Досуг в старшей группе «Поморы»
(В рамках этнонедели по народам России)
Дети в национальных поморских костюмах с воспитателем заходят под музыку в зал змейкой, делают ручеек и садятся.
Воспитатель 1: «Здравствуйте, на все четыре ветра», - не совсем обычно я сегодня с вами поздоровалась, по – поморски, так приветствовали друг друга поморы!!!
Воспитатель 2: Мы рады видеть вас на нашем празднике.
Воспитатель 1: Целую неделю мы с ребятами изучали поморов, их быт, культуру, традиции. И сегодня настало время для подытоживания нашей проделанной работы!
Воспитатель 2: Но кто же такие поморы? Ребята, вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель 1: Очень давно на Север приплыли по рекам на кораблях люди из Новгорода. Здесь они встретили местных жителей, которые рассказали им о море, в которое впадают все северные реки.
Это Белое море. Приезжие люди стали строить крепости на берегах рек, выходили на кораблях в море. Этих людей стали называть поморами.
Воспитатель 2: На берегу реки Северная Двина монахи построили монастырь и назвали его в честь Архангела Михаила. Возле этого монастыря построили город. Вскоре этот город стал столицей всего Северного края. И назывался этот город Архангельск.
Воспитатель 1: Поморы – очень хорошие рыболовы, они как северные морозы суровые, но добрые и гостеприимные. Они умеют не только работать, но и весело отдыхать.
Дети читают стихи
- Вдоль устья Северной Двины
Среди снегов, болот и елок
Живут поморы-рыбаки
И славят свой прекрасный город.
- Столицу Северной земли –
Архангельск, знала вся Европа.
Здесь Петр построил корабли
Российского морского флота.
- Архангельск вырос у брегов Двины
Вблизи ее от Беломорья,
На самом севере страны –
Российского Приморья.
- Вышло солнце спозаранку
Загляделось на Двину,
Серебрянка-северянка
Улыбнулася ему.
- До чего ж Двина красива
До чего ж она хитра
Стала нынче синей – синей
Голубой была вчера.
Воспитатель 2: Поморы были известны всему миру как покорители морей, искусные судостроители, удачливые промысловики. Даже сами поморы повторяли: «Наше поле – море», «Кому вода – беда, а помору и одежда и еда». «И радость, и горе – помору все от моря». В погоне за отличным уловом они отправлялись в море на длительное время.
Воспитатель 1: Себя поморы называли «трескоедами»: рыба была основой их рациона, а рыболовство – главным промыслом. Важное место имел в жизни поморов жемчужный промысел. Он начинался с началом лета. Мужчины ныряли за раковинами, а женщины и дети собирали их в корзины из пересыхающих рек. Они плели их жемчуга бусы и серьги «бабочки», драгоценным шитьем украшали пояса и головные уборы. У них была пословица «Женка в нарядке – мужик ейной добытчик». Девушки в своих красивых нарядах, да в жемчугам и добры молодцы собирались белой ноченькой на посиделочки, где песни пели, да плясали.
Воспитатель 2: Наши ребята тоже красиво одеты в поморскую одежду.
И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Частушки поморские раздольные
Приготовили для вас:
Мы на севере живем,
Много знаем мы о нем
Вам поморские частушки
И сыграем и споем.
Как по Северной Двине
Проплывала лодочка
Я девчонка боевая
Архангелогородочка!!!
Эх, Север-Северок,
Комары да мошки
Наберу я кузовок
Желтенькой морошки
Деды были трескоеды,
Ну и мы не отстаем
Беломорскую селедку
Ловим, солим и жуем
Наша гордость, наша слава
Ломоносов Михаил.
Чтоб прославилась держава
За умом в Москву ходил.
Вместе: Мы пропели вам частушки
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущий 1. Очень веселый и приветливый поморский народ. Они не только умеют работать, но и весело отдыхать, да в различные игры играть. Ребята, давайте и мы поиграем с вами!
Игра «Целуй, девка, молодца».
Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре в другую. игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают: Шла матрешка по дорожке
Потеряла две сережки
Две сережки, два кольца,
Целуй, девка, молодца.
С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг другу спиной и на счет три поворачивают голову налево или направо если стороны совпадают, то счастливчики целуются.
Ведущий 2 обращает внимание детей на клубок ниток на полу.
Уж я улкой шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Нитка тянется, перетянется,
Клубок катится, перекатится.
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась. (Нитка заканчивается за ширмой, воспитатель достает корзинку.)
Вот корзинка у меня, да непростая она, в ней инструменты спрятались. А ребята сейчас на них сыграют.
Шумовой оркестр
Ведущий 1: Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, существует ли такая птица?! И как она выглядит?!Сейчас я расскажу вам легенду о Птице счастья. Одна из поморских легенд рассказывает, что первую птицу счастья сделал отец тяжело больного мальчика. Ребенок спросил отчаявшихся родителей «Может быть, я поправлюсь, когда настанет лето и снова прилетят птицы?». И тогда отец, уже не веривший в то, что его сынишка доживет до лета, смастерил птиц из деревянных щепок и развесил в избе. Легкие, почти невесомые птицы парили в воздухе, как будто живые, и мальчик, увидев их, начал улыбаться, потом попросил есть и стал поправляться. Увидев ребенка живым и здоровым, пораженные случившимся чудом односельчане стали просить своего соседа сделать им деревянных птиц, приносящих счастье. Так и возник этот народный промысел, а птиц с тех пор считают в народе чудесными хранителями детей и семейного счастья. Мы с ребятами тоже смастерили птиц счастья, только бумажных. Предлагаем вашему вниманию танец «Птица счастья»!!!
Танец «Птица счастья».
Ведущий 2. Наше увлекательное путешествие в Поморье подходит к концу. Мы очень были рады видеть вас на нашем празднике!
Ведущий 1: Мы говорим до свиданья и желаем чтобы каждому Птица Счастья принесла радость, удачу и здоровье!!! И в завершении просим вас посмотреть на экран.
Фильм – презентация «Этнонеделя в группе».
Читайте также |
---|
Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»
Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...
Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет
Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...
Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…
Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»