Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, которым трудно контролировать свое поведение, становится все больше. Правила, навязывание извне, обычно плохо усваиваются детьми, те же правила, которые превращают игру в увлекательную совместную деятельность, вполне естественно ими принимаются. К соблюдению правил, к сознательному управлению своими действиями их побуждает сам совместный характер игры. Выполняя правила, дети заслуженно получают одобрение взрослого, признание и уважения сверстников.

Игра с правилом отличается от ролевой тем, что в ней правило адресовано самому ребёнку, а не игровому персонажу. Таким образом, правило становится средством осознания своего поведения.

Когда малыш начинает действовать по правилу, у него появляется первые признаки самоконтроля, а значит, его поведение приобретает большую степень произвольности не только в игре, но и в других, неигривых ситуациях. Перед ребенком впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Правильно ли я поступаю? Прежде чем этот вопрос появится, он должен захотеть действовать «правильно», в соответствии с принятым и понятным правилом. В ходе игры он начинает сознательно, мотивированно выполнять добровольно принятые им правила, а значит, «правильное поведение» становится мотивом его собственных действий.

Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.

Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал, они стремятся к двигательной активности.

Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме. Взрослый постоянно обращает внимание детей на то, что и когда следует делать, одобряет их правильные действия к требованиям организатора игры.

Следующий этап состоит в открытии, осознании ребенком правила. Факт осознания правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в ходе игры.

Они отмечают промахи друг друга, следят за действиями других. Такой контроль формирует внутреннюю готовность к выполнению установленных действий. При этом отчётливо проявляется стремления ребёнка играть по правилам: в случае если, этого не получается (например, если он забегает за запретную черту или случайно подглядывает, когда водит), он огорчается и старается в следующий раз поступать правильно. Все это свительствует о том, что правильно приобрело для ребенка личную значимость, стало мотивом его действия. Однако соблюдения правило на этом этапе еще устойчиво. Без активного участия взрослого, его поддержки игра сразу распадается, дети «забывают» о ее правилах.

Поддержка взрослого предполагает его непосредственное участие в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил и одобрение их. Если дети самостоятельно играют по установленным правилам, следят за их соблюдением, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого. С этих пор действия по правилу больше не связывает их свободу, а является актом их свободного осознанного выбора.

Таким образом, развивающие игры содержат всё необходимое для формирования наиболее ценных качеств личности ребенка. Однако, чтобы эти качества развились в полной мере, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

 

Литература: Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я»…

 Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я» в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...

Читайте также

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...