Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»

НОД в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие».

Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности детей. Обогатить и расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания дошкольников о зиме. Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств. Учить детей анализировать, делать выводы, развивать познавательную активность, мышление.

Развивающие:

Развивать понимание речи и активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям живой природы.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просматривание видеоматериала и картинок в ходе проведения образовательной деятельности.

Физическое:

Способствовать сохранению и укрепления физического здоровья дошкольников средствами игры «Что нравится зимой?»

Воспитательные:

Воспитывать дружелюбие, формировать у детей чувство сплоченности, единства, формировать положительно-эмоциональный настрой внутри коллектива, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других.

Оборудование: ИКТ (ноутбук), пластиковые тарелки, салфетки, земля, снег, лед, снежинка и льдинка, картинки снежинок, сосулек, снега, льда, аудиозапись, лупа.

Словарная работа: прозрачная, бесцветный, хрупкий, твердый, рыхлый, кристаллический, мокрый, грязный, чистый, холодный.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная;

- музыкально-художественная;

- познавательно-исследовательская.

36

3. Содержательная часть:

1 этап:

Предварительная работа: показать и рассказать детям все о состоянии воды: жидком, твердом, кристаллическом.

Вода – прозрачная, без запаха, без вкуса, обладает текучестью.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

 Лёд – бесцветный, прозрачный, кристаллический, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

2 этап:

На утренней прогулке ребята встают в круг и воспитатель спрашивает детей: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?

Дети: холод, снег, лед, пасмурно…

Воспитатель: дети, а вы любите зиму, а за что вы ее любите?

Вы любите снег? Вы любите играть с ним? Какие зимние забавы вы знаете?

Как можно использовать снег и лед в игре? А можно ли есть снег и сосать сосульки?

Выслушать детей, которые по очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Рассказывает о том, что, несмотря на то, что с виду снег белый, он грязный и есть его нельзя! Он холодный и можно заболеть! Сосульки прозрачные, но тоже грязные, так как это талый снег и на крыше и в воздухе много грязи и микробов.

Воспитатель рассказывает о том, как образовывается лед: на катке, на горках, на крышах. О том, как надо быть осторожным, находясь на катке или на замершей реке.

Воспитатель предлагает поиграть и проводит физкультминутку с детьми:

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

и лепить снежки начнем!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе!

Воспитатель набирает рыхлого чистого снега в коробку, показывает, что он с виду белый и чистый и говорит о том, чтобы узнать настолько ли он чистый они сейчас в группе проведут исследование и эксперимент и все вместе возвращаются в группу.

3 этап:

Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений. Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.

Воспитатель: рассказывает ребятам о том, что сейчас с помощью лупы рассмотрим, как выглядят снежинки, что ни одна снежинка не похожа на другую.

Воспитатель: - А пока мы будем, рассматривать снег и снежинки, часть снега мы поставим в теплое место и посмотри, что же превратится с нашим снегом?

(Воспитатель заранее в ведерко насыпает земли или песка из песочницы и ставит в теплое место).

На столе заранее приготовлены салфетки, пластиковые тарелочки и лупы для каждого ребенка.

Воспитатель проходит и ложкой раздает снег.

- Посмотрите, что у вас на тарелке?

Молодцы, ребята, а теперь давайте возьмем лупу и посмотрим, из чего же состоит снег?

Воспитатель читает загадку.

Когда приходят холода

Кружит она, летает.

Она красива, как звезда,

А на ладошке тает.

Дети: - снежинка!

Воспитатель предлагает положить немного снега на ладонь и подождать, когда она растает.

Спрашивает детей: во что превратился снег?

просит понюхать есть ли у него запах?

Дети дают оценку происходящему. Снег под действием тепла превращается в воду.

Воспитатель предлагает детям перед следующим экспериментом передохнуть и опять проводит туже физкультминутку:

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

и лепить снежки начнем!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе!

4 этап:

Помощник воспитателя убирает цветные тарелочки со снегом и ставит на стол белые тарелки, чтобы лучше было видно насколько грязный снег и легче было его изучить под лупой.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель приносит растаявший снег, перемешанный с землей, и наливает ложкой всем на тарелочки.

Дети приступают к исследованиям.

Дети находят в нем песчинки, кусочки мусора, волос и прочее.

Делают вывод, что на самом деле, снег хоть и белый, но на земле лежит уже грязный и есть его категорически нельзя! Можно заболеть! Дети делают вывод: снег и лед образуются из воды. Снег и лед - это замерзшая вода.

Рефлексия.

Воспитатель:

- У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку. 

Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года. Сегодня все ребята были активными и все выбрали снежинки!



Новые публикации

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Проект «Семья - мой мир»

Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...

Читайте также

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика» Аннотация: Дидактическая игра «Собери снеговика» из фетра, пенополиэтилена и ковролина представляет собой пособие, которое...

Экскурсия в «Осенний лес»

Экскурсия в «Осенний лес» Экскурсия – это возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность...

Читайте также

Методическая разработка «Цветы ранней весны»

Методическая разработка «Цветы ранней весны»

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

Периодизация психического развития в онтогенезе

Периодизация психического развития в онтогенезе Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем...





В блогах

РППС в ДОУ для детей с задержкой психического развития

В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены для детей двух возрастных категорий (5-6 лет и 6-7 лет) и рассчитаны на 2 года обучения. Таким образом, мы обеспечиваем коррекционной помощью детей...

Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится...

Проект "Русская береза".

Проект Русская береза  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» Проект на тему: «Русская березка». Автор: Санкина Алиса 6 лет Руководитель: Гарина Ольга Владимировна село Дивеево 2023 г.     Паспорт проекта Тема проекта Русская береза Автор проекта...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...