Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
«Самое дорогое у человека – это жизнь».
Н. А. Островский.
Потребность обучения и ознакомления детей правилами пожарной безопасности велика и ценна. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о пожарах, где потерпевшими, к сожалению, являются самое дорогое - это дети.
Ведь жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он ещё делает только первые шаги в сложном мире, достигая день за днём все изгибы и превратности нашего пребывания в этом мире. Донесём ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у детей чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
На сегодняшний день детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, многофункциональное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры пожарной безопасности. Соблюдение правил должно стать осознанной необходимостью.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего необходимо учить детей правилам пожарной безопасности или соблюдении основных условий.
Главная задача педагогов доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил.
Я выбрала эту тему потому, что считаю её актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить правилам поведения при пожаре, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Конспект занятия в младшей группе «Спички детям не игрушки!»
Цель: формировать представление детей о спичках, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «пожар», «пожарные», учить отвечать на вопросы воспитателя
Развивающие: развивать конструктивные умения, мелкую моторику
Воспитательные: воспитывать чувство осторожности
Предварительная работа: чтение потешки «Кошкин дом», работа с демонстративным материалом, игры с пожарной машиной.
Ход занятия
1. Игровой момент «Спички детям не игрушки!»
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает большую коробку с игрушками, среди которых лежит коробок спичек
Воспитатель: У меня для вас подарок – вот эта большая коробка с игрушками, все игрушки надо расставить по местам. (Дети начинают доставать игрушки, называть их и расставлять на полки)
Воспитатель показывает коробок спичек и задает вопрос детям:
- А что это такое? (показывает на коробок спичек)
Дети: спички
Воспитатель: а можно играть со спичками? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Опасны ли они?
Дети: да
2. Беседа о спичках
Коробка со спичками похожа на погремушку. И из спичек можно строить изображения, поделки, использовать как счетные палочки.
Спички интересная и нужная вещь. Но надо помнить, что основная работа спичек – давать людям огонь.
Воспитатель зажигает огонек. Дети любуются им. Звуки огня. Слушают.
Воспитатель: вы обязательно научитесь ими пользоваться, когда повзрослеете. Но уже сейчас надо знать, что огонь в неумелых руках очень опасен. Воспитатель зачитывает стихотворение «Не играй со спичками – это опасно!» и показывает иллюстрацию к нему.
Я спичек коробок нашёл
И высыпал его на стол,
Хотел устроить фейерверк –
Всё полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего!
Лишь пламя жжёт меня всего…
Я слышу крики, шум воды…
Как много от огня беды!
Хочу напомнить всем, друзья:
Играть со спичками нельзя!!!
(Г. Шалаева, О. Журавлева)
3. Рассматривание зажженной спички
Посмотрите, это хитрые сестрички -
Очень тоненькие спички.
Опасны они - вы так и знайте!
И спичками никогда не играйте!
С ними вы не играйте,
Их вы не зажигайте!
Спичками играть нельзя!
Вы запомните это друзья!
Если зажечь спичку, то огонь быстро подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Ребята помогите! Что надо сделать?
Дети: предполагаемые ответы детей (подуть, бросить)
Воспитатель: Спасите, огонек все потушите! Дуйте. (дети дуют)
- Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? (дети дают разные ответы). Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички.
4. Пальчиковая игра
(звучит музыка огня)
Спички не тронь, (дети грозят пальчиком)
В спичках огонь! (поднимают руки вверх, шевелят пальчиками)
Будем всегда, помнить о том,
И спичек в руки не возьмем! (отрицание указательным пальчиком)
5. Игровая ситуация «Приход кошки»
Воспитатель: кто же к нам пришел?
Дети: кошка
Воспитатель: почему же она такая грустная? Что с ней случилось?
Кошка играла со спичками и у нее загорелся дом.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Позвонила кошка по номеру 01
Вызвала пожарных.
Прослушивание записи:
И ночью, и днем
Сирены звенят
Пожарная машина спасает от огня
Ты только позвони и приедет она.
Обыгрывание ситуации «Тушим огонь».
Воспитатель: приехала пожарная машина и потушила пожар. Но кошка осталась без домика.
6. Практическое упражнение «Построим дом»
Воспитатель: как же помочь кошке? Давайте соберем дом из геометрических фигур.
Какие фигуры вы видите?
Дети: квадрат, треугольник.
(Дети собирают дом для кошки)
7. Итог занятия
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала,
Это маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
До свидания, пока!
Литература
- Методическая литература общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
- .Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.:ЦГЛ Москва,2003.
- Шорыгина Т.А. «Основы безопасности» – Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.
Читайте также |
---|
Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...
Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...