Творческий проект «Лечение радостью»

Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.

Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.

Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Лечение радостью»

 

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – краткосрочный  

Проблема

Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1.   Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Участники проекта

Дети старших групп, их родители

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготови­тельный) - сентябрь-октябрь 2011 г.

- разработка положения о проектной деятельности

- оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия   детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

- подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап (основной)- октябрь 2011г. -май 2012 г.

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности   его деятельности.

III этап (заключи­тельный)- май-июнь 2012 г.

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

- администрация МБДОУ №67;

- воспитатели старших групп МБДОУ №67;

- специалисты МБДОУ №67 (педагог-психолог,

учитель – логопед, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, медицинский персонал);

- родители воспитанников старших групп МБДОУ №67.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:

- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%),

- наличие квалифицированного медицинского персонала.

Материально-техническое обеспечение:

- наличие оборудованных помещений:

спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна;

- наличие видео-аудиотехники;

- наличие аудио- и видео- картотеки.

Учебно-методическое обеспечение:

- наличие нормативно-правовой базы,

- наличие диагностического инструментария,

- наличие демонстрационного материала,

- наличие образовательной программы ДОУ,

- учебно-методической литературы по образовательным программам,

- наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников.

Ожидаемые результаты

-улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Критерии оценки результатов

- снижение уровня тревожности воспитанников;

- повышение статуса детей в группе;

-   смена стиля взаимодействия «родитель-ребенок».

Дальнейшее развитие проекта

 

Введение в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и   конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов.   Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на   гармонизацию детско-родительских отношений.

 

Актуальность проекта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.

Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.

Уже 15 лет педагогический коллектив МДОУ «Росинка» работает по приоритетному направлению - «Физическое, психическое развитие, коррекция и оздоровление всех воспитанников ДОУ». Однако действующая система работы является недостаточно эффективной в современных условиях. Об этом свидетельствуют результаты диагностики эмоционального состояния дошкольников (Приложение 1) . Так, среди обследованных 42 детей старших групп, высокий и повышенный уровень тревожности был выявлен у 35 % дошкольников, наличие проблем в семейных взаимоотношениях – в 28% случаях, трудности во взаимоотношениях со сверстниками выявлены у 10% обследованных. В числе диагностируемых воспитанников присутствовали дети с нарушением речи и дети с нарушением зрения, причем нежелательные результаты по исследуемым показателям отмечены в большинстве случаев у данных детей.

Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан творческий проект «Лечение радостью».

Условия и возможности реализации проекта в ДОУ представлены ниже в SWOT-анализе.

 

SWOT-анализ исходного состояния проблемы

 

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие

1. Локальные акты:

- «Конвенция ООН о правах ребенка».

- «Всемирная декларация об обеспечении     выживания, защиты и развития детей».

- Конституция Российской Федерации.

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требовании к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Отсутствие

Системы мониторинга реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Наличие в ДОУ образовательной программы.

2. Наличие плана психолого-педагогической работы.

3. Наличие диагностического инструментария.

4. Наличие необходимого демонстрационного материала.

5. Учебно-методической литературы по образовательным программам.

6. Наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников.

1. С введением ФГТ требуется доработка программы в соответствии с образовательными областями.

2. Работа педагога - психолога включает в себя развитие эмоционального благополучия детей, однако данная работа не способна полностью решить все имеющиеся проблемы ввиду ограниченности во времени, поэтому необходимо вести в ДОУ кружковую работу по оптимизации эмоционального состояния воспитанников и детско-родительских отношений.

3. Имеется необходимый диагностический инструментарий исследуемых параметров, однако нет системы мониторинга в рамках образовательной программы ДОУ.

4. Имеющийся демонстрационный материал необходимо пополнить в соответствии с задачами проекта.

Кадровое обеспечение

1. Наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%), в том числе: педагога-психолога, учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога дополнительного образования, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре и плаванию.

2. Наличие молодых специалистов в ДОУ (20%).

3. Наличие квалифицированного медицинского персонала.

1. Не все педагоги имеют квалификационную категорию.

2. У воспитателей и специалистов нет единого плана работы по оптимизации психического здоровья воспитанников.

3. Отсутствие опыта работы у молодых специалистов.

Материально-техническая база

1.Наличие:

- оборудованных помещений:

спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна;

- видео-аудиотехники в группах;

- аудио- и видеотеки в группах и у специалистов,

- все специалисты и медицинский персонал оснащены компьютерной техникой.

