Логопедическое занятие в старшей группе по теме:

"Дикие животные Вишерского леса. Рысь"

План-карта методической разработки логопедического занятия

 

Организационная информация

Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО, должность)

Заколодкина Надежда Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №5 «Светлячок» г. Красновишерск.

Название/тема методической разработки (занятия, урока, совместной деятельности)

Тема логопедического занятия: «Дикие животные Вишерского леса. Рысь».

 

Продолжительность занятия/мероприятия

25 минут

Возрастная категория пациента/группы

Старший дошкольный возраст

Методическая информация

Клинико-психолого-педагогическая   характеристика особенностей пациента/группы:

  • клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации нарушений речи,
  • логопедический диагноз на основе психолого-педагогической классификации нарушений речи,
  • педагогические особенности пациента/группы.

Псевдобульбарная дизартрия. ОНР III уровня.

В группе для детей с ОНР объединены дошкольники с различными речевыми расстройствами (по клинико-педагогической классификации нарушений речи), имеющими общий симптом — нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой сторонам, т. е. общее недоразвитие речи (ОНР). Данные дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Типичным для всей группы детей с ОНР является: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Цели занятия/ мероприятия

Занятие закрепления умений (итоговое занятие).

Задачи занятия/ мероприятия:

  • коррекционно-развивающие,

образовательные,

  • воспитательные.

Коррекционно-образовательные:

1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные Вишерского леса»;

2. Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;

3. Совершенствовать навыки построения предложений;

Коррекционно-развивающие:

1. Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.

2. Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.

3. Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;

Воспитательные:

1. Воспитывать речевую активность, чувства языка.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимое оборудование

ноутбук, видео, презентация, карта Пермского края, фотографии диких животных, изображения рыси и её детенышей; разрезные картинки, массажный мяч, дорожка со следами животных, посылка, раскраски.

Дополнительная информация

Указание приложений к занятию/мероприятию, материалы и другие условия для качественного проведения занятия/мероприятия (например, предварительная работа и пр.)

ноутбук, презентация к занятию, фотографии диких животных. План-схема для составления рассказа.

Знакомство с дикими животными Вишерского заповедника и правилами поведения в лесу.

Использую ноутбук для показа видео и презентации, т.к. это яркий демонстрационный материал, видео и фотографии создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление.

Использованная литература, источники информации

О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России».

ООО Издательство «Скрипторий 2003» Москва 2006.

И. А. Пазухина «Давай познакомимся! » Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург 2004.

И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007.

Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 6-7 лет».

Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007.

Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

Видео:

Рысь. aviYou Tube

http://www.youtube.com/watch?v=-PgceJY_F1M

Примечания автора/ов (если есть)

(В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения)

Презентация выполнена в Microsoft Power Point 2010

 

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня.

Название: «Дикие животные Вишерского леса. Рысь».

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные Вишерского леса»;

2. Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;

3. Совершенствовать навыки построения предложений;

Коррекционно-развивающие:

1. Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.

2. Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.

3. Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;

Воспитательные:

1. Воспитывать речевую активность, чувства языка.

2.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь:

Существительные: белка, волк, заяц, кабаны, куница, лиса, лось, рысь, заповедник, лесник, домик лесника, санитар леса.

Прилагательные: золотисто-желтые, дымчато-желтая, густая, теплая, красивая.

Глаголы: рычит, питается, отдыхает, охотится, бегать, прыгать.

 

Название этапа занятия, продолжительность

(в минутах)

Деятельность

логопеда

Деятельность

детей группы

1

Организационный момент

Минута релаксации

(дыхательная гимнастика)

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра!

Солнце ярче светит,

Дует свежий ветер.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить.

Дети:

Доброе утро!

 

 

 

 

 

(Дети делают вдох и выдох три раза)

2

Отгадывание загадки и объявление темы

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, домашними бывают и помогают людям. Кто это?

Ответы должны быть полными. Домашних животных мы встречаем каждый день, а где мы можем увидеть диких животных?
Логопед: правильно, дети!

Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие.

 

 

Дети: это животные

 

 

Дети:

Диких животных мы можем увидеть в лесу, в зоопарке, в цирке, по телевизору, компьютеру.

3

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой.

(зрительная гимнастика)

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук (конструирование вертолета)

 

 

 

Работа с ноутбуком

Показ слайдов

(по щелчку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Развитие общей моторики, координации движений, зрительного внимания, восприятия.

 

 

 

Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Кого видел в лесу?»

 

Построение предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое проговаривание предложений.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео о рыси

30 секунд

Ознакомительный рассказ о рыси по плану-схеме (мнемотаблице)

В нашем детском саду выпускается газета «Дошколенок», редактор этой газеты Светлана Анатольевна (заведующая) объявила конкурс на лучший рассказ о животном

Вишерского леса. Для победителей, редактор журнала приготовила подарки, для остальных участников подготовлены поощрительные призы.   Вы хотите поучаствовать в конкурсе?

Логопед: Чтобы составить рассказ о животном, мы отправимся в заповедный лес, в котором можно встретить много разных животных, которые не боятся людей. В заповедном лесу их охраняют лесники, охота там запрещена.

Ребята, посмотрите на карту Пермского края (вот где мы сейчас с вами находимся, а вот куда нам предстоит отправиться).

Вишерский заповедник находится на севере Красновишерского района. Расположен он в окрестностях реки Вишеры.

Логопед:

Заповедник находится очень далеко от города, а мы с вами доберемся за считанные минуты.

У вас на столах лежат фигурки. Сложите их (дети конструируют).

