелкий строительный конструктор.

Конструктор «Лего».

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, экскаватор).

Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.

Обучение элементарному планированию действий.

 

Зона «Я – пешеход». (Социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое развитие) Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из картона.

Мелкий транспорт.

Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

Небольшие игрушки (фигурки людей). Лото «ПДД», «Правила пешехода»

Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями.
Уголок

художественного творчества

(Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

Гуашь, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, соленое тесто.

Цветная и белая бумага, раскраски. Кисти, стеки, трафареты, палитра, баночки пластмассовые для воды,

Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке,

Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.

Уголок книги «Люблю читать»

(Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

Открытые полки для книг: авторские и народные. Детские книги по программе. Воспитание интереса к книге и чтению.

Развитие избирательного отношения к произведениям художественной литературы.

Повышение внимания к языку литературного произведения. Знакомство с писателями и поэтами.

Совершенствование выразительности декламации.

Воспитание бережного отношения к книге.

Уголок театра

(Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

Ширма для настольного театра, маски, куклы бибабо, настольный театр.

Магнитофон. Диски с записью сказок.

Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.

Обучение перевоплощению с использованием мимики, голоса, интонации.

Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

Уголок природы

(Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие).

Растения с различными видами листьев: разновидность фикуса, пелея, папоротник, кислица.

Растения, характерные для различных времён года:

- осенью- срезанные в букеты астры;

- зимой- зимний огород: посадка лука; рассада цветочных растений;

- весной - ветки лиственных деревьев: тополь, клён и т.п.;

- летом - букеты летних садовых и луговых цветов.

Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, фартуки.

Календарь природы:

Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Обогащение знаний о комнатных растениях.

Овладение умениями ухода за комнатными растениями.

Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

Развитие наблюдательности.

Формирование системы знаний о сезонах и установлении причинно-следственных связей.

Уголок экспериментирования

(Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Физическое развитие)

Природный материал: глина, песок речной.

Сыпучие продукты: горох, манка, пшено,

мука, макароны, орехи

Ёмкости прозрачные разного размера, сито, магнит. Краски, палитра.

Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности. её объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.

Расширение чувственного опыта детей.

Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.

Формирование способов познания путём сенсорного анализа.

Повышение интереса к экспериментальной деятельности.

Уголок России; «Русская изба».

(Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

Герб Тулы, фотографии с изображением достопримечательностей города. Изделия тульских мастеров: самовар, пряник. Русская печь, люлька, прялка.

Альбомы: филимоновская, дымковская игрушки. Хохломские изделия.

Тематический альбом «Государственные символы».

Знакомство с историей Тулы, её достопримечательностями, ремёслами, знаменитыми людьми, прославившими город.

Воспитание патриотических чувств, любви к родному городу, уважение к людям разных профессий.

Побуждение к отражению детьми полученных впечатлений в продуктивной деятельности.

Музыкальный уголок

(Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие)

Музыкальные инструменты:

Металлофон, трещотка, маракасы, бубен,

Диски с детскими песнями.

 

Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Воспитание устойчивого интереса к музыкальным произведениям разных жанров.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...

Читайте также

Конспект досуга по организации трудовой деятельности в подготовительной группе компенсирующей…

Конспект досуга по организации трудовой деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дом быта» Цель: формирование положительного и бережного отношения...

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»