Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»

НОД в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие».

Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности детей. Обогатить и расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания дошкольников о зиме. Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств. Учить детей анализировать, делать выводы, развивать познавательную активность, мышление.

Развивающие:

Развивать понимание речи и активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям живой природы.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просматривание видеоматериала и картинок в ходе проведения образовательной деятельности.

Физическое:

Способствовать сохранению и укрепления физического здоровья дошкольников средствами игры «Что нравится зимой?»

Воспитательные:

Воспитывать дружелюбие, формировать у детей чувство сплоченности, единства, формировать положительно-эмоциональный настрой внутри коллектива, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других.

Оборудование: ИКТ (ноутбук), пластиковые тарелки, салфетки, земля, снег, лед, снежинка и льдинка, картинки снежинок, сосулек, снега, льда, аудиозапись, лупа.

Словарная работа: прозрачная, бесцветный, хрупкий, твердый, рыхлый, кристаллический, мокрый, грязный, чистый, холодный.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная;

- музыкально-художественная;

- познавательно-исследовательская.

36

3. Содержательная часть:

1 этап:

Предварительная работа: показать и рассказать детям все о состоянии воды: жидком, твердом, кристаллическом.

Вода – прозрачная, без запаха, без вкуса, обладает текучестью.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

 Лёд – бесцветный, прозрачный, кристаллический, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

2 этап:

На утренней прогулке ребята встают в круг и воспитатель спрашивает детей: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?

Дети: холод, снег, лед, пасмурно…

Воспитатель: дети, а вы любите зиму, а за что вы ее любите?

Вы любите снег? Вы любите играть с ним? Какие зимние забавы вы знаете?

Как можно использовать снег и лед в игре? А можно ли есть снег и сосать сосульки?

Выслушать детей, которые по очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Рассказывает о том, что, несмотря на то, что с виду снег белый, он грязный и есть его нельзя! Он холодный и можно заболеть! Сосульки прозрачные, но тоже грязные, так как это талый снег и на крыше и в воздухе много грязи и микробов.

Воспитатель рассказывает о том, как образовывается лед: на катке, на горках, на крышах. О том, как надо быть осторожным, находясь на катке или на замершей реке.

Воспитатель предлагает поиграть и проводит физкультминутку с детьми:

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

и лепить снежки начнем!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе!

Воспитатель набирает рыхлого чистого снега в коробку, показывает, что он с виду белый и чистый и говорит о том, чтобы узнать настолько ли он чистый они сейчас в группе проведут исследование и эксперимент и все вместе возвращаются в группу.

3 этап:

Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений. Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.

Воспитатель: рассказывает ребятам о том, что сейчас с помощью лупы рассмотрим, как выглядят снежинки, что ни одна снежинка не похожа на другую.

Воспитатель: - А пока мы будем, рассматривать снег и снежинки, часть снега мы поставим в теплое место и посмотри, что же превратится с нашим снегом?

(Воспитатель заранее в ведерко насыпает земли или песка из песочницы и ставит в теплое место).

На столе заранее приготовлены салфетки, пластиковые тарелочки и лупы для каждого ребенка.

Воспитатель проходит и ложкой раздает снег.

- Посмотрите, что у вас на тарелке?

Молодцы, ребята, а теперь давайте возьмем лупу и посмотрим, из чего же состоит снег?

Воспитатель читает загадку.

Когда приходят холода

Кружит она, летает.

Она красива, как звезда,

А на ладошке тает.

Дети: - снежинка!

Воспитатель предлагает положить немного снега на ладонь и подождать, когда она растает.

Спрашивает детей: во что превратился снег?

просит понюхать есть ли у него запах?

Дети дают оценку происходящему. Снег под действием тепла превращается в воду.

Воспитатель предлагает детям перед следующим экспериментом передохнуть и опять проводит туже физкультминутку:

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

и лепить снежки начнем!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе!

4 этап:

Помощник воспитателя убирает цветные тарелочки со снегом и ставит на стол белые тарелки, чтобы лучше было видно насколько грязный снег и легче было его изучить под лупой.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель приносит растаявший снег, перемешанный с землей, и наливает ложкой всем на тарелочки.

Дети приступают к исследованиям.

Дети находят в нем песчинки, кусочки мусора, волос и прочее.

Делают вывод, что на самом деле, снег хоть и белый, но на земле лежит уже грязный и есть его категорически нельзя! Можно заболеть! Дети делают вывод: снег и лед образуются из воды. Снег и лед - это замерзшая вода.

Рефлексия.

Воспитатель:

- У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку. 

Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года. Сегодня все ребята были активными и все выбрали снежинки!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном…

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном процессе ДОУ. «Сказка в двери к нам стучится»

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста

Читайте также

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»