«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе

Программное содержание.

  1. Обучающие задачи:
  • продолжать расширять представления детей о явлениях окружающей действительности;
  • выделять существенные и главные признаки;
  • развитие монологической и связной речи;
  • продолжать учить правильно использовать эталоны цвета при описании групп предметов;
  • продолжать формировать зрительно- двигательное умение обследовать предметы;
  • целостное обведение взором;
  • детальное рассматривание отдельных частей животных.
  1. Воспитательные задачи:
  • развивать умение слушать вопросы, ответы товарищей;
  • развитие зрительного внимания, эмоционального восприятия рассказов детей.

Ход занятия.

Дефектолог. Сегодня к нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на нас и послушать, о чём мы с вами будем беседовать. Садитесь там, где вам удобно. Вспомните и скажите: какие телевизионные передачи про животных любите смотреть?

Ответы детей.

Дефектолог. А в какие игры про животных мы с вами всегда играем?

Ответы детей.

Стук в дверь. Передают письмо.

Дефектолог. Что нам прислали? (Показывает. Примерные ответы детей).

Дефектолог. Правильно, нам принесли письмо. Кому оно адресовано?

Ответы детей.

Дефектолог. Как вы догадались? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Дефектолог. Открывайте, посмотрим, что там написано. (Обращение к ребёнку по имени), сможешь прочитать это письмо? (Ответ ребёнка). Почему?

Дефектолог. (Обращение к следующему ребёнку), сможешь прочитать это письмо? (Ответ ребёнка.) А кто сможет его прочитать?

Ответы детей. Вы, (Обращение к дефектологу по имени, отчеству.)

Дефектолог читает письмо. Дорогие ребята, когда ваша Чайка была в наших краях, то много рассказала нам о вас. Было очень приятно узнать о том, что вы любите животных, знаете о нас всё: где живём, чем питаемся, как выглядим… Но, всё это подслушал Бармалей. Он чуть не лопнул от злости, что о нём чайка не сказала ни слова. Тут же замотался в свою бороду и убежал. Одно нас беспокоит: вам может помешать Бармалей, он ведь такой противный, злой, вредный. Если не боитесь его, то приезжайте к нам. Только будьте осторожны. С наилучшими пожеланиями лев, тигр, слон, жираф, обезьяна. До скорой встречи.

Дефектолог. Как же нам поступить?

Примерные ответы детей. Надо ехать, чтобы ещё больше узнать о животных Африки.

Дефектолог. Как же быстро добраться до этой страны?

Ответы детей.

Дефектолог. Покажите, как летит самолёт. (Дети изображают).

Дефектолог. А сейчас у нас работают одни глаза (гимнастика для глаз).

Пролетает самолёт. (смотреть вверх)

С ним собрался я в полёт,

Правое крыло отвёл, (посмотрел направо)

Левое крыло отвёл. (посмотрел налево)

Я мотор завожу

И внимательно гляжу. (смотрит на руки)

Поднимаюсь ввысь, лечу, (встают на носочки)

Возвращаться не хочу! (и улетают)

Приземляемся.

Появляется Бармалей. А-а, в Африку прилетели, а, ведь, давно ещё предупреждал: не ходите, дети, в Африку гулять! Всё-то они знают: в разные игры про животных играют. А обо мне и знать не хотят. Я вовсе неплохой, а хороший!

Ребёнок. Как хорошо, что тебя встретили, Бармалей! Давай с нами дружить.

Бармалей. Буду с вами дружить. (Сам в сторону:) Ха-ха, размечтались.

Дети. Бармалей, это замечательная встреча. Солнце здесь жаркое, знойное.

Бармалей предлагает игру «Кто где стоит?» Определите и скажите, где находится слон, тигр, лев, жираф? Слева от тигра кто? Кого видим частично? Куда спряталась обезьяна? В какой стороне от обезьяны сидят птички. А кто снизу от птичек притаился?

Ответы детей поочерёдно.

