Творческий проект «Лечение радостью»
Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.
Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.
Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Лечение радостью»
|
Тип проекта |
По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – краткосрочный |
Проблема |
Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии |
Цель |
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста |
Задачи |
1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей. 2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников. 3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию). 4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей. 5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. 6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей. |
Участники проекта |
Дети старших групп, их родители |
Сроки и этапы реализации проекта |
I этап (подготовительный) - сентябрь-октябрь 2011 г. - разработка положения о проектной деятельности - оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей; - подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий. II этап (основной)- октябрь 2011г. -май 2012 г. - реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану); - укрепление и развитие материально-технической базы; - обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности. III этап (заключительный)- май-июнь 2012 г. - оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей); - демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия); - анализ перспектив дальнейшего развития проекта. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
- администрация МБДОУ №67; - воспитатели старших групп МБДОУ №67; - специалисты МБДОУ №67 (педагог-психолог, учитель – логопед, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, медицинский персонал); - родители воспитанников старших групп МБДОУ №67. |
Ресурсное обеспечение проекта |
Кадровое обеспечение: - наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%), - наличие квалифицированного медицинского персонала. Материально-техническое обеспечение: - наличие оборудованных помещений: спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна; - наличие видео-аудиотехники; - наличие аудио- и видео- картотеки. Учебно-методическое обеспечение: - наличие нормативно-правовой базы, - наличие диагностического инструментария, - наличие демонстрационного материала, - наличие образовательной программы ДОУ, - учебно-методической литературы по образовательным программам, - наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников. |
Ожидаемые результаты |
-улучшение эмоционального состояния дошкольников, - развитие коммуникативных навыков детей старших групп, - гармонизация детско-родительских отношений, - обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями. |
Критерии оценки результатов |
- снижение уровня тревожности воспитанников; - повышение статуса детей в группе; - смена стиля взаимодействия «родитель-ребенок». |
Дальнейшее развитие проекта
|
Введение в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений. |
Актуальность проекта
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.
Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.
Уже 15 лет педагогический коллектив МДОУ «Росинка» работает по приоритетному направлению - «Физическое, психическое развитие, коррекция и оздоровление всех воспитанников ДОУ». Однако действующая система работы является недостаточно эффективной в современных условиях. Об этом свидетельствуют результаты диагностики эмоционального состояния дошкольников (Приложение 1) . Так, среди обследованных 42 детей старших групп, высокий и повышенный уровень тревожности был выявлен у 35 % дошкольников, наличие проблем в семейных взаимоотношениях – в 28% случаях, трудности во взаимоотношениях со сверстниками выявлены у 10% обследованных. В числе диагностируемых воспитанников присутствовали дети с нарушением речи и дети с нарушением зрения, причем нежелательные результаты по исследуемым показателям отмечены в большинстве случаев у данных детей.
Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан творческий проект «Лечение радостью».
Условия и возможности реализации проекта в ДОУ представлены ниже в SWOT-анализе.
SWOT-анализ исходного состояния проблемы
Внутренняя среда организации |
|||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||
Нормативно-правовое обеспечение |
|||
Наличие 1. Локальные акты: - «Конвенция ООН о правах ребенка». - «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». - Конституция Российской Федерации. - Закон Российской Федерации «Об образовании». - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требовании к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
Отсутствие Системы мониторинга реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
||
Учебно-методическое обеспечение |
|||
1. Наличие в ДОУ образовательной программы. 2. Наличие плана психолого-педагогической работы. 3. Наличие диагностического инструментария. 4. Наличие необходимого демонстрационного материала. 5. Учебно-методической литературы по образовательным программам. 6. Наличие методической литературы по здоровьесбережению дошкольников. |
1. С введением ФГТ требуется доработка программы в соответствии с образовательными областями. 2. Работа педагога - психолога включает в себя развитие эмоционального благополучия детей, однако данная работа не способна полностью решить все имеющиеся проблемы ввиду ограниченности во времени, поэтому необходимо вести в ДОУ кружковую работу по оптимизации эмоционального состояния воспитанников и детско-родительских отношений. 3. Имеется необходимый диагностический инструментарий исследуемых параметров, однако нет системы мониторинга в рамках образовательной программы ДОУ. 4. Имеющийся демонстрационный материал необходимо пополнить в соответствии с задачами проекта. |
||
Кадровое обеспечение |
|||
1. Наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%), в том числе: педагога-психолога, учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога дополнительного образования, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре и плаванию. 2. Наличие молодых специалистов в ДОУ (20%). 3. Наличие квалифицированного медицинского персонала. |
1. Не все педагоги имеют квалификационную категорию. 2. У воспитателей и специалистов нет единого плана работы по оптимизации психического здоровья воспитанников. 3. Отсутствие опыта работы у молодых специалистов. |
||
Материально-техническая база |
|||
1.Наличие: - оборудованных помещений: спортивного зала, музыкального зала, изо-студии, бассейна; - видео-аудиотехники в группах; - аудио- и видеотеки в группах и у специалистов, - все специалисты и медицинский персонал оснащены компьютерной техникой. |
1 Отсутствие мультимедийного оборудования. 2. Нет отдельного помещения для релаксации и психологической разгрузки.
