Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»
НОД в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности детей. Обогатить и расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания дошкольников о зиме. Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств. Учить детей анализировать, делать выводы, развивать познавательную активность, мышление.
Развивающие:
Развивать понимание речи и активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям живой природы.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просматривание видеоматериала и картинок в ходе проведения образовательной деятельности.
Физическое:
Способствовать сохранению и укрепления физического здоровья дошкольников средствами игры «Что нравится зимой?»
Воспитательные:
Воспитывать дружелюбие, формировать у детей чувство сплоченности, единства, формировать положительно-эмоциональный настрой внутри коллектива, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других.
Оборудование: ИКТ (ноутбук), пластиковые тарелки, салфетки, земля, снег, лед, снежинка и льдинка, картинки снежинок, сосулек, снега, льда, аудиозапись, лупа.
Словарная работа: прозрачная, бесцветный, хрупкий, твердый, рыхлый, кристаллический, мокрый, грязный, чистый, холодный.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная;
- музыкально-художественная;
- познавательно-исследовательская.
3. Содержательная часть:
1 этап:
Предварительная работа: показать и рассказать детям все о состоянии воды: жидком, твердом, кристаллическом.
Вода – прозрачная, без запаха, без вкуса, обладает текучестью.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лёд – бесцветный, прозрачный, кристаллический, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
2 этап:
На утренней прогулке ребята встают в круг и воспитатель спрашивает детей: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: холод, снег, лед, пасмурно…
Воспитатель: дети, а вы любите зиму, а за что вы ее любите?
Вы любите снег? Вы любите играть с ним? Какие зимние забавы вы знаете?
Как можно использовать снег и лед в игре? А можно ли есть снег и сосать сосульки?
Выслушать детей, которые по очереди отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Рассказывает о том, что, несмотря на то, что с виду снег белый, он грязный и есть его нельзя! Он холодный и можно заболеть! Сосульки прозрачные, но тоже грязные, так как это талый снег и на крыше и в воздухе много грязи и микробов.
Воспитатель рассказывает о том, как образовывается лед: на катке, на горках, на крышах. О том, как надо быть осторожным, находясь на катке или на замершей реке.
Воспитатель предлагает поиграть и проводит физкультминутку с детьми:
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много!
И растут везде сугробы.
Снег в ладошки наберём
и лепить снежки начнем!
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!
Воспитатель набирает рыхлого чистого снега в коробку, показывает, что он с виду белый и чистый и говорит о том, чтобы узнать настолько ли он чистый они сейчас в группе проведут исследование и эксперимент и все вместе возвращаются в группу.
3 этап:
Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений. Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.
Воспитатель: рассказывает ребятам о том, что сейчас с помощью лупы рассмотрим, как выглядят снежинки, что ни одна снежинка не похожа на другую.
Воспитатель: - А пока мы будем, рассматривать снег и снежинки, часть снега мы поставим в теплое место и посмотри, что же превратится с нашим снегом?
(Воспитатель заранее в ведерко насыпает земли или песка из песочницы и ставит в теплое место).
На столе заранее приготовлены салфетки, пластиковые тарелочки и лупы для каждого ребенка.
Воспитатель проходит и ложкой раздает снег.
- Посмотрите, что у вас на тарелке?
Молодцы, ребята, а теперь давайте возьмем лупу и посмотрим, из чего же состоит снег?
Воспитатель читает загадку.
Когда приходят холода
Кружит она, летает.
Она красива, как звезда,
А на ладошке тает.
Дети: - снежинка!
Воспитатель предлагает положить немного снега на ладонь и подождать, когда она растает.
Спрашивает детей: во что превратился снег?
просит понюхать есть ли у него запах?
Дети дают оценку происходящему. Снег под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель предлагает детям перед следующим экспериментом передохнуть и опять проводит туже физкультминутку:
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много!
И растут везде сугробы.
Снег в ладошки наберём
и лепить снежки начнем!
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!
4 этап:
Помощник воспитателя убирает цветные тарелочки со снегом и ставит на стол белые тарелки, чтобы лучше было видно насколько грязный снег и легче было его изучить под лупой.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель приносит растаявший снег, перемешанный с землей, и наливает ложкой всем на тарелочки.
Дети приступают к исследованиям.
Дети находят в нем песчинки, кусочки мусора, волос и прочее.
Делают вывод, что на самом деле, снег хоть и белый, но на земле лежит уже грязный и есть его категорически нельзя! Можно заболеть! Дети делают вывод: снег и лед образуются из воды. Снег и лед - это замерзшая вода.
Рефлексия.
Воспитатель:
- У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.
Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года. Сегодня все ребята были активными и все выбрали снежинки!
Читайте также |
---|
Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»
Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...
Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика» Аннотация: Дидактическая игра «Собери снеговика» из фетра, пенополиэтилена и ковролина представляет собой пособие, которое...
Экскурсия в «Осенний лес»

Экскурсия в «Осенний лес» Экскурсия – это возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность...