Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей

Для осуществления взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей, нами было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент был проведен на базе комплекса Государственного бюджетного учреждения «Школа 1179» г. Москва.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Нами были определены две группы: экспериментальная – двадцать восемь человек, контрольная – двадцать пять человек. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе мы осуществили подбор методик, сделали анализ документов, изучили личные карточки детей.

В экспериментальной группе – двадцать восемь детей: десять девочек и восемнадцать мальчиков. Изучив карты детей, мы выяснили, каков состав семей, образование родителей, а также социальный статус семьи ребенка. В данной группе у двадцати одного ребенка родители имеют высшее образование, трудоустроены. У пяти детей родители имеют средне - специальное, техническое образование и имеют достаточно хорошо оплачиваемые места работы. Двое детей, посещающих данную группу, воспитываются в семьях, у которых семейный доход находится ниже прожиточного минимума.

На констатирующем этапе нами была осуществлена первичная диагностика детей с целью определения уровня готовности к школе. Также мы определили возраст дошкольников из экспериментальной группы. Возрастной состав экспериментальной группы дошкольников представлен в таблице 2.

Таблица2.

ФИО ребенка Возраст
  1.  
Оксана Ю. 6 лет 5 мес.
  1.  
Антонина В. 6 лет 8 мес.
  1.  
Юлиана Ж. 6 лет 6 мес.
  1.  
Вероника К. 6 лет 4 мес.
  1.  
Лиза Н. 6 лет. 5 мес.
  1.  
Алина Ф. 6 лет 9 мес.
  1.  
София Т. 6 лет 8 мес.
  1.  
София К. 6 лет 6 мес.
  1.  
Мария А. 6 лет. 7 мес.
  1.  
Катя С. 6 лет 7 мес.
  1.  
Артем С. 6 лет. 9 мес.
  1.  
Архип М. 6 лет 3 мес.
  1.  
Егор Б. 6 лет 4 мес.
  1.  
Максим Т. 6 лет 4 мес.
  1.  
Максим А. 6 лет 8 мес.
  1.  
Артем Н. 6 лет 6 мес.
  1.  
Тимур Н. 6 лет 7 мес.
  1.  
Сергей М. 6 лет 5 мес.
  1.  
Андрей С. 6 лет 11 мес.
  1.  
Ярослав К. 6 лет 10 мес.
  1.  
Олег В. 6 лет 10 мес.
  1.  
Павел Т. 6 лет 11 мес.
  1.  
Виталик П. 6 лет 6 мес.
  1.  
Антон Я. 6 лет 8 мес.
  1.  
Влад К. 6 лет 6 мес.
  1.  
Клим К. 6 лет 10 мес.
  1.  
Тарас В. 6 лет 11 мес.
  1.  
Влад Ю. 6 лет 7 мес.

Следует отметить, что возраст детей из контрольной группы также находится в пределах от шести до семи лет. Учитывая возрастные особенности детей, можно говорить о психологических характеристиках данного этапа, а именно о его параметрах: физическое и интеллектуальное развитие, социальная ситуация, возрастные задачи направлены на систему отношений в социуме.

Психолог Л.И. Божович отмечает, что возрастные задачи детей старшего дошкольного возраста направлены на принятие правил поведения, социальных норм, а также развитие нравственных качеств личности.

Важным показателем отмеченного возрастного этапа является то, что в этот период формируются основы теоретического и логического. Приоритетная роль в развитии такого познавательного процесса как мышление отводится интеллектуальной активности. Умственная активность выражается в повышенной чувствительности к факторам из вне, т.е. явлениям и процессам окружающего мира, а также в потребности познать новое и любознательности. Физическое развитие дошкольника в этот период характеризуется интенсивными изменениями. Повышенная двигательная активность является также характерной особенностью, мышечная и костная система укрепляются. В этом возрасте происходит развитие центральной нервной системы, проявляющееся в увеличении веса головного мозга. Эмоциональное развитие характеризуется интенсивностью процессов возбуждения и торможения. В связи с этим ребенок быстро устает, внимание неустойчивое. Вхождение в систему социальных отношений характеризуется тем, что дети в этом возрасте приобретают опыт сотрудничества и взаимодействия со старшими, ровесниками, формируются коммуникативные навыки, способствующие общению, умению вести диалог, договариваться и слушать друг друга.

С целью определения готовности детей к обучению в школе, а именно уровня развития произвольности (умения внимательно слушать, следовать указаниям со стороны) на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах нами была осуществлена диагностика на основе методики Д.Б. Эльконина «Графический диктант».