|
||
Внешняя среда организации |
|||
Возможности |
Ограничения и риски |
||
1. Перспективы развития и расширения проекта посредством взаимодействия с другими детскими садами города.
|
1. Ограниченность финансирования. 2. Смена педагогического коллектива. |
Цель и задачи проекта
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.
2. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
3. Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).
4. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.
5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.
Партнеры проекта
Ключевые партнеры |
Содержание деятельности |
Заведующая ДОУ |
Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров
|
Старший воспитатель |
Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит диагностику, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом. |
Педагог - психолог |
Участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности, организует совместную деятельность воспитанников и их родителей, проводит психолого-педагогическую диагностику личностного и эмоционального развития детей |
Основные партнеры |
Осуществляют реализацию мероприятий проекта: |
Воспитатели ДОУ |
Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со специалистами ДОУ |
Специалисты ДОУ |
Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями и медицинским персоналом ДОУ. |
Родители |
Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия, участвуют в совместной деятельности по плану проекта. |
Дети |
Участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы. |
Целевые группы проекта
Целевые группы |
Их интересы |
Дети 5-6 лет |
Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми. |
Родители |
Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам. |
Педагоги |
Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи. |
Механизм реализации проекта
Этапы проекта |
Сроки этапов проекта |
Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) |
сентябрь-октябрь 2011 г |
- разработка положения о проектной деятельности, - оценка исходного состояния проблемы, через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей; - подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий. |
II этап (основной) |
Октябрь 2011 г.- май 2012 г |
- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану); - укрепление и развитие материально-технической базы; - обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности. |
III этап (заключительный) |
май-июнь 2012 г |
- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей); - демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия); - анализ перспектив дальнейшего развития проекта. |
Сроки реализации проекта - сентябрь 2011 г. – июнь 2012 г.
Календарный план мероприятий по реализации проекта
Сентябрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
|
1. Консультация с участием педагога-психолога «Страхи детей». 2. Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений» 3. Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок» В течение месяца – разработка наглядно-информационных материалов.
|
Совместные беседы, участие в диагностике |
Неделя 2 |
1. Выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния («Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен). 2. Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).
|
||
Неделя 3 |
1. Определение статуса ребёнка в группе («Социометрия»; автор Д. Морено). 2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе» |
||
Неделя 4 |
1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева). 2.Изучение выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева). 3. Изменение предметно-развивающей среды в группах ДОУ
|
Октябрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики. Занятие 2. Знакомство с зонтиком предсказаний, гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о созвездиях». Занятие 3. Создание первой странички в «Книжке про меня»: «Это я». |
1. Консультация с участием психолога по результатам диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».
|
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Волшебные средства понимания: интонация. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя семья». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен». Занятие 3. Коллективная творческая работа по изготовлению «Карусели желаний». Занятие 4. Создание «Книжки про меня»: страничка «Дом, в котором я живу». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Расширяем представление детей о радости. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои друзья». |
Ноябрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Продолжаем знакомство с чувством радости, переживание радостных эмоций. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появился второй житель – Телец». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Календарь эмоций». |
1. Консультация с элементами тренинга по теме «Эмоциональный мир дошкольника».
2. Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке». 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Закрепление и обобщение знаний об эмоции радости. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией страха. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие Близнецов». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «День рождения». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Был я маленьким когда-то…» |
Декабрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как возникло созвездие Рака». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я боюсь! Мои страхи днём и ночью». |
Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения». 2. Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются, когда…». 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком – рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией грусти. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мой рост и вес». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как на небе появилось созвездие Льва». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не подходи ко мне, я обиделся!». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией гнева. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя мечта».
|
Январь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 3. |
Занятие 1. Расширяем представление детей об эмоции гнева. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я сержусь! Мой гнев». |
1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».
|
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 4. |
Занятие 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций». Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои достижения». |
Февраль
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев). Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие Весов». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Праздники». |
1. Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные дети» (дать представления о влиянии эмоциональных состояний родителей на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной релаксации). 2. Консультация «Книжки – помощницы». 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».
