Влияние русской народной сказки на развитие связной речи дошкольника

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка,

которые дают возможность выработки собственных навыков при рассказывании».

К. Д. Ушинский.

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки нам читали родители, какие сказки мы полюбили больше всего, и какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего, это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе; интересные сказки, полные таинственности и чудес; красивые сказки, прекрасные и содержанием, и иллюстрациями; сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение. Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки. Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.

Сказочная композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она помогает им понять на доступном для них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек может стать красна девица - (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка станут далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Кроме того, сегодня дети часто воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Русские же сказки незаслуженно забыты, что, на наш взгляд, является большой ошибкой и непростительным упущением со стороны взрослых. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга и помочь ребёнку овладеть родным языком.

Между тем овладение ребёнком дошкольного возраста родным языком является важнейшим приобретением, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. С самого детства малыш должен привыкать к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие дошкольников в целом и их речь в частности. Устное народное творчество помогает ребёнку не просто говорить, описывая последовательность событий, а ещё и обогащает его речь. Чудесное влияние сказки на развитие речи ребёнка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-либо ещё. Добрые и поучительные сказки обязательно оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением говорить чище, лучше, грамотнее.

Программа «От рождения до школы», на принципы которой мы опираемся в своей работе, безусловно, предусматривает работу с текстами сказочного содержания. Однако в основном это анализ текста сказки, его пересказ, рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы. А вот составлению новых сказок, на основе изменения известных («салат» из сказок), умению сочинять сказку на предложенную тему внимания на наш взгляд уделяется недостаточно.

Между тем, Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулись с тем, что у детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать простейшие литературные произведения. Поэтому для углубленной работы с детьми мы выбрали тему «Развитие связной речи детей» (обучение детей рассказыванию). А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Мы полностью согласны с Евгенией Александровной, что искусством рассказывания сказки, должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа, пожалуй, ни в чём не проявляет себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать данный вид устного народного творчества, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Именно поэтому мы решили использовать сказки для развития связной речи.

Для того чтобы работа в данном направлении велась в системе, в группе был организован кружок «Сказочник», который способствует поддержанию положительного эмоционального фона в группе, созданию условий для развития связной речи воспитанников. В кружке проводится большая работа: на занятиях ребята не только слушатели, но и активные собеседники педагога. Дети учатся отвечать на вопросы, задавать их, рассуждать, озвучивать проблемную ситуацию, предлагать свое решение, выступать соавтором или современным автором новой сказки (по мотивам предложенной), придумывать, что могло бы произойти со сказочными героями сегодня, фантазировать, вносить в сказку собственные дополнения и изменения.

Обращение к русским народным сказкам стало в нашей группе первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждении прочитанного, в поддержании живой связи поколений. Нами были оформлены консультации для родителей воспитанников: «Детские сказки на ночь», «Сочиняем сказку», «Уроки творчества», «Театральные игры с детьми дома». Также в течение двух лет мы организовали с родителями воспитанников такие совместные мероприятия, как «В гостях у сказочницы» (показ родителями кукольного театра «Заюшкина избушка»), «Сказочный калейдоскоп» (КВН между командами родителей и детей), «Мой любимый сказочный герой» (в соавторстве с родителями дети рисовали и делали поделки любимых сказочных героев).

К концу старшей группы мы с ребятами стали инсценировать сказки и показывать их детям. Театрализация сказок способствовала раскрепощению детей, проявлению их творчества, корректировало коммуникативные отклонения. Даже застенчивые дети постепенно стали принимать активное участие в инсценировках сказок. Данная работа проводилась во время кружковой работы во вторую половину дня. Для драматизации мы брали готовые тексты сказок, совместно с музыкальным руководителем подбирали музыкальное сопровождение, разучивали с детьми диалоги, танцевальные композиции для выхода героев; родители помогали готовить костюмы.

К началу подготовительной группы дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои мысли, стали самостоятельно сочинять небольшие сказки, что вызывало у них большой интерес. При сочинении собственных сказок дети использовали элементы из других известных им сказок, старались придерживаться основного правила - добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями. Со временем в группе был оформлен альбом «Невероятные приключения любимых сказочных героев», в котором собраны сказки детей с рисунками (Приложение 1).

К концу подготовительной группы дети, рассматривая книгу сказок Сутеева, сами предложили нам сделать мультфильм по мотивам сказки «Под грибком». «Тут и персонажей много и рисовать интересно»,- объяснили они свой выбор. Мы с детьми прочитали сказку, обсудили, что произошло и почему, как это можно изобразить, кто какого героя будет рисовать. Изображая героев будущего мультфильма, дети немного подражали рисункам автора, но всё же привносили и придумывали что-то своё. Когда мультфильм был готов, дети сами его озвучивали и показывали малышам.

В результате выстроенной нами системы работы со сказками у детей появился интерес к языку, самостоятельность в поиске точного выразительного слова, способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить, образно воспринимать сказочных героев, раскрывать особенности их характера. Рассказы детей стали свидетельствовать о более высокой ступени восприятия ими литературных произведений (сказок). Это, в свою очередь, сделало их творчество более поэтичным и эстетически осознанным.

В качестве итога своей работы хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Также итогом нашей работы стало оформление в группе уголка сказок, включающего в себя несколько выставочных экспозиций:

- выставка книг со сказками;

- разные предметы, относящиеся к сказкам;

- герои сказок (игрушки);

- выставка поделок по сюжетам любимых сказок (сотворчество родителей и детей).

В рамках кружковой деятельности по развитию связной речи воспитанников посредством сказок в группе было проведено занятие «Дорогами сказок» (Приложение 2).

 

Список использованной литературы.

  1. Большева Т. В. Учимся по сказкам: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно – методическое пособие. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
  2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников /И. Зимина // Дошкольное воспитание. 2005, №5.
  3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  4. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей /О. Н. Пахомова – М.: Прометей, 2003.
  5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
  6. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Феникс, 2008г.


Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в…

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в страну здоровья» Этот праздник был проведён в рамках проекта «Мы за...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста…

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...