Педагогический проект «Как луковичка друзей искала»

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).

По количеству участников: групповой (средняя группа).

Введение

Актуальность проекта:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Данный познавательно-исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и формирование у них умений применять новые знания в жизни. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Проблема: Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.

Описание проблемы

Проблема укрепления и сохранения здоровья детей остается исключительно актуальной. Каждый год уже к концу осени и в зимний период детские сады заметно пустеют. Дети постоянно заражают друг друга вирусам, универсальных вакцин от всех вирусов не существует. К любым вирусным заболеваниям нужно заранее готовиться, повышая, прежде всего, иммунитет у ребёнка. Лук и чеснок являются сильными естественными имуномодуляторами и эффективны в профилактике простудных заболеваний, однако маленькие гурманы обычно отказываются от употребления их в пищу. Детей смущает вкус и запах этих овощей. Многие взрослые задаются вопросом: «Как же научить детей любить полезные овощи».

Педагогическая идея проекта

Педагогическая идея проекта направлена на формирование у детей начальных представлений о сохранении здоровья и воспитания потребности употребления в пищу полезных овощей посредством трудовой деятельности детей и воспитания у них ценностного отношения к результатам своего труда.

Кроме формирования правильного отношения к здоровью, проект способствует воспитанию у детей интереса к окружающему миру. Посадка огорода в группе создаёт условия для приобщения детей к регулярному труду. В процессе трудовой деятельности дети получают полезные знания о предметах и явлениях, материалах и орудиях труда. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, дети приобретают умение планировать деятельность.

Организация систематических наблюдений за ростом лука, развивает мышление (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять явления). Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения и зарисовки формируют у дошкольников пятого года жизни понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки.

Предмет исследования: воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей, как средства сохранения и укрепления здоровья

Гипотеза: Авторы предполагают, что воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей будет успешно реализовано посредством самостоятельного выращивания детьми огорода, изучения ими полезных свойств лука в процессе познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, а также чтения художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с необходимыми условиями для роста растения.
  • Дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой, будут употреблять его в пищу.
  • У детей сформируется знания и представления о строении лука
  • Дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
  • Активизируется взаимоинформирование родителей и воспитателей по проблеме воспитания у детей потребности быть здоровым
  • Повысится внимание родителей к созданию условий для исследовательской и творческой деятельности ребёнка.

Цель проекта: Создание условий для познавательного развития детей, формирование представлений о роли витаминов для здоровья человека, и необходимости включения в рацион питания растительной пищи, как источника витаминов.

Задачи проекта:
  1. Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья.
  2. В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
  3. Формировать представления детей о многообразии растительного мира.
  4. Познакомить детей со строением лука и видоизменением в его строении.
  5. Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
  6. Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях.
  7. Формировать представления детей о необходимости света, влаги и почвы для роста луковиц.
  8. Развивать умение наблюдать и делать выводы.
  9. Прививать внимательное и заботливое отношение к общему огороду
  10. Воспитывать потребность у детей в употреблении в пищу полезных овощей.
  11. Воспитывать ценностное отношение детей к результатам своего труда.

Задача детская: вырастить самостоятельно растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета.

Интеграция образовательных областей:

  Формы работы Задачи
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

– чтение и обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг»

Формирование представлений о необходимых человеку веществах и витаминах. Воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей.
«Социально- коммуникативное развитие»

– дидактические, творческие, подвижные игры

– игры – драматизации

– трудовая деятельность (посадка и выращивание лука)

– труд в уголке природы (показ приемов работы, объяснение, напоминание)

Формирование коллективных трудовых качеств. Развитие умения разыгрывать представления по знакомым сюжетам. Воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться.
 

– беседы, рассматривание иллюстраций

– трудовая деятельность (посадка и выращивание лука)

Сообщение детям элементарных сведений о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов. Освоение правил безопасности при посадке растений и использовании орудий труда.
«Познавательное развитие»

– наблюдение за ростом и развитие растения

– исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука, наблюдение за ростом, оформление результатов).