|
1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Изготовление книг – свитков для решения личностных проблем ребёнка. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях радости, грусти, страха и гнева. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна Софья»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои любимые игрушки». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией удивления. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я удивляюсь». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Знакомство с чувством стыда, вины. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Поступок, о котором я сожалею». |
Март
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Знакомство с чувством отвращения. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои выходные». |
1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны Зодиакалии. 2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у детей). 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Рассказ историй, сочинённых родителями для ребёнка. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Знакомство с чувством робости. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Н. Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое животное». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими действиями). Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как появилось в Зодиакалии созвездие Козерога». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое время года». |
||
Неделя 4 |
Неделя 4. Занятие 1. Повторение и закрепление знаний об изученных эмоциях. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Вкуснее нет на свете…». |
Апрель
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Развитие представлений дружбе. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Водолея». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка опасностей «Я растерялся! Я справился!». |
1. Просмотр и обсуждение видеофильма «Любимые мультфильмы наших детей: вред или польза». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Формирование представлений о том, что важно в дружеских отношениях. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с персиками»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Добрые дела». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. «Что такое одиночество и почему плохо быть одному». Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб». Занятие 3. «Мой детский сад». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. «Портрет друга». Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Любимый педагог».
|
Май
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. «Ссора» (способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и путей его разрешения). Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны Зодиакалии». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Планы на будущее». |
1. Выставка творческих работ, созданных в процессе занятий на «Островке настроения». 2. Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов. 3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Развитие добрых, тёплых отношений между ребятами, способствовать сплочению детского коллектива. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»). |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Повторение и закрепление знаний о навыках дружного, бесконфликтного взаимодействия. Занятие 2. Медитация «Путешествие на голубую планету». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Коллективная творческая работа по изготовлению «Карусели желаний»; сравнение с первой работой. |
Июнь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и родителей |
Неделя 1 |
1. Повторная диагностика уровня тревожности (методика «Кактус») |
1. Изучение взаимоотношений в семье (анкета «Взаимоотношения в семье»). 2. Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…» 3. Консультация для родителей по итогом диагностики 3. Демонстрация полученных результатов в итоговом мероприятии
|
Совместная подготовка к итоговому мероприятию, изготовление атрибутов, костюмов. |
Неделя 2 |
2. Исследование изменений восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).
|
||
Неделя 3 |
1. Определение статуса ребёнка в группе (Социометрия «Секрет). 2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе» |
||
Неделя 4 |
1. Изучение узнавания детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева). 2. Изучение развития выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева). 3. Итоговое мероприятие – развлечение под названием «В гостях у Снежной королевы».
|
Ожидаемые результаты
- улучшение эмоционального состояния дошкольников,
- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,
- гармонизация детско-родительских отношений,
- обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
Оценка результатов (май - июнь 2012г).
В процессе реализации проекта рабочей группой был осуществлен мониторинг достижения результатов. Измеряемые параметры представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мониторинг достижения результатов проекта
Участники |
Ответственный |
Индикаторы
|
Инструмент измерения |
Дети 5-6 лет |
Педагог-психолог, старший воспитатель |
1. Снижение уровня тревожности 2. Улучшение внутригрупповых отношений 3. Гармонизация внутрисемейных отношений 4. Повышение знаний детей об основных эмоциях человека |
- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой. - Методика «Социометрия», детский вариант «Секрет». - Графическая методика «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман. - «Пиктограмма»; «Скажи выразительно»; автор Н. Минаева. |
Родители |
Старший воспитатель, воспитатели |
1. Гармонизация детско-родительских отношений
2. Активное участие родителей в мероприятиях ДОУ |
- Анкета «Взаимоотношения в семье».
- Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…».
|
Педагоги |
Заведующая, старший воспитатель |
1. Улучшение климата в группе и взаимоотношений между детьми 2. Активное взаимодействие всех педагогов в проведении мероприятий. |
- Опросник «Статус ребенка в группе». - Наблюдения, опросы |
Результативность проекта графически представлена в Приложении 1.
Дальнейшее развитие проекта
Получив в результате анкетирования от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с.
4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.
5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ - М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.
6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.
8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.
9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.
10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты и коррекционные игры. - М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.
11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] - М.: Владос, 1999. – 337 с.
12. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] - Минск: Гамма, 1995. – 115 с.
13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.
14. Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.
15. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности Музыкально-ритмическая деятельность - это метод музыкального воспитания, который используется для развития музыкальных...
Проект «Мы будущие солдаты»
Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...
Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»
Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» Цель: учим детей надавливать пластилин и размазывать его на картоне указательным пальцем. Прививаем...