1 Отсутствие мультимедийного оборудования.

2. Нет отдельного помещения для релаксации и психологической разгрузки.

 

Внешняя среда организации

Возможности

Ограничения и риски

1. Перспективы развития и расширения проекта посредством взаимодействия с другими детскими садами города.

 

1. Ограниченность финансирования.

2. Смена педагогического коллектива.

 

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Партнеры проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующая ДОУ

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров

 

Старший воспитатель

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит диагностику, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом.

Педагог - психолог

Участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности, организует совместную деятельность воспитанников и их родителей, проводит психолого-педагогическую диагностику личностного и эмоционального развития детей

Основные партнеры

Осуществляют реализацию мероприятий проекта:

Воспитатели ДОУ

Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со специалистами ДОУ

Специалисты ДОУ

Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями и медицинским персоналом ДОУ.

Родители

Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия, участвуют в совместной деятельности по плану проекта.

Дети

Участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.

    

 

Целевые группы проекта

Целевые группы

Их интересы

Дети 5-6 лет

Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми.

Родители

Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.

Педагоги

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.

 

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготови­тельный)

сентябрь-октябрь

2011 г

- разработка положения о проектной деятельности,

- оценка исходного состояния проблемы, через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

-   подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап

(основной)

Октябрь 2011 г.-

май

2012 г

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности.

III этап

(заключи­тельный)

май-июнь 2012 г

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

 

 Сроки реализации проекта - сентябрь 2011 г. – июнь 2012 г.
 

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Сентябрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1
  1. 1. Диагностика личностных особенностей детей   (методика «Дом. Дерево. Человек»).

 

1. Консультация с участием педагога-психолога «Страхи детей».

2. Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений»

3. Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок»

В течение месяца – разработка наглядно-информационных материалов.

 

Совместные беседы, участие в диагностике

Неделя 2

1. Выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния («Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен).

2. Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).

 

Неделя 3

1. Определение статуса ребёнка в группе («Социометрия»; автор Д. Морено).

2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»

Неделя 4

1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева).

2.Изучение выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева).

3. Изменение предметно-развивающей среды в группах ДОУ

 

 

Октябрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики.

Занятие 2. Знакомство с зонтиком предсказаний, гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о созвездиях».

Занятие 3. Создание первой странички в «Книжке про меня»: «Это я».

1. Консультация с участием психолога по результатам диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

 

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Волшебные средства понимания: интонация.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя семья».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен».

Занятие 3. Коллективная творческая работа по изготовлению «Карусели желаний».

Занятие 4. Создание «Книжки про меня»: страничка «Дом, в котором я живу».

Неделя 4

Занятие 1. Расширяем представление детей о радости.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои друзья».

 

Ноябрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Продолжаем знакомство с чувством радости, переживание радостных эмоций.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появился второй житель – Телец».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Календарь эмоций».

1. Консультация с элементами тренинга по теме «Эмоциональный мир дошкольника».

 

2. Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Закрепление и обобщение знаний об эмоции радости.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией страха.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в   Зодиакалии появилось созвездие Близнецов».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «День рождения».

Неделя 4

Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Был я маленьким когда-то…»

 

Декабрь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как   возникло созвездие Рака».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я боюсь! Мои страхи днём и ночью».

Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения».

2. Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются, когда…».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком – рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию.

Неделя 2

Занятие 1. Знакомство с эмоцией грусти.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мой рост и вес».

Неделя 3

Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как на небе появилось созвездие Льва».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не подходи ко мне, я обиделся!».

Неделя 4

Занятие 1. Знакомство с эмоцией гнева.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя мечта».

 


 

Январь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 3. 

Занятие 1. Расширяем представление детей об эмоции гнева.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я сержусь! Мой гнев».

1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

 

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 4. 

Занятие 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций».

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои достижения».

 

Февраль

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев).

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие Весов».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Праздники».

1. Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные дети» (дать представления   о влиянии эмоциональных состояний родителей на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной релаксации).

2. Консультация «Книжки – помощницы».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

 

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Изготовление книг – свитков для решения личностных проблем ребёнка.

Неделя 2

Занятие 1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях радости, грусти, страха и гнева.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна Софья»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои любимые игрушки».

Неделя 3

Занятие 1. Знакомство с эмоцией удивления.

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я удивляюсь».

Неделя 4

Занятие 1. Знакомство с чувством стыда, вины.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Поступок, о котором я сожалею».