Развитие исследовательской деятельности детей Расширение представлений о многообразии растительного мира. Знакомить с видоизменением строения лука. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.
«Речевое развитие»

– ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий

обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу)

– чтение коротких стихов наизусть

– составление рассказов о луке

– сочинение сказок (детское словотворчество)

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения участвовать в беседе, составлять рассказы. Расширение и активизация словаря. Совершение грамматической и интонационно-выразительной стороны речи.
 

– чтение пословиц, поговорок, загадок, адаптированной литературы о свойствах лука

– рассматривание иллюстраций

Приобщение к словесному искусству.

Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного.

«Художественно- эстетическое развитие»

– продуктивная деятельность (рисование лепка, художественный труд)

– раскрашивание «умных раскрасок»

– оформление книжек-малышек, дневников наблюдений

Формирование интереса к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания о окружающем мире. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.
 

– этюды на выражение различных эмоций.

– Театральное представление «Как луковичка друзей нашла»

Развитие эмоционально-образного исполнения, при разыгрывании сказки. Совершенствование танцевальных движений.

1. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

2. Сроки реализации проекта: февраль-март.

3. Основные этапы реализации проекта:

Этапы проекта Мероприятия Взаимодействие с родителями
  1.  
Организационно-содержательный

– Изучение опыта проектной деятельности в работе с дошкольниками

– Организация предметно-развивающей среды

– Поисковая работа по подбору:

  • иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук»
  • литературных текстов (загадок стихов, пословиц)
  • игр, упражнений.

– Составление конспектов, сценариев,

– Круглый стол для родителей «Участвуем в проекте «Как луковичка друзей искала».

– Привлечение родителей к организации огорода в группе (приобретение луковиц, земли, контейнеров).

  1.  
Диагностический

– Выявление всех проблем, которые возможно решить в рамках проекта

 
  1.  
Практический

– Рассматривание иллюстраций, репродукции к картине Поля Сезана «Натюрморт с луком»

– Исследовательская деятельность: «Как пахнет лучок?», «Почему от лука плачут?», «А у лука сто одёжек – строение лука».

– Чтение адаптированной литературы о полезных свойствах лука.

– Чтение и обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг».

– Разучивание стихотворений о луке.

– Просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук»

– Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Составь лучок – разрезные картинки».

– Подвижные игры «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»

– Посадка лука репчатого на перо

– Изготовление табличек-указателей

– Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука.

– Оформление и презентация дневников наблюдений за ростом лука

– Продуктивная деятельность (рисование, лепка, худ. конструирование)

– Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор»

– Сочинение сказки «как луковичка друзей искала»

– Информационный уголок: «Домашний доктор»

– Лит. страничка – «Разучиваем вместе»

– Привлечение родителей к созданию книжек -малышек:

«Подружились мы с лучком» (стихи, загадки, пословицы, сказки о луке)

– Мастер– класс «Делимся вкусными рецептами, ценными советами»

  1.  
Заключительный этап -
подведение итогов реализации проекта

– Оформление выставки детского творчества, «Подружились мы с лучком»

– Фоторепортаж

– Литературная гостиная «В гостях у бабушки Загадушки»

– Составление сценария итогового мероприятия – театрализованного представления.

– Театральное представление

– «Как луковичка друзей искала», дегустация выращенного лука

– Фоторепортаж

«Наш домашний огород»

– «Как у наша луковка росла – презентация дневников наблюдений за ростом лука

– Экспозиция совместного творчества детей и родителей «Лук от семи недуг»

– Презентация выставки детского творчества, фоторепортажа «Подружились мы с лучком»

– Приглашение родителей на театральное представление

сказки «Как луковичка друзей искала»

– обсуждение итогов реализации проекта.

