«Взаимодействие с социальными партнерами как средство нравственно-патриотического воспитания»
1. Актуальность темы.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
Расширение образовательного пространства дошкольных образовательных организаций позволяет не только передавать детям опыт предшествующих поколений, но и создавать условия для развития творчества, стимулировать интерес к познанию.
2. Цель и задачи работы
Основной цельюнашей работы является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства.
Задачи, направленные на реализацию данной цели:
- Провести первичный и итоговый мониторинг уровня знаний детей о родном городе и области;
- На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
- Нравственно воспитывать дошкольников, развивая заботливое отношение к природе, к людям, своему городу, к своей «малой Родине»;
- Научить детей понимать простейшие взаимосвязи в мире природы, любить и беречь ее, формировать понимание того, что заботиться о природе – значит беречь свою Родину.
3. Основные направления работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (2011 - 2013 уч. годов).
1) Работа с родителями.
Очень важным условием в воспитании чувства Родины является тесная взаимосвязь с родителями. Поэтому для родителей были организованы различные конкурсы, выставки, совместные викторины, вечер отдыха «Семейные традиции», совместные экскурсии.
2) Участие в проектной деятельности «Я – Архангелогородец».
Данный проект реализуется Дворцом Детского и Юношеского творчества совместно с городской библиотекой имени М. В. Ломоносова. Его цель – формирование чувства гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Дети посещали практические занятия, на которых познакомились с историей родного города, изучили его символику, архитектуру, совершили пешеходные и автобусные экскурсии по памятным историческим местам Архангельска. Ребята познакомились с макетом Зосимы Калашникова «Старый Архангельск».
В рамках этого проекта дети были приглашены на фотовыставку «Архангельск – столица Поморья», в ходе которой знакомые и любимые места предстали в новом свете.
Каждое занятие обязательно заканчивалось практической деятельностью: дети закрашивали герб нашего города, изготавливали макет Гостиных дворов, делали трафарет высотки и т.д.
Заключительным этапом проекта является торжественный праздник «Посвящение в Архангелогородцы», на котором все участники получили памятные значки и свидетельства участника проекта.
3) Участие в реализации образовательных программ дополнительного образования:
- Морской музей.
Программа «Морячок» рассчитана для детей 4-7 лет. Занятия проводились в игровой форме с использованием экспонатов музея и театральных кукол. Дети узнали о морских обитателях, в том числе и северных, об условиях их жизни. Обсуждали проблемы загрязнения водоемов.
Кроме того, ребята познакомились с устройством корабля. Расширили свои знания о морских профессиях. Занятия Морского музея способствовали формированию у детей представлений об Архангельске, как о портовом городе.
- Музей изобразительных искусств.
Программа «В мир искусства вместе с Кисточкой и Карандашом» рассчитана на 2 года для детей старших и подготовительных групп. В рамках этой программы дети знакомились с северными росписями, традиционным русским народным костюмом, с различными промыслами нашего края. Кроме того, дети учились рассматривать картины, понимать их глубокий смысл.
- Детская библиотека им. А.П.Гайдара.
Основной целью этих занятий было формирование любви к книге, знакомство с произведениями различных авторов, различными литературными жанрами. Хочется отметить, что в ходе этих занятий много времени уделяется и знакомству с произведениями наших северных писателей.
- Зимний сад - «Юный эколог» (старшая, подготовительная группа – 4 раза в месяц).
Основная цель программы – знакомство детей с многообразием видов растений и животных, обитающих на территории Архангельской области. Эти занятия способствовали тому, что у детей формировались представления о природе родного края, и воспитывалось бережное отношение к окружающей среде.
Кроме систематических занятий в различных объединениях мы посещали и разовые экскурсии в культурных учреждениях нашего города:
- · Краеведческий музей (экскурсии – «Животные родного края», «Полезные ископаемые Архангельской области», «Красная книга Архангельска»).
- · Архангельский театр кукол.
- · Туристический комплекс «Малые Карелы» (экскурсии совместно с родителями - обзорная, «Широкая масленица»).
- · Музей им. С.Писахова (экскурсии «Чудо северного пряника», «Народный костюм»).
- Пожарно – техническая выставка (экскурсия «Берегите лес от пожара»)
- Усадебный дом Е.К.Плотниковой (экскурсия «Праздники в архангельском доме»).
На базе нашего детского сада велась работа в кружке «Домовенок» по знакомству с народно – прикладным творчеством Русского Севера.
Ежемесячно мы проводили работу с детьми по уточнению и закреплению пройденного материала (конкурсы, выставки рисунков и работ, викторины, интеллектуальные игры, экскурсии).
4. Результаты работы.
Диагностическая карта для детей дошкольного возраста включает в
себя следующий объем знаний и представлений:
1. Название, символика родного города;
2. История возникновения города;
3. Название микрорайонов, улиц нашего города;
4. Промышленные объекты города, основные профессии
людей на этих предприятиях;
5. Памятники, достопримечательности;
6. Знаменитые люди, прославившие наш город;
7. Культурное наследие родного города.
Результаты диагностики представлены на слайде.
В данный момент работа по патриотическому воспитанию продолжается с детьми средней группы. Мы совершаем экскурсии на ул. Чумбарова – Лучинского, знакомим детей с памятниками, на 9 мая ходили в Парк Победы на возложение цветов, знакомим детей с близлежащими улицами. В дальнейшем мы планируем вновь активно взаимодействовать с социальными партнерами, поскольку считаем, что данная работа является очень эффективной и значимой.
5. Вывод:
Таким образом, взаимодействие с социальными партнерами, является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.
Партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников. Так постепенно и появляется главный результат социального партнерства — формирование нравственно-патриотических чувств, новые взаимоотношения детей и педагогов с социумом, успешная адаптация дошкольников в общество.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка…
Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка ветерану» Цель: Закрепить у детей навыки работы с красками. Воспитывать чувство уважения к старшему...
«Зимние забавы»
«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...