Посмотрите, что у вас получилось?

 

На чем мы полетим?

 

Логопед: В добрый путь!

Мы пролетаем над лесом (слайд №2)

Мы пролетаем над полем (слайд №3)

Мы пролетаем мимо гор (слайд №4)

Мы пролетаем над рекой Вишерой (слайд №5)

Мы пролетаем над тайгой (слайд №6)

Приземляемся Слайд № 7

Я вижу из иллюминатора вертолета следы животных.

Выходим из вертолета.

Слайд №8

Нас встречает лесник. Он проведет вас по тропинке, покажет диких животных.

 

Вспоминаем правила поведения на природе.

 

 

 

По следам идем осторожно, след в след.

Идем по лесу тихо и наблюдаем за животными. Мы их не должны напугать.

 

 

Ух, устали ходить по снегу, замерзли? Давайте зайдем в домик лесника, согреемся и поиграем.

 

Игра называется «Кого видели в лесу?».

Дети и логопед стоят в кругу.

Логопед просит назвать животных, которых видели в лесу. Например: «В лесу видели лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч (у меня был массажный), дает свой ответ и передает мяч следующему игроку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название животного, логопед помогает ему наводящими вопросами. Например: «Назови животное, у которого уши с кисточками и коротким хвостом».

Логопед:

Спасибо за интересную игру, присаживайтесь на стульчики.

 

Слайды № 9 и №10

 

 

 

 

 

 

Логопед:

Дети, кто из диких животных похож на кошку?

(просмотр видео)

Правильно, рысь-это дикая кошка.

Рассказ логопеда о рыси.

По размеру рысь больше кошки. Как и другие кошки, она предпочитает одиночество. У рыси есть голова, туловище. Лапы высокие, широкие, покрытые густой шерстью; как на лыжах ходит она по снежному покрову. У рыси короткий хвост. Уши треугольные, заканчиваются   кисточками. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Шерсть у рыси дымчато-желтая, густая, теплая, поэтому она спит спокойно на снегу. Рысь рычит, когда сердится, а когда сытая, мяукает. Питается она зайцами и птицами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, ловко прыгать, высматривать добычу.

Рысь днем и ночью отдыхает, а вечером или рано утром охотится.

У нее отличный слух и зрение.

Детеныши рыси-рысята, они очень похожи на домашних котят, только хвостики у них короткие, лапы длинные и на ушах кисточки. Рысята очень ловкие, подвижные и отлично прыгают. Рысь является санитаром леса. Она ловит ослабленных животных, у нее красивый и ценный мех.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: - Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: У нас получился вертолет.

Мы полетим на вертолете.

 

Хоровое проговаривание предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Громко не разговаривать.

2. Не шуметь.

3. Не пугать животных и так далее.

 

дети идут цепочкой след в след.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

В лесу мы видели белку, волка, зайца, кабанов, лису, лося, рысь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

В лесу мы видели.. (перечисляют всех животных, которых встретили в Вишерском заповеднике).

 

 

Дети:

Рысь похожа на кошку.

 

4

Закрепление материала.

Составление рассказа по мнемотаблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звукоподражание мотору вертолета.

Произнесение звука «Р»

 

 

 

Итог конкурса газеты «Дошколенок»

Логопед:

Как много интересного вы сегодня увидели и узнали. Вспомните условия конкурса газеты «Дошколенок».

 

 

 

- Дети, вы сегодня видели многих диких животных, но про одно из них смотрели видеофильм. О ком был видеофильм?

Составьте, пожалуйста, рассказ о рыси. Я думаю, что редактору газеты «Дошколенок» понравится ваш рассказ.

Вы будете рассказывать о рыси, а лучший рассказ я отправлю на конкурс.

С помощью плана-схемы вы сможете самостоятельно рассказать о рыси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед:

Ребята, вы составили отличный рассказ, нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем леснику спасибо за экскурсию. А пока мы будем лететь, я отправлю ваш рассказ Светлане Анатольевне по электронной почте, используя ноутбук.

Возвращаемся на вертолете в город Красновишерск.

Наш вертолет совершил посадку.

Мы вернулись в детский сад.

 

Я получила ответ от редактора газеты «Дошколенок». Светлана Анатольевна оставила вам письмо.

Читаю письмо.

Здравствуйте, ребята!

Я главный редактор детской газеты «Дошколенок». Спасибо, что приняли участие в конкурсе. Вы стали победителями конкурса на лучший рассказ о животном Вишерского леса.

Для вас я оставляю посылку. До встречи!

 

Логопед: А вот и посылка. Открываем посылку и смотрим, что в ней находится.

Эти раскраски можно взять домой или раскрасить их в группе в свободное время.

 

 

Ответы детей:

Нам надо составить рассказ о диком животном Вишерского леса.

 

 

Дети: Мы смотрели видеофильм о рыси.

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами. У рыси морда короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Рысь умеет рычать. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотиться. Детеныши у рыси – рысята. Рысь является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

В посылке лежат раскраски рыси.

5

Рефлексия

 

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового узнали?

- Вам понравилось занятие?

 

(примерные ответы детей)

Дети:

сегодня мы летали на вертолете в Вишерский заповедник. Там мы видели диких животных. Нам понравилась рысь. Рысь-это редкое животное заповедника. Мы много узнали о жизни и повадках лесной кошки. Нам очень понравилось занятие.

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Читайте также

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...

Дидактическая игра «Собери букет»

Дидактическая игра «Собери букет» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Собери букет» предназначена для детей 3-4 и направлена на развитие памяти, внимания...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...