 

Март

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Знакомство с чувством отвращения.

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои выходные».

1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны Зодиакалии.

2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у детей).

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Рассказ историй, сочинённых родителями для ребёнка.

Неделя 2

Занятие 1. Знакомство с чувством робости.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Н. Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое животное».

Неделя 3

Занятие 1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими действиями).

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как появилось в   Зодиакалии созвездие Козерога».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое время года».

Неделя 4

Неделя 4.

Занятие 1. Повторение и закрепление знаний об изученных эмоциях.

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Вкуснее нет на свете…».


 

Апрель

 

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. Развитие представлений дружбе.

Занятие 2.      Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Водолея».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка опасностей «Я растерялся! Я справился!».

1. Просмотр и обсуждение видеофильма «Любимые мультфильмы наших детей: вред или польза».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Формирование представлений о том, что важно в дружеских отношениях.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с персиками»).

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Добрые дела».

Неделя 3

Занятие 1. «Что такое одиночество и почему плохо быть одному».

Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в   Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб».

Занятие 3. «Мой детский сад».

Неделя 4

Занятие 1. «Портрет друга».

Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка   «Любимый педагог».

 

 

 

 

Май

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

Занятие 1. «Ссора» (способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и путей его разрешения).

Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны Зодиакалии».

Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Планы на будущее».

1. Выставка творческих работ, созданных в процессе занятий на «Островке настроения».

2. Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов.

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

Занятие 1. Развитие добрых, тёплых отношений между ребятами, способствовать сплочению детского коллектива.

Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»).

Неделя 3

Занятие 1. Повторение и закрепление знаний о навыках дружного, бесконфликтного взаимодействия.

Занятие 2. Медитация «Путешествие на голубую планету».

Неделя 4

Занятие 1. Коллективная творческая работа по изготовлению   «Карусели желаний»; сравнение с первой работой.

 

Июнь

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. Повторная диагностика уровня тревожности (методика «Кактус»)

1.   Изучение взаимоотношений в семье (анкета «Взаимоотношения в семье»).

2. Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…»

3. Консультация для родителей по итогом диагностики

3. Демонстрация полученных результатов в итоговом мероприятии

 

Совместная подготовка к итоговому мероприятию, изготовление атрибутов, костюмов.

Неделя 2

2. Исследование изменений восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).

 

Неделя 3

1. Определение статуса ребёнка в группе (Социометрия «Секрет).

2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»

Неделя 4

1. Изучение узнавания детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева).

2. Изучение развития выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева).

3. Итоговое мероприятие – развлечение под названием «В гостях у Снежной королевы».

 

 

Ожидаемые результаты

- улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Оценка результатов (май - июнь 2012г).

В процессе реализации проекта рабочей группой был осуществлен мониторинг достижения результатов. Измеряемые параметры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мониторинг достижения результатов проекта

 

Участники

Ответственный

Индикаторы

 

Инструмент измерения

Дети 5-6 лет

Педагог-психолог, старший воспитатель

1. Снижение уровня тревожности

2. Улучшение внутригрупповых отношений

3. Гармонизация внутрисемейных отношений

4. Повышение знаний детей об основных эмоциях человека

- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

- Методика «Социометрия», детский вариант «Секрет».

- Графическая методика «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман.

- «Пиктограмма»; «Скажи выразительно»; автор Н. Минаева.

Родители

Старший воспитатель, воспитатели

1. Гармонизация детско-родительских отношений

 

2. Активное участие родителей в мероприятиях

ДОУ

- Анкета «Взаимоотношения в семье».

 

- Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…».

 

Педагоги

Заведующая, старший воспитатель

1. Улучшение климата в группе и взаимоотношений между детьми

2. Активное взаимодействие всех педагогов в проведении мероприятий.

- Опросник «Статус ребенка в группе».

- Наблюдения, опросы

 

Результативность проекта графически представлена в Приложении 1.

Дальнейшее развитие проекта

Получив в результате анкетирования от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

 

 Список литературы

1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с.

4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.

5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ - М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.

6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.

8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.

9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.

10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты и коррекционные игры. - М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.

11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] - М.: Владос, 1999. – 337 с.

12. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] - Минск: Гамма, 1995. – 115 с.

13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.

14. Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.

15. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности Музыкально-ритмическая деятельность - это метод музыкального воспитания, который используется для развития музыкальных...

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» Цель: учим детей надавливать пластилин и размазывать его на картоне указательным пальцем. Прививаем...

Читайте также

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...