  1.  
Презентативно-внедренческий

– Презентации опыта работы на педагогическом совете

 

 

Приложение 1

Конспект занятия «Посадка лука репчатого на перо в средней группе»

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
  • с помощью условной мерки отмерить расстояние до бороздки, наметить бороздку поперёк ящика;
  • сделать две лунки по линии бороздки, используя глазомер;
  • опустить лук-севок «по плечики» прижать, присыпать (по необходимости) проверить «ножницами»;
  • опрыскать землю вокруг луковички из пульверизатора.
  1. Упражнять в использовании ранее полученных знаний о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
  2. Расширять представления детей о многообразии растительного мира. Знакомить детей с видоизменении строения лука: подземная часть растения – корень стебель, листья. Наземная часть растения – листья.
  3. Побуждать к самоконтролю терпеливому поведению, во время коллективной работы, аккуратности.
  4. Настроить на внимательное и заботливое отношение к общему огороду.

Обогащение и активизация словаря: луковица, лук репчатый, бороздка, лунка, мерка, почва, корень, стебель, опрыскивать, пульверизатор.

Материал.

У воспитателя: модель строения лука, иллюстрации (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу, карточки с условными изображениями почвы, воды и света. Короб с землёй, соответствующая условная мерка шириной 8 см, палочка с отмеченной меркой на высоте 4.5 см. для формирования лунки, лук-севок.

У детей: короб с землёй один на пять человек, условная мерка, шириной 8с и длиной равной ширине короба, одна на пять человек. Палочки с меркой на высоте 4.5 см., луковица на каждого ребёнка. Пульверизатор один на подгруппу детей. Две таблички с названием и датой посадки.

Организация обстановки.

 

Организация обстановки

 

Предшествующая работа.

Земля перебрана и увлажнена, пересыпана в 2 короба ровным слоем

Беседа о значении лука и его использовании человеком. Рассматривание иллюстраций (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу. Рассматривание среза луковицы, составление модели строения лука.

 

Предшествующая работа

 

Ход занятия

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке

Он на грядке зеленеет.

Под землёю сам толстеет.

От всех хворей и недуг

Нас спасёт, конечно… лук!

  • Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»
  • Дети благодарят доктора

1 часть

Воспитатель показывает детям луковицы:

  • Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.
  • Что выращивают в огороде?
  • Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли, корни).

Затем обращает внимание на модель строения лука:

  • Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.
  • Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.
  • наземная часть – листья (зелёные перья).
  • Лук – это непростой овощ, что вы о нём знаете?

Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечённая луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.

  • Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,

2 часть. Посадка.

Воспитатель показывает способ посадки лука, сопровождая показ объяснением:

  • для посадки лука необходимо разметить бороздки. Чтобы луковицы посадить равномерно и им было достаточно места, я воспользуюсь меркой.
  • Посмотрите, длина мерки равна длине бороздки, а её ширина – расстоянию между бороздками. Я прикладываю мерку к краю моего короба и с помощью палочки намечаю бороздку. Палочка, погружаясь в почву на небольшое расстояние «шагает» вдоль мерки.

Затем, педагог убирает мерку, демонстрируя получившуюся бороздку.

  • Вот, какая получилась бороздка. Следующую я буду делать так же, приложив мерку к первой бороздке.
  • Теперь необходимо сделать лунки для посадки луковиц. На каждой бороздке будет по две лунки, расстояние от края короба и между лунками я буду определять на глаз, оно должно быть одинаковым (можно поинтересоваться у детей: “почему?”).
  • для формирования лунки я воспользуюсь специальной палочкой. На ней есть отметка, которая мне поможет определить глубину лунки.
  • И так, эту палочку вращая, я погружаю в почву на глубину отметки. Затем, помещаю в неё луковицу, корешком вниз «по плечики», прижимаю и присыпаю землёй.

Можно поинтересоваться у детей: “Что делать, если лунка оказалась слишком глубокой? Что произойдёт, если луковицу полностью засыпать землёй?”

