Проектирование образовательной ситуации в НОД
ОО: познавательное развитие, речевое развитие
Тема: Греет ли шуба?

 

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Поэтому очень важно проводить НОД по познавательному развитию с использованием экспериментов и опытов.

Проектирование образовательной ситуации в НОД.

ОО: познавательное развитие, речевое развитие.

Тема: Греет ли шуба?

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить детей с понятиями о тепловых явлениях и теплоотдаче.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • развивать память, речь, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

  • воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;
  • воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.

Планируемые результаты образовательной ситуации:

ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Подготовительная группа 6-7 лет.

Форма организации деятельности: групповая.

Форма проведения: экспериментирование.

Методические приемы: введение персонажа, словесное описание.

Формирование словаря детей: удерживает тепло, свойства, теплопроводность.

Оборудование и материалы:

ноутбук, мультимедийное оборудование, слайд-презентация «Письмо Незнайки», термометр, 2 бутылки с горячей водой, 2 блюдца со льдом, меховые изделия (3 шт.), смайлики, набор предметных картинок: батарея, костер, солнце, печь, шуба, шапка, варежки, валенки, дом, утюг, фен, чайник, обогреватель.

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя.

Теплопроводность показывает, как хорошо или плохо ткань или другие предметы проводят тепло.

Теплопроводность – это свойство передавать теплоту от нагретых участков к более холодным. С.И. Ожогов.

Теплопередача физический процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к более холодному либо непосредственно (при контакте), либо через разделяющую (тела или среды) перегородку из какого либо материала. 

Ход деятельности.

Воспитатель включает ноутбук и рассматривает иллюстрации, дети заинтересованы, спрашивают о том, что делает воспитатель.

Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо по электронной почте для нашей группы. Хотите узнать от кого письмо?

Чтение письма сопровождается показом слайдов.

Здравствуйте, дети!

Привет вам из Цветочного города, где как вы знаете, я живу со своими друзьями. У нас круглый год солнечное и жаркое лето, а мне очень захотелось увидеть снежную, морозную зиму. Поэтому я решил приехать к вам в гости. Когда я уже собирался в дорогу, у нас с Пончиком возник спор о том, что лучше греет: шуба или куртка. Знайка же стал уверять нас, будто ни куртка, ни шуба не греют.

Почему же тогда люди носят шубы и куртки зимой? Помогите нам с Пончиком разобраться.

Незнайка.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А вы как думаете, греет шуба или нет? (Версии детей.)

У вас на столе лежат картинки. Предлагаю вам рассмотреть их и выбрать предметы, которые могут становиться горячими.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Как тепло этих предметов мы используем в жизни?

Дети: Утюгом гладим белье, обогревателем греем помещение, феном сушим волосы и т.п.

Воспитатель: А теперь потрогайте куртку, шубу, варежки, шапку.

Они горячие? (Ответы детей.) Тогда почему мы надеваем все эти вещи зимой, когда идем на улицу? (Версии детей). Кто знает, почему в шубе, куртке на улице тепло, а дома становится жарко? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как много интересных вопросов, вы хотите найти на них правильные ответы? Что надо сделать, чтобы получить ответы на вопросы?

Дети: Спросить родителей, прочитать в книгах и.т.п.

Воспитатель: Я предлагаю поступить так, как делают настоящие ученые – провести эксперименты. Для этого отправляемся в лабораторию.

Дети: Вспоминают правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: Для того чтобы помочь Незнайке и найти ответы на интересующие нас вопросы, мы проведем 3 эксперимента.

1 эксперимент. У нас в группе есть термометр, он показывает t + 25 градусов. Закутайте его хорошенько в шубу, и оставьте лежать на столе.

2 эксперимент. Я налью горячей воды в 2 бутылки. А вы одну бутылку оставьте на столе, а другую заверните в шубу.

3 эксперимент. У вас на столе 2 блюдца со льдом. Одно блюдце оставьте на столе, а другое закутайте в шубу.

Дети: Делятся на 3 группы и выполняют задания.

Воспитатель: Предлагаю зарисовать результаты экспериментов в ваши дневники наблюдений. Листок разделите пополам. На верхней половине листа нарисуйте начало экспериментов, а конечный результат на нижней нарисуете после того, как получим результат экспериментов.

Дети: Рисуют, используя шаблоны (термометр, бутылка, тарелка), для более эстетичного результата.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что изменилось в ходе наших экспериментов?

Дети: Достают термометр и рассматривают его. Показания термометра не изменились.

Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Шуба не нагрела термометр, значит, она не греет.

Дети: Подходят к следующему столу и высказывают свои предположения том, что произошло с водой в бутылках.

Сравнивают t воды в бутылках. Делают вывод: шуба не дала теплу выйти наружу.

Дети: Подходят к 3 столу и высказывают свои предположения относительно состояния льда. Сравнивают и делают вывод: шуба замедлила таяние льда.

Воспитатель: Почему? (Предположения детей.) Так греет шуба или охлаждает?

Воспитатель: Ваши мамы надевают специальные толстые рукавицы – прихватки, когда достают горячий противень из духовки, чтобы не обжечься (показ слайдов). Получается, что рукавицы удерживают тепло снаружи, не пропуская его к руке. Значит шуба, куртка, варежки сохраняют и берегут не только тепло, но и холод.

Дети: Шуба не дала льду нагреться, не пропустила теплый воздух комнаты.

Воспитатель: Вспомните, что может греть?

Дети: Огонь, солнечные лучи, лампа, печка и.т.п.

Воспитатель: Греть могут только предметы и тела, которые являются источником тепла (показ слайдов). А шуба, куртка, варежки своего тепла не дают, а просто сохраняют тепло рук, тела человека.

Воспитатель: Теперь можете зарисовать конечный результат экспериментов на нижней половине листа.

Дети: Рисуют.

Воспитатель: Выходит, что Знайка был прав? Что вы теперь можете рассказать Незнайке? Так почему в шубе на улице тепло, а дома становится жарко? Я запишу все ваши ответы и отправлю Незнайке по электронной почте письмо, думаю, он будет очень рад вашей помощи.

Дети: Одежда удерживает тепло возле тела. Мы греем себя сами, а одежда не дает нашему теплу уходить из тела. Человек вышел из дома, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет. Зимой одежда не позволяет холодному воздуху остудить тело человека, а летом спасает его от перегрева.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Вам было интересно? Почему?

Может, кому-то было трудно?

О чем еще хотели бы узнать?

Что вас удивило?

На столе лежат смайлики (веселые и печальные). Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите себе смайлик с улыбкой, а если вам было скучно, то возьмите печальный смайлик. Я очень рада, что вы смогли помочь Незнайке разобраться с таким трудным вопросом.

Воспитатель: Еще я вам хочу задать очень интересный вопрос, ответ на который вы будете искать дома вместе с родителями: если настоящая Снегурочка наденет свою лучшую шубу, шапку, шарф и валенки и пойдет в Африку, растает она там или нет? Такой же вопрос я пошлю Незнайке, посмотрим, кто ответит правильно.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Никто не забыт, ничто не забыто

Никто не забыт, ничто не забыто В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к...

Читайте также

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»