Бармалей. Молодцы, обратили внимание.

Дефектолог. Что здесь накрыто? (указывает на стол) Хотите узнать?

Ответы детей.

Дефектолог. …, (обращение к ребёнку) Что же это? (На двух блюдцах фрукты и мясо в фасовке). Для чего всё это здесь лежит?

Примерный ответ ребёнка. Это еда.

Дефектолог. Правильно, это пища для животных.

Бармалей. Мне тоже интересно, можно посмотреть? А-а, так это для меня! (вытаскивает из кармана мешочек и всё складывает туда).

Дефектолог и дети. Что же ты наделал: всё спутал, забрал! Отдай, пожалуйста. Бармалей, ты ведь обещал быть хорошим!

Бармалей. Ну, ладно, возьмите. Как теперь поступить? Это надо разложить по тарелкам.

Дефектолог. Ребята, чтобы это распутать, надо поиграть в игру «Что и для кого?» Она поможет нам. Вот мясо, для кого это?

Бармалей. Для жирафа, для жирафа.

Дефектолог. Не путай нас, Бармалей. Не слушайте его, дети. Как называются животные, которые питаются мясом?

Ответы детей.

Дефектолог. А бананы, яблоки для кого?

Бармалей. Для льва и тигра.

Дефектолог. Опять ты за своё! Ребята, будьте внимательны. Он может вас запутать. Дети, как называются животные, которые питаются фруктами, травами?

Ответы детей. Появляется логопед.

Логопед. Ребята, а у … (называет по именам детей) есть интересная книга, из которой они узнали новые сведения о животных Африки. Расскажи нам, …, (обращение к одному воспитаннику, которых называла), самое интересное, о чём ты прочёл.

Рассказ одного ребёнка.

Голодный тигр готов съесть и оленя, и быка, и обезьяну, и волка, и змею, и рыбу, и мышку, а также домашнюю корову. Не боится крокодила, может на него напасть. Тигры очень любят плавать. Длина его туловища достигает трёх метров.

Логопед. Расскажи нам, … (обращение к другому воспитаннику, которых называла), самое интересное, о чём ты прочёл.

Рассказ второго ребёнка.

В тёмную ночь львиный рёв вызывает трепет у всех, кто его слышит. Несмотря на солидный вес, этот хищник превосходный прыгун. Трёхметровый прыжок в высоту для льва обычное дело. Это расстояние от пола до потолка.

Логопед. Расскажи нам, … (обращение к следующему ребёнку, которых называла), самое интересное, о чём ты узнала.

Рассказ следующего ребёнка.

Я из этой книги узнала, что длина языка жирафа полметра, и животное пользуется им так умело, что срывает листочки с колючек и высоких растений, не уколовшись.

Логопед. Сколько же интересного мы узнали о хищниках и травоядных животных. Сейчас игра на внимание. Попробуйте узнать животное по описанию, не называя его. В этом нам поможет алгоритм. Запомните, что само животное не называем.

Дети составляют рассказы, опираясь на алгоритм.

Логопед. … (обращение к воспитаннику), расскажи нам.

1 ребёнок. Живёт в Африке. Это самое высокое животное. Вызывает восхищение тёмными пятнами на красно- оранжевом фоне. У него длинная шея и длинные ноги. Кто это?

Ответы детей.

Логопед. … (обращение к другому воспитаннику), теперь, ты нам расскажи.

2 ребёнок. Тоже живёт в Африке. Это самая большая, крупная кошка. Вся оранжевая с чёрными полосами. Туловище длинное. Это хищник. Кто это может быть?

Ответы детей.

Логопед. … (обращение к следующему воспитаннику), о понравившемся животном расскажи нам.

3 ребёнок. Обитает в Африке. Это самое большое животное серого цвета. Ноги имеют форму колонн. У него есть примечательная часть организма, которая служит ему и рукой, и носом, и губой. Кто это может быть?

Ответы детей.

Логопед. … (обращение к следующему воспитаннику), о ком ты нам сообщишь?