Цель проведения методики была направлена на умение ребенка следовать указаниям в соответствии с алгоритмом в ходе выполнения графического рисунка (узора). Интерпретация и анализ результатов деятельности осуществлялись совместно с педагогом – психологом комплекса. В процессе исследования на основании методики были выявлены уровни:

низкий уровень (0-1 балл);

уровень ниже среднего (2-4 балла);

средний уровень (5-12 баллов);

высокий уровень (13-16 баллов)

Показателями уровней являлись следующие: высокий - характеризовался соответствием рисунка образцу, а именно узоры выполнялись на основе алгоритма, продиктованного указания пошагового действия. Допускались несущественные ошибки. Средний уровень характеризовался тем, что узоры, выполненные ребенком, частично соответствовали требованиям, либо один узор был выполнен без ошибок. Допускались значительные ошибки во втором узоре, возможно узор не соответствовал в целом. Уровень ниже среднего характеризовался такими показателями, как один - не соответствует вовсе, другой соответствует частично. Низкий уровень характеризовался полным несоответствием узоров, как первого, так и второго.

На основе методики Д.Б. Эльконина «Графический диктант» нами были получены результаты, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты исследования на констатирующем этапе

Уровни сформированности ЭГ (28 человек) КГ (25 человек)
низкий 18% (5 чел.) 20% (5 чел.)
ниже среднего 25% (7 чел.) 16% (4 чел.)
средний 25% (7 чел.) 36% (9 чел.)
высокий 32 % (9 чел.) 28% (7 чел.)

Результаты исследования по методике «Графический диктант», представленные в процентах, в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе отражены в диаграмме 1.

1

Диаграмма 1. Результаты графического диктанта

На констатирующем этапе мы также в качестве диагностического инструментария использовали опросник школьной зрелости (авт. Я. Йирасек). Целью исследования являлось изучение общей осведомленности детей дошкольного возраста, а также выявление уровня развития мышления, умение совершать мыслительные операции (сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать). Содержательная суть вопросов была направлена на выявление информации о том, имеют ли представление дети о таких понятиях, как величина, форма, признаки и назначение предметов и т.д. Балл каждого оценивался на основании критериальных показателей: высокий уровень (+24 балла и выше), выше среднего (от +14до +23 балла), средний уровень (от 0до +13 баллов), низкий (от -1 до 10 баллов). Анализ полученных данных проводился посредством цифрового ключа, который имеется в опроснике. Результаты исследовательских данных в двух группах отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты исследования на констатирующем этапе

Уровни сформированности ЭГ (28 человек) КГ (25 человек)
низкий 21% (6 чел.) 20% (5 чел.)
ниже среднего 21% (6 чел.) 16% (4 чел.)
средний 29% (8 чел.) 32% (8 чел.)
высокий 29 % (8 чел.) 32% (8 чел.)

Результаты на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах на основании опросника школьной зрелости отражены в диаграмме 2.

2

Диаграмма 2. Результаты опросника школьной зрелости

В ходе опытно - экспериментальной работы мы разработали анкету для родителей, которая позволили выявить отношение родителей к предшкольному обучению, а также для выяснения возможных образовательных потребностей родителей. Следует отметить, что комплексный центр сад – школа востребован на сегодняшний день и пользуется спросом в данном районе города.

Содержание вопросов отражала информацию, которая позволяла в большей степени узнать, как родители относятся к предшкольной подготовке и в чем заключается ее назначение. Ответы содержали следующие возможные варианты:

a - развитие умственных способностей и творческого потенциала детей;

b - развитие двигательных умений и физической активности;

c - формирование коммуникативных навыков, культуры общения и навыков взаимодействия;

d – формирование положительного отношения к обучению в школе;

e - приобщение к этнокультурным и общечеловеческим ценностям;

f – подготовка к обучению в школе.

Родителям необходимо было выбрать от одного до трех вариантов.

Содержание другого вопроса позволяло выявить, практически, аналогичную информацию. Однако формулировка ограничивала конкретный отдельный вид деятельности. Какое из направлений для своего ребенка Вы бы обозначили как приоритетное:

a – интеллектуальное и познавательное;

b – музыкальное;

c – творческое (робототехника, конструирование, изготовление поделок и т.п.).

d – физкультурно-спортивное;

e – оздоровительное;

f – этнокультурное.

Родителям предоставлялась возможность указать несколько направлений.

Также в анкете были вопросы, которые выражали отношение к материально – технической базе, методическим обеспечением, санитарно-гигиеническим условиям и т.д. Анкета также содержала вопросы о предстоящей школьной жизни, связанной с выбором образовательной программы, учебно-методическим комплексом, дидактическим материалом, техническими средствами.

В опросе приняли участие пятьдесят один родитель, причем и мамы и папы. Анкетирование, которое было проведено в марте 2023 года показало, что в структуре образовательного заказа родителей подготовительной группы доминируют следующие образовательные цели предшкольной подготовки:

• 88% родителей выразили мнение, что главная цель состоит в осуществлении подготовки дошкольников к обучению в начальной школе;

• 63% приоритетным обозначили - формирование коммуникативных навыков, культуры общения и навыков взаимодействия;

• развитие умственных способностей и творческого потенциала детей обозначили 41% из числа всех опрошенных.

