Досуг в старшей группе «Поморы»

(В рамках этнонедели по народам России)

Дети в национальных поморских костюмах с воспитателем заходят под музыку в зал змейкой, делают ручеек и садятся.

Воспитатель 1: «Здравствуйте, на все четыре ветра», - не совсем обычно я сегодня с вами поздоровалась, по – поморски, так приветствовали друг друга поморы!!!

Воспитатель 2: Мы рады видеть вас на нашем празднике.

Воспитатель 1: Целую неделю мы с ребятами изучали поморов, их быт, культуру, традиции. И сегодня настало время для подытоживания нашей проделанной работы!

Воспитатель 2: Но кто же такие поморы? Ребята, вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель 1: Очень давно на Север приплыли по рекам на кораблях люди из Новгорода. Здесь они встретили местных жителей, которые рассказали им о море, в которое впадают все северные реки.
Это Белое море. Приезжие люди стали строить крепости на берегах рек, выходили на кораблях в море. Этих людей стали называть поморами.

Воспитатель 2: На берегу реки Северная Двина монахи построили монастырь и назвали его в честь Архангела Михаила. Возле этого монастыря построили город. Вскоре этот город стал столицей всего Северного края. И назывался этот город Архангельск.

Воспитатель 1: Поморы – очень хорошие рыболовы, они как северные морозы суровые, но добрые и гостеприимные. Они умеют не только работать, но и весело отдыхать.

Дети читают стихи

  1. Вдоль устья Северной Двины

Среди снегов, болот и елок

Живут поморы-рыбаки

И славят свой прекрасный город.

  1. Столицу Северной земли –

Архангельск, знала вся Европа.

Здесь Петр построил корабли

Российского морского флота.

  1. Архангельск вырос у брегов Двины

Вблизи ее от Беломорья,

На самом севере страны –

Российского Приморья.

  1. Вышло солнце спозаранку

Загляделось на Двину,

Серебрянка-северянка

Улыбнулася ему.

  1. До чего ж Двина красива

До чего ж она хитра

Стала нынче синей – синей

Голубой была вчера.

Воспитатель 2: Поморы были известны всему миру как покорители морей, искусные судостроители, удачливые промысловики. Даже сами поморы повторяли: «Наше поле – море», «Кому вода – беда, а помору и одежда и еда». «И радость, и горе – помору все от моря». В погоне за отличным уловом они отправлялись в море на длительное время.

Воспитатель 1: Себя поморы называли «трескоедами»: рыба была основой их рациона, а рыболовство – главным промыслом. Важное место имел в жизни поморов жемчужный промысел. Он начинался с началом лета. Мужчины ныряли за раковинами, а женщины и дети собирали их в корзины из пересыхающих рек. Они плели их жемчуга бусы и серьги «бабочки», драгоценным шитьем украшали пояса и головные уборы. У них была пословица «Женка в нарядке – мужик ейной добытчик». Девушки в своих красивых нарядах, да в жемчугам и добры молодцы собирались белой ноченькой на посиделочки, где песни пели, да плясали.

Воспитатель 2: Наши ребята тоже красиво одеты в поморскую одежду.

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс,

Частушки поморские раздольные

Приготовили для вас:

Мы на севере живем,

Много знаем мы о нем

Вам поморские частушки

И сыграем и споем.

Как по Северной Двине

Проплывала лодочка

Я девчонка боевая

Архангелогородочка!!!

Эх, Север-Северок,

Комары да мошки

Наберу я кузовок

Желтенькой морошки

Деды были трескоеды,

Ну и мы не отстаем

Беломорскую селедку

Ловим, солим и жуем

Наша гордость, наша слава

Ломоносов Михаил.

Чтоб прославилась держава

За умом в Москву ходил.

Вместе: Мы пропели вам частушки

Хорошо ли плохо ли

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущий 1. Очень веселый и приветливый поморский народ. Они не только умеют работать, но и весело отдыхать, да в различные игры играть. Ребята, давайте и мы поиграем с вами!

Игра «Целуй, девка, молодца».

Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре в другую. игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают: Шла матрешка по дорожке

Потеряла две сережки

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг другу спиной и на счет три поворачивают голову налево или направо если стороны совпадают, то счастливчики целуются.

Ведущий 2 обращает внимание детей на клубок ниток на полу.

Уж я улкой шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Нитка тянется, перетянется,

Клубок катится, перекатится.

Я за ниточку бралась,

Тонка нитка порвалась. (Нитка заканчивается за ширмой, воспитатель достает корзинку.)

Вот корзинка у меня, да непростая она, в ней инструменты спрятались. А ребята сейчас на них сыграют.

Шумовой оркестр

Ведущий 1: Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, существует ли такая птица?! И как она выглядит?!Сейчас я расскажу вам легенду о Птице счастья. Одна из поморских легенд рассказывает, что первую птицу счастья сделал отец тяжело больного мальчика. Ребенок спросил отчаявшихся родителей «Может быть, я поправлюсь, когда настанет лето и снова прилетят птицы?». И тогда отец, уже не веривший в то, что его сынишка доживет до лета, смастерил птиц из деревянных щепок и развесил в избе. Легкие, почти невесомые птицы парили в воздухе, как будто живые, и мальчик, увидев их, начал улыбаться, потом попросил есть и стал поправляться. Увидев ребенка живым и здоровым, пораженные случившимся чудом односельчане стали просить своего соседа сделать им деревянных птиц, приносящих счастье. Так и возник этот народный промысел, а птиц с тех пор считают в народе чудесными хранителями детей и семейного счастья. Мы с ребятами тоже смастерили птиц счастья, только бумажных. Предлагаем вашему вниманию танец «Птица счастья»!!!

Танец «Птица счастья».

Ведущий 2. Наше увлекательное путешествие в Поморье подходит к концу. Мы очень были рады видеть вас на нашем празднике!

Ведущий 1: Мы говорим до свиданья и желаем чтобы каждому Птица Счастья принесла радость, удачу и здоровье!!! И в завершении просим вас посмотреть на экран.

Фильм – презентация «Этнонеделя в группе».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...

Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей…

Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей группе ДОУ Цель: приобщение детей к празднованию дня первого полета человека в...