4 ребёнок. Тоже обитает в Африке. Это большая кошка. Тёмно-золотая окраска придаёт ему величие. У него есть грива, хвост с кисточками на конце. Это хищник. Кто это?

Ответы детей.

Логопед … (обращение к следующему воспитаннику), расскажи ты нам.

5 ребёнок. Проживают в Африке. Бывают маленькие и большие. Цветом чёрные и коричневые. Они прекрасные прыгуны. Хвосты- прекрасные помощники. Питается фруктами. Кто же это?

Ответы детей.

Бармалей выходит с ушами слона и хвостом льва. Всех угадали, а вот кто я? Где живу? Чем я питаюсь? Угадайте.

Поочерёдные ответы детей. Ты, Бармалей, нацепил уши слоновьи, хвост львиный, а живёшь в Африке и ешь всё подряд.

Дефектолог. Молодцы! Запомнили: кто чем питается, где живут. Никто вас не

собьёт с толку. Сейчас, дети, каждый из вас изобразит животное, а остальные, в том числе и гости, будут отгадывать. Скажи, … (обращение к ребёнку), на ушко – кого хочешь показать. Узнали кто это?

Дефектолог поочерёдно обращается к воспитанникам. Все отгадывают.

Логопед. Подойдите к этому столу. Вот конверты, на которых нарисованы отдельные части тела животных. Возьмите их, рассмотрите: какая часть какого животного изображена на твоём конверте?

Логопед поочерёдно обращается к воспитанникам.

Поочерёдные ответы детей. Шея чья? (... жирафа). Грива чья? (... львиная). Уши чьи? (... слоновьи). Хвост чей? (... обезьяний). Голова чья? (...тигриная).

Дефектолог. Садитесь за столы, поиграем в игру «Путаница». Достаньте из конверта карточки, посмотрите на них и скажите: сколько контуров животных видите?

Ответы детей.

Дефектолог. Найдите и обведите контур того животного, часть которого нарисовано на вашей карточке? (Дефектолог ходит между столами и смотрит). Кто закончил обводку контура животного, сложите карточки в конверты и уберите на угол стола. Сняли очки.

Гимнастика для глаз (стоя).

Глаза устали, пора их полечить.

  • Указательный палец здоровается со всеми остальными (левая и правая руки).
  • Пальминг ушей сверху вниз.
  • Поморгали.
  • Крепко зажмурили глаза, открыли.
  • Тремя пальцами надо легко нажать на верхнее веко.

К концу зрительной гимнастики шторы задвигаются.

Дефектолог. Что случилось?

Бармалей. А я солнышко украл, чтобы вы никогда, нигде, никого не угадали.

Дефектолог. Как бы ты не вредил, Бармалей, ничего не сделаешь нам плохого. Дети узнают животных даже по их теням. Не улыбайся, а садись и убедись. И вы, ребята, садитесь по местам.

Теневой театр.

Дефектолог. Чьи тени видите?

  • Медленно и величественно, никого не боясь, идёт к водопою – кто? Как догадался? (Ответ ребёнка).
  • Кто тут притаился и следит за слоном, не пытаясь напасть на него. Кто это? Как догадался? (Ответ ребёнка).
  • А вот спрыгнул с пальмы на землю, надоело ему наверху сидеть. Кто же это может быть? Как догадался? (Ответ ребёнка).
  • Бежит какое-то животное, а кто-то преследует его. Кто они? Как догадался? (Ответ ребёнка).
  • Крадётся как кошка, готов бросится на жертву. Кто же это может быть? Как догадался? (Ответ ребёнка).

Бармалей. Молодцы! Всё знаете. Даже я не могу ничего сделать. Солнце верну, мне оно не к чему, а всем без него плохо. Простите меня. А вот вам на дорогу бананы.

Дефектолог. Думаю, ребята, нам пора в обратный путь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну радости» Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование представление о...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней группе Тема: Музыка и настроение Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости посредством музыкального...