  • Луковица посажена. Мне нужно проверить - как хорошо я это сделала. Для этого я воспользуюсь вот такими «ножницами» (воспитатель складывает пальцы в виде ножниц, предлагает проделать тоже самое детям)
  • «ножницами» пробую потянуть луковицу, если она выходит свободно, значит, луковица посажен плохо и его необходимо прижать лучше.
  • В завершении, немного поливаю. Осторожно опрыскиваю почву вокруг севка из пульверизатора

Посадка лука детьми

Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Обращает внимание на то, что они будут сажать вместе общий огород, для всей группы.

  • Для посадки лука приготовлены два короба, поэтому мы будем работать группами.
  • Первая команда (называются дети) будет работать за правым столом с синей табличкой, вторая команда (называются дети) - за левым столом, с жёлтой табличкой.
  • Дети распределяются вокруг столов. На доске вывешивается схема последовательности работы.

 

Посадка лука детьми

 

  • Для каждой команды приготовлено по одной мерке, работать будем по очереди.
  • Чтобы наш общий огород получился красивым и правильным. Необходимо терпеливо дожидаться своей очереди, не торопить и не мешать товарищу. Стараемся работать аккуратно.
  • Дети приступают к посадке лука, педагог оказывает индивидуальную помощь

Заключительная часть.

Дети выполняют уборку своего рабочего пространства, вспоминают название проделанной работы, оценивают результаты, делятся впечатлениями. Помещают табличку с названием и датой посадки. Приглашают доктора посмотреть на их огород. Доктор обходит детей, хвалит их: дарит им условные обозначения «Почва», «Вода», «Свет» - необходимые условия для роста растений.

 

Приложение 2

Театрализованное представление

В огороде, на луковой грядке, среди других луковиц, росла маленькая Луковка.

Каждый день Хозяйка приходила в огород поливала овощи и срывала несколько луковых перышек. А Луковке очень хотелось знать, что же происходит там, за высоким забором. Вот как-то раз Хозяйка забыла закрыть калитку в огород, и любопытная Луковка выскочила из грядки и ушла с огорода.

Много интересного увидела Луковка: здесь была и Курочка с цыплятами, и Козочка с козлятами, и Коровушка. Но больше всех ей понравился Петушок. Он важно прогуливался по тропинке.

«Вот бы с ним подружиться!» - подумала Луковка и подошла к Петушку.

- Петя! Давай с тобой поиграем! – несмело предложила Луковка.

- Вот еще! Я с такими маленькими, у которых семь одежек и все без застежек не играю! – сказал ей Петушок и гордо пошел прочь.

Луковка не очень расстроилась, ведь впереди было столько всего интересного. Она пошла дальше. Недалеко беленькая Овечка ела травку.

- Овечка, поиграй со мной! – попросила Луковка.

- У меня от тебя глаза щиплет. Кто с тобой играет, тот слезы проливает! – ответила Овечка и убежала.

Луковка огорчилась и побрела дальше.

В высокой траве прыгал Барашек.

«Вот кто со мной поиграет!» - подумала Луковка.

- Барашек, можно я с тобой попрыгаю, - попросила Луковка.

- Фу! Ты плохо пахнешь! Уходи! – ответил Барашек.

Луковка заплакала и уже хотела убежать на грядку, в огород. Но услышала, что кто-то хрипло квакает под кустом. Заглянула, а там сидел Лягушонок и хрипло квакал.

- Что с тобой случилось, Лягушонок?

- Прошел холодный дождь, я намочил лапки и простыл, - ответил ей Лягушонок.

- Я тебе помогу! Съешь мое луковое перышко и тебе станет легче.

Съел Лягушонок зеленое луковое перышко и сразу выздоровел.

- Видно правду говорят: от ста недуг нас излечит горький лук! Спасибо тебе Луковка. Давай с тобой играть!

Увидели Петушок,

Овечка и Барашек, как весело играют Лягушонок и Луковка, и попросились в игру. Так Луковка обрела много новых друзей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...

Читайте также

Одарённый ребенок

Одарённый ребенок Одаренный человек – это сокровище для общества. По этой причине работа вместе с талантливыми детьми считается существенным, а понятие...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...