Педагогический проект «Весёлый ветерок»
Актуальность
Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.
Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.
Прежде чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребёнка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Цель проекта: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развивать нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи:
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания;
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• Повышение компетенции воспитателей в данной области;
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой;
- Будет разработана картотека по формированию речевого дыхания «Послушный ветерок»;
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
- Повышение профессиональной компетентности.
Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.
Срок реализации: Сентябрь – октябрь.
Этапы реализации проекта.
1. Концептуальный:
- обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- подбор игр и оборудования;
- консультация педагогов с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей» (1,2 неделя сентября).
3. Практический:
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий.
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка» (3,4 неделя сентября- октябрь).
Работа с родителями
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»;
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой (сентябрь-октябрь).
Работа с педагогами
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке (сентябрь - октябрь).
4. Итоговый:
- Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания (октябрь);
- Разработка памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать» (октябрь).
План реализации проекта:
Месяц | Темы занятий |
сентябрь | |
3-я неделя | 1 комплекс |
4-я неделя | 2 комплекс |
октябрь | |
1-я неделя | 3 комплекс |
2-я неделя | 1,2 комплекс |
3-я неделя | 2,3, комплекс |
4-я неделя | 1, 2, 3 комплекс |
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»
Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»
Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы
Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...