Сайт для воспитателей детских садов



Педагогический проект «Весёлый ветерок»

 

Актуальность

Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка. 

Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. 

Прежде чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребёнка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Цель проекта: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развивать нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи:

• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

• Повышение компетенции воспитателей в данной области;

• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ожидаемый результат:

  • Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой;
  • Будет разработана картотека по формированию речевого дыхания «Послушный ветерок»;
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
  • Повышение профессиональной компетентности.

Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке.

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации: Сентябрь – октябрь.

Этапы реализации проекта.

1. Концептуальный:

- обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

2. Подготовительный:

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор игр и оборудования;

- консультация педагогов с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей» (1,2 неделя сентября).

3. Практический:

Работа с детьми

• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.

• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий.

• Занятие с детьми на тему «Здоровейка» (3,4 неделя сентября- октябрь).

Работа с родителями

• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»;

• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой (сентябрь-октябрь).

Работа с педагогами

• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке (сентябрь - октябрь).

4. Итоговый:

- Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания (октябрь);

- Разработка памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать» (октябрь).

План реализации проекта:

Месяц Темы занятий
сентябрь
3-я неделя 1 комплекс
4-я неделя 2 комплекс
октябрь
1-я неделя 3 комплекс
2-я неделя 1,2 комплекс
3-я неделя 2,3, комплекс
4-я неделя 1, 2, 3 комплекс

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...