Проект, как эффективная форма интеграции содержания образовательной деятельности

 

Статья знакомит с опытом работы по проектной деятельности с дошкольниками, как эффективной формой интеграции содержания образовательной деятельности.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми. В ФГОС определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями детей дошкольного возраста.

Интеграция даёт альтернативность мышления, позволяет переносить установленные понятия и зависимости на аналогичные в других областях знаний. Качественное осуществление интеграции в ДОУ возможно при взаимосвязи разных видов деятельности, взаимопроникновении различных разделов воспитания и образования детей.

На смену традиционных методов обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Один из перспективных методов, способствующий решению этой задачи, - метод проектной деятельности.

Метод проектов – это самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Реализация принципа интеграции в проектной деятельности:

1. Способствует формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. Формирует познавательный интерес, так как включены представления из различных образовательных областей.

4. Позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс при переходе от одного вида деятельности к другому.

5. Способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Способствует более тесному контакту всех специалистов и

сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом, проектная деятельность имеет все критерии интегрированного подхода.

Цель моей работы - использование метода проекта, как эффективной формы интеграции содержания образовательной деятельности и развития свободной творческой личности ребёнка.

Для решения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

- составить план проектной деятельности на год с учётом интеграции образовательных областей, лексических тем, возрастных возможностей;

- активизировать познавательную активность детей

- вовлекать родителей в совместную работу над проектами;

- создать условия для проектной деятельности, при сотрудничестве всех участников проектной деятельности.

Проектную деятельность использовала со старшего возраста, поскольку в этом возрасте устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценка, а также стремление к совместной деятельности. Рефлекторная способность осознания значимости выполненной деятельности развитию личностных качеств; инициативность, ответственности и настойчивости в достижении цели. В результате совместного проекта всегда получали результат.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, путем включения участников процесса в различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

В начале 2013/14 учебного года был составлен план работы, включающий в себя тематику проекта, интеграцию образовательных областей, предполагаемый результат.

Построить работу над проектом помогает циклограмма планирования видов деятельности, включающая все формы работы с детьми и способствующая равному учету всех образовательных областей в течение тематической недели. Целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели гармонично объединяет различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Работа с детьми над проектом делится на несколько этапов:

1. Целепологание: помогаю детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определённый отрезок времени.

2. Планирование деятельности:

- к кому обратиться за помощью (спросить у другого человека, узнать у специалиста, подумать самостоятельно);

- где найти информацию (посмотреть в книгах, получить информацию у компьютера, провести эксперимент, понаблюдать, посмотреть по телевизору);

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Практическая часть (выполнение проекта).

4. Фиксация результатов (схемы, алгоритмы, таблицы). 5. Подведение итогов (цель: совпадает или нет).

- представление продукта проектной деятельности.

Проекты были как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включали в себя мероприятия, направленные на достижение цели.

Проекты имели разные виды, например:

• Комплексные: «Моя Родина» (познание, речевое, соц.-комм.), «День Победы» (познание, речевое, соц.-комм, худ. эстетич.), «Такие разные сказки»;

• Творческие: «Птицы Пермского края» (речевое, худ. эстетич., познание), «Солнышко для мамы», «Весёлая ярмарка», «Отходы в доходы»;

• Групповые: «Широкая Масленица» (худ. эстетич, речевое, физическое), «Откуда появилась книга», «Обрядовые куклы», «Веселая ярмарка»;

• Индивидуальные: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Семейные праздники» (речевое, соц. коммун, худ. эстетич.);

• Исследовательские: «Тайны космоса», «Воздух - невидимка», «Матрёшка- улыбка России».

За годы работы некоторые темы проектов стали традиционными, например: «Новогодняя игрушка», осенний проект «Дары осени», «Мир театра» к театральной Неделе.

Каждый учебный год под влиянием интересов и стремлений детей, требований времени изменяется тематика проектов. Так появились проекты «Мы все такие разные» (познание, речевое, соц.коммун.), «Неделя опытов», «Путешествие по странам».

Успех наших проектов в том, что большинство родителей проявляет интерес к сотрудничеству, и поддерживают детей и педагогов.

Для вовлечения родителей в проектную деятельность - познакомила их с методом проекта (буклеты, папки - ширмы, консультации, круглый стол, презентации), привлекала родителей к подбору развивающей среды (книг, энциклопедий, необходимых предметов, оборудования) к оформлению схем, алгоритмов, таблиц, презентаций.

Таким образом, проект – эффективная форма интеграции образовательного содержания:

- соответствует современному уровню представлений о мире;

- дает возможность развернуть перед детьми многомерную картину мира в динамике;

- позволяет каждому ребенку использовать свои сильные стороны и приобретать свой опыт;

- позволяет каждому учиться, используя свой стиль познания;

- уменьшает перегрузки в образовательной деятельности;

- дает возможность получения качественно нового педагогического результата.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и…

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и среднего дошкольного возраста Ход праздника. Ведущая: Ребята, отгадайте загадку Все говорят - она...

Читайте также

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки…

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей Для осуществления взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Экологический проект на летний оздоровительный период в младшем дошкольном возрасте…

Экологический проект на летний оздоровительный период в младшем дошкольном возрасте «Разноцветное лето»