Проектирование образовательной ситуации в НОД
ОО: познавательное развитие, речевое развитие
Тема: Греет ли шуба?
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Поэтому очень важно проводить НОД по познавательному развитию с использованием экспериментов и опытов.
Проектирование образовательной ситуации в НОД.
ОО: познавательное развитие, речевое развитие.
Тема: Греет ли шуба?
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями о тепловых явлениях и теплоотдаче.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать память, речь, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;
- воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
Планируемые результаты образовательной ситуации:
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Подготовительная группа 6-7 лет.
Форма организации деятельности: групповая.
Форма проведения: экспериментирование.
Методические приемы: введение персонажа, словесное описание.
Формирование словаря детей: удерживает тепло, свойства, теплопроводность.
Оборудование и материалы:
ноутбук, мультимедийное оборудование, слайд-презентация «Письмо Незнайки», термометр, 2 бутылки с горячей водой, 2 блюдца со льдом, меховые изделия (3 шт.), смайлики, набор предметных картинок: батарея, костер, солнце, печь, шуба, шапка, варежки, валенки, дом, утюг, фен, чайник, обогреватель.
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя.
Теплопроводность показывает, как хорошо или плохо ткань или другие предметы проводят тепло.
Теплопроводность – это свойство передавать теплоту от нагретых участков к более холодным. С.И. Ожогов.
Теплопередача физический процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к более холодному либо непосредственно (при контакте), либо через разделяющую (тела или среды) перегородку из какого либо материала.
Ход деятельности.
Воспитатель включает ноутбук и рассматривает иллюстрации, дети заинтересованы, спрашивают о том, что делает воспитатель.
Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо по электронной почте для нашей группы. Хотите узнать от кого письмо?
Чтение письма сопровождается показом слайдов.
Здравствуйте, дети!
Привет вам из Цветочного города, где как вы знаете, я живу со своими друзьями. У нас круглый год солнечное и жаркое лето, а мне очень захотелось увидеть снежную, морозную зиму. Поэтому я решил приехать к вам в гости. Когда я уже собирался в дорогу, у нас с Пончиком возник спор о том, что лучше греет: шуба или куртка. Знайка же стал уверять нас, будто ни куртка, ни шуба не греют.
Почему же тогда люди носят шубы и куртки зимой? Помогите нам с Пончиком разобраться.
Незнайка.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А вы как думаете, греет шуба или нет? (Версии детей.)
У вас на столе лежат картинки. Предлагаю вам рассмотреть их и выбрать предметы, которые могут становиться горячими.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Как тепло этих предметов мы используем в жизни?
Дети: Утюгом гладим белье, обогревателем греем помещение, феном сушим волосы и т.п.
Воспитатель: А теперь потрогайте куртку, шубу, варежки, шапку.
Они горячие? (Ответы детей.) Тогда почему мы надеваем все эти вещи зимой, когда идем на улицу? (Версии детей). Кто знает, почему в шубе, куртке на улице тепло, а дома становится жарко? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как много интересных вопросов, вы хотите найти на них правильные ответы? Что надо сделать, чтобы получить ответы на вопросы?
Дети: Спросить родителей, прочитать в книгах и.т.п.
Воспитатель: Я предлагаю поступить так, как делают настоящие ученые – провести эксперименты. Для этого отправляемся в лабораторию.
Дети: Вспоминают правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Для того чтобы помочь Незнайке и найти ответы на интересующие нас вопросы, мы проведем 3 эксперимента.
1 эксперимент. У нас в группе есть термометр, он показывает t + 25 градусов. Закутайте его хорошенько в шубу, и оставьте лежать на столе.
2 эксперимент. Я налью горячей воды в 2 бутылки. А вы одну бутылку оставьте на столе, а другую заверните в шубу.
3 эксперимент. У вас на столе 2 блюдца со льдом. Одно блюдце оставьте на столе, а другое закутайте в шубу.
Дети: Делятся на 3 группы и выполняют задания.
Воспитатель: Предлагаю зарисовать результаты экспериментов в ваши дневники наблюдений. Листок разделите пополам. На верхней половине листа нарисуйте начало экспериментов, а конечный результат на нижней нарисуете после того, как получим результат экспериментов.
Дети: Рисуют, используя шаблоны (термометр, бутылка, тарелка), для более эстетичного результата.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что изменилось в ходе наших экспериментов?
Дети: Достают термометр и рассматривают его. Показания термометра не изменились.
Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать?
Дети: Шуба не нагрела термометр, значит, она не греет.
Дети: Подходят к следующему столу и высказывают свои предположения том, что произошло с водой в бутылках.
Сравнивают t воды в бутылках. Делают вывод: шуба не дала теплу выйти наружу.
Дети: Подходят к 3 столу и высказывают свои предположения относительно состояния льда. Сравнивают и делают вывод: шуба замедлила таяние льда.
Воспитатель: Почему? (Предположения детей.) Так греет шуба или охлаждает?
Воспитатель: Ваши мамы надевают специальные толстые рукавицы – прихватки, когда достают горячий противень из духовки, чтобы не обжечься (показ слайдов). Получается, что рукавицы удерживают тепло снаружи, не пропуская его к руке. Значит шуба, куртка, варежки сохраняют и берегут не только тепло, но и холод.
Дети: Шуба не дала льду нагреться, не пропустила теплый воздух комнаты.
Воспитатель: Вспомните, что может греть?
Дети: Огонь, солнечные лучи, лампа, печка и.т.п.
Воспитатель: Греть могут только предметы и тела, которые являются источником тепла (показ слайдов). А шуба, куртка, варежки своего тепла не дают, а просто сохраняют тепло рук, тела человека.
Воспитатель: Теперь можете зарисовать конечный результат экспериментов на нижней половине листа.
Дети: Рисуют.
Воспитатель: Выходит, что Знайка был прав? Что вы теперь можете рассказать Незнайке? Так почему в шубе на улице тепло, а дома становится жарко? Я запишу все ваши ответы и отправлю Незнайке по электронной почте письмо, думаю, он будет очень рад вашей помощи.
Дети: Одежда удерживает тепло возле тела. Мы греем себя сами, а одежда не дает нашему теплу уходить из тела. Человек вышел из дома, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет. Зимой одежда не позволяет холодному воздуху остудить тело человека, а летом спасает его от перегрева.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Вам было интересно? Почему?
Может, кому-то было трудно?
О чем еще хотели бы узнать?
Что вас удивило?
На столе лежат смайлики (веселые и печальные). Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите себе смайлик с улыбкой, а если вам было скучно, то возьмите печальный смайлик. Я очень рада, что вы смогли помочь Незнайке разобраться с таким трудным вопросом.
Воспитатель: Еще я вам хочу задать очень интересный вопрос, ответ на который вы будете искать дома вместе с родителями: если настоящая Снегурочка наденет свою лучшую шубу, шапку, шарф и валенки и пойдет в Африку, растает она там или нет? Такой же вопрос я пошлю Незнайке, посмотрим, кто ответит правильно.
Читайте также |
---|
Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»
Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)
Лэпбук «Вот какой наш детский сад»
Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...
Никто не забыт, ничто не забыто
Никто не забыт, ничто не забыто В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к...