Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Экологическое воспитание дошкольников в моей группе ведётся по дополнительной общеразвивающей программе познавательно-исследовательской направленности «Юный Эколог».
Цель программы: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:
Задачи программы:
- формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
- накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
- воспитание потребности в созидании и творчестве;
- создание условий для полноценного экологического воспитания;
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней;
- повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
Работа по кружку ведётся целенаправленно, систематически и комплексно, что способствует повышению уровня представлений детей об объектах живой и неживой природы.
Данные задачи программы достигаются мной в специально созданной эколого-развивающей среде:
Уголок природы
Растительный мир уголка природы в группе очень разнообразен. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для жизни и роста растений, их особенностями. В процессе ухода за растениями дети приобретают не сложные навыки: поддерживают растения в чистоте; правильно поливают, опрыскивают из пулевизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кистью или щёткой листья, имеющие зазубрины, сухой кистью - опушённые листья. При этом учатся определять способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, поверхности, хрупкости.
В уголке природы находятся такие комнатные растения как алоэ (мясистые листья с зазубринами), душистая герань, хлорофитум, фиалка, бальзамин, фикус. Экологические особенности растений отражены на специальных табличках - паспортах.
Уголок природы красив, удобен, но без яркого оформления. Всё внимание детей сосредоточено на растениях. На комнатные растения имеется паспорт уголка природы. Необходимый элемент уголка природы это – «Календарь природы». Мы с детьми систематические наблюдаем за явлениями природы, и фиксируем каждое событие в календаре. Дети отражают события картинками, значками. Поэтому ведение календарей природы развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
Групповой участок
Озеленение участка группы разнообразен и красив, что создает благоприятную визуальную среду. На нем произрастают не только береза и клён, но и такие замечательные деревья, как сосна.
На участке много цветов. Цветущие растения создают прекрасную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. В разных местах участка растут и многолетники, и однолетники. Все растения простые в уходе.
Рассмотрим теперь новые виды экологических пространств которые я организовала в группе.
Научный центр
В него входят: лаборатория природы, библиотека, а так же коллекции.
Лаборатория природы это элемент развивающей предметной среды. Лабораторию природы я разместила в специально оборудованном уголке группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.
В лаборатории разместила столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования и материалов. На подоконнике организовала «Мини-огород» для наблюдений. Организованное выращивание зелени и овощей (лук, укроп, петрушка, рассада огурцов и помидоров).
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Используются лупы, микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой и т.д. В зоне коллекции хранится материал для организации занятий: мука, соль, сахар, крупы, песок, глина, земля, камни, галька, семена растений. В нашу коллекцию также входят и морские обитатели Чёрного моря (молюск-рапан), разнообразные насекомые, шишки, гербарий. Экологические игрушки сделанные своими руками, позволяющие наблюдать за ростом корней растений. Также в научном центре разместила лэпбук по экологии.
В зоне библиотеки и игр разместились книги о природе, русские народные сказки (героев сказок я использую в экологическом образовании), картины, учебно-наглядные пособия: «Картины из жизни домашних животных», «Картины из жизни диких животных», различный де монстрационный материал.
В работе с детьми использую дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.
Так же использую соревновательные экологические игры. Эти игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Широко применяются в моей практике игры-путешествия, в которых с помощью ТСО дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок
Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется карта-схема экологической тропы. Карта-схема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Экскурсии проводятся четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе закрепляются и расширяются знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учу устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизирую знания детей о природных явлениях, о живых и неживых объектах, формирую гуманное отношение к объектам живой природы, учу определять маршрут по карте-схеме, организовываю игры. В процессе экскурсий обращаю внимание детей на красоту природного окружения.
Зимний сад предназначен для общения детей с обитателями, наблюдений за ними, посильное участие детей в создании и поддержании необходимых условий. Зимний сад может быть использован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы с дошкольниками.
Наша группа часто посещает Зимний сад, и для многих детей это любимое место в ДОО.
Психологи считают, что Зимний сад в ДОО имеет благотворное влияние на детскую психику, на развитие и формирование личности. В чем же его польза?
Во-первых, Зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность. Когда наши дети идут в Зимний сад, а за окном метет метель, они оказываются в райском месте, среди множества цветущих растений, и экзотических птиц. Дети наслаждаются благоуханием цветущих растений, наблюдают за экзотическими птицами - в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть Зимнего сада.
Организуя работу с родителями по экологическому направлению, я использую разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, познавательной игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы. Разработаны рекомендации для родителей по познавательному развитию детей, оформленные в виде буклетов: «Растите детей любознательными», «Как отвечать на детские вопросы?», методичек, папок-передвижек.
Проводимые консультации для родителей дают возможность не только слушать лекции воспитателя, но и изучать предлагаемую литературу по проблеме, участвовать в обсуждении. В ходе индивидуальных консультаций использую анкетирование родителей: «Мой ребенок» и т.д.
Развитие познавательного интереса к миру природы происходит:
- в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности: «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др;
- с непосредственным участием родителей в совместном озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад», «Покормите птиц зимой» и т.д. Привлекаем родителей к участию в тематических выставках поделок из природного материала «Дары Осени», «Фантазии матушки Зимы» и др.
Наши знания, умения, творческие находки направлены на поиск новых подходов к организации экологического воспитания дошкольников и совершенствованию эколого-развивающей среды в ДОО.





Новые публикации

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского…

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада Программное содержание: - Уточнение и расширение представлений у детей об осени...

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками»

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: развивать чувство прекрасного, вводить в музыкально-художественный образ...

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?»

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?» Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач...

Читайте также

Воспитание толерантности через народные игры

Воспитание толерантности через народные игры (Из опыта работы) В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия...

Конспект комплексного занятия в образовательной области «Познание» во второй младшей…

Конспект комплексного занятия в образовательной области «Познание» во второй младшей группе для детей с нарушением слуха«Путешествие ножками и ладошками»   Виды детской...

Новогодний утренник для детей 6-7 лет «Кругосветное путешествие в Новый…

Новогодний утренник для детей 6-7 лет «Кругосветное путешествие в Новый год»   Действующие лица: ведущая, Дед Мороз, Баба Яга – взрослые. Фея, Пираты, Мальвина, Буратино, Елочки, Принц...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей …

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы...

«Зима!» Родителям рекомендуется.

Наступила долгожданная зима. Природа очень быстро преобразилась, все вокруг покрылось снегом. Деревья укрыты белоснежным покрывалом, реку сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых...

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: "Мы журналисты" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: «Мы - журналисты» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:  Формирование игровых умений, обеспечивающих творческую игру детей. Развитие активности и уверенности в своих действиях. Задачи: Развивать коммуникативные навыки речи детей. Закрепить в речи новые слова: журналист, редактор...

Творческий проект: "Театр в чемодане" в средней группе.

Творческий проект: «Театр в чемодане». Участники проекта: педагоги – дети – родители. Тип проекта: творческий. Срок реализации: январь 2019 год. Педагоги: Средняя логопедическая группа (4-5 лет). г. Ярославль. Актуальность проекта: В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство