Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников
Современная система образования неразрывно связана с развитием личности ребенка, всех его сфер: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, когнитивной… В связи с решением этой задачи необходимы такие средства, которые бы в наибольшей степени способствовали гармоничному развитию ребенка.
Не секрет, что большое число ученых интеллектуальную сферу личности выделяют отдельно, рассматривая ее в приоритетном отношении: именно ее развитие в значительной степени определяет то, насколько развит человек в целом. На этом основании можно утверждать, что развитие именно интеллектуальной сферы дошкольника будет являться одним из необходимых условий развития личности ребенка в целом, гармоничного развития всех сфер.
Поэтому поиск идей, средств, методов и приемов, которые позволяли бы развивать интеллектуальную сферу ребенка в дошкольном возрасте – актуальная задача современного образования.
Одним из указанных средств может выступать игра в шахматы. Это связано с тем, что шахматы – не только игра, доставляющая ребенку удовольствие собственно от игры и достижения победы, но и также и действенное и весьма эффективное средство его интеллектуального развития.
Этой позиции придерживаются различные авторы, среды которых можно назвать Н.И. Готовцеву [1], О.А. Еник [2], Ю.В. Михайлову [3], Р.Е. Пахомова [4], И.Г. Сухина [5] и других.
В связи с тем, что развитие интеллектуальной сферы неразрывно связана с развитием всех психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь и так далее), то следует сделать вывод, что игра в шахматы в существенной степени способствует их развитию.
В частности, развитие памяти осуществляется потому, что ребенок при обучении игре в шахматы запоминает дебюты, различные комбинации, абсолютную и относительную силу фигур, слабые и сильные позиции и так далее. Развитие мышления способствует тому, что ребенок обучается рассуждать, планировать, анализировать, оценивать, обобщать, синтезировать. Все это способствует его победе в игре. В интеллектуальную сферу ребенка входят также и такой психический процесс, как внимание. Очевидно, что игра в шахматы в значительной мере развивает внимание. Ребенок обучается, тренируется, он развивает такие качества внимания, как концентрацию, объем, устойчивость и так далее.
Также развивается воображение. Именно посредством воображения ребенок представляет себе те подходы, которые могут позволить ему одержать победу над соперником.
Таким образом, вышесказанное позволяет с сделать вывод, что шахматы являются весьма эффективное средство для гармоничного развития интеллектуальной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Список использованной литературы:
- Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.
- Еник О.А. Шахматы как средство развития логического мышления и компонентов учебной деятельности у старших дошкольников / О.А. Еник и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19933 (дата обращения: 25.04.2020).
- Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю.В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.
- Пахомов Р.Е. Шахматы для дошкольников / Р.Е. Пахомов // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 361-364.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.
Читайте также |
---|
Исследовательская или проектная деятельность?
Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...
Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке»
Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке» Цель НОД: развитие творческих способностей детей через вариативные способы изобразительной деятельности. Задачи приоритетной...
Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…
Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»