Следующую ступень занимает такая позиция как «приобщение к этнокультурным и общечеловеческим ценностям» и «развитие двигательных умений и физической активности». Данные цели оказались на равных позициях - 37%. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости осуществлять предшкольную подготовку в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и начальной школы.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана программа взаимодействия ДОО и начальной школы. После реализации программы на контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика и получены следующие результаты. На основе методики Д.Б. Эльконина «Графический диктант» нами были получены результаты, которые отражены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты исследования на контрольном этапе

Уровни сформированности ЭГ (28 человек) КГ (25 человек)
низкий 7% (2 чел.) 20% (5 чел.)
ниже среднего 18% (5 чел.) 16% (4 чел.)
средний 32% (9 чел.) 36% (9 чел.)
высокий 42 % (12 чел.) 28% (7 чел.)

Результаты исследования по методике «Графический диктант», представленные в процентах, в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе отражены в диаграмме 4.

3

Диаграмма 4. Результаты графического диктанта

На контрольном этапе мы также в качестве диагностического инструментария использовали опросник школьной зрелости (авт. Я. Йирасек). Результаты исследовательских данных в двух группах отражены в таблице 6.

Таблица 6.

Результаты исследования на контрольном этапе

Уровни сформированности ЭГ (28 человек) КГ (25 человек)
низкий 11% (3 чел.) 20% (5 чел.)
ниже среднего 14% (4 чел.) 16% (4 чел.)
средний 29% (8 чел.) 32% (8 чел.)
высокий 46 % (13 чел.) 32% (8 чел.)

Результаты на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах на основании опросника школьной зрелости отражены в диаграмме 5.

4

Диаграмма 5. Результаты опросника школьной зрелости

Таким образом, по результатам графического диктанта, нами был сделан вывод, что низкий уровень сократился на 11%, уровень ниже среднего соответственно на 7%, средний уровень увеличился на 7%, высокий уровень увеличился на 11%. По результатам опросника школьной зрелости было выявлено, что низкий уровень школьной зрелости сократился на 10%, ниже среднего на 7%, средний остался на прежнем уровне, высокий уровень увеличился на 17%.

 

Литература

  1. Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 336 с
  2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С. 132-142
  3. Веракса, Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.
  4. Вороницына, Е.В. Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования / Е.В. Вороницына // Человек и образование. – 2011. - № 2. – С. 139-142.
  5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
  6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – Москва: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
  7. Давыдова О.И., Майер А.А. Организационно-методические условия предшкольной подготовки детей: уч.-мет. пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - СПб. Детство-Пресс, 2012. -155 с.
  8. Диагностика готовности ребенка к школе: пособ. для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с. (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
  9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный (Электронный ресурс( / Т.Ф. Ефремова. – Москва: Русский язык, 2000. Режим доступа: http ://www.efremova.info/.
  10. Журавлев, А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2009. – т. 30 –№ 5. – С. 72-80.
  11. Зиятдинова, Ф.Г. Воспитательное взаимодействие социальных институтов как фактор формирования и упрочения коллективизма по месту жительства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф.Г. Зиятдинова. - М.: Акад. обществ. наук. - 1986.
  12. Игнатьева,С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы: автореф. … к.п.н. (13.00.01) / С.Г. Игнатьева. – Чебоксары, 2010. – 22 с.
  13. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
  14. Кислинская Т.А. Педагогические условия развития моторной сферы детей на этапе преемственности предшкольного и начального образования: Автореф. … к.п.н. (13.00.01) / Т.А. Кислинская. – Ниж. Новгород, 2011. – 20с.
  15. Концепция дошкольного воспитания. В кн.: Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: уч-к для студ. сред. проф. учеб. заведений / 10-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – С. 392-402.
  16. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции / Е.В. Коротаева / Народное образование. – 2007. - №1.
  17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, Академия, 2004. – 352с.
  18. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. – Москва: Педагогика, 1988. – 400 с.
  19. Лийметс, Х. Сущность коллективной организации познавательной деятельности / Х. Лийметс, И.Б. Первин // Теоретические проблемы воспитательного коллектива школьников. – Тарту: Изд. Тартус. ун-та, 1995.
  20. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – Москва, 1984. – 448 с.
  21. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. — М.: Ин-т практической психологии, 1997.
  22. Нестеренко, Л.П. Предшкольное образование: психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к систематическому обучению: уч.-мет. пособие / Л.П. Нестеренко. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2009. – Вып. 2. – 104 с.
  23. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 2008.
  24. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 209 с.
  25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 сл. и фразеол. выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: РАН: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2003. – 944 с.71


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...

Читайте также

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет