Логопедическое занятие в старшей группе по теме:
"Дикие животные Вишерского леса. Рысь"
План-карта методической разработки логопедического занятия
Организационная информация |
|
Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО, должность) |
Заколодкина Надежда Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №5 «Светлячок» г. Красновишерск. |
Название/тема методической разработки (занятия, урока, совместной деятельности) |
Тема логопедического занятия: «Дикие животные Вишерского леса. Рысь».
|
Продолжительность занятия/мероприятия |
25 минут |
Возрастная категория пациента/группы |
Старший дошкольный возраст |
Методическая информация |
|
Клинико-психолого-педагогическая характеристика особенностей пациента/группы:
|
Псевдобульбарная дизартрия. ОНР III уровня. В группе для детей с ОНР объединены дошкольники с различными речевыми расстройствами (по клинико-педагогической классификации нарушений речи), имеющими общий симптом — нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой сторонам, т. е. общее недоразвитие речи (ОНР). Данные дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект. Типичным для всей группы детей с ОНР является: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. |
Цели занятия/ мероприятия |
Занятие закрепления умений (итоговое занятие). |
Задачи занятия/ мероприятия:
образовательные,
|
Коррекционно-образовательные: 1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные Вишерского леса»; 2. Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем; 3. Совершенствовать навыки построения предложений; Коррекционно-развивающие: 1. Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации. 2. Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему. 3. Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти; Воспитательные: 1. Воспитывать речевую активность, чувства языка. 2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Необходимое оборудование |
ноутбук, видео, презентация, карта Пермского края, фотографии диких животных, изображения рыси и её детенышей; разрезные картинки, массажный мяч, дорожка со следами животных, посылка, раскраски. |
Дополнительная информация |
|
Указание приложений к занятию/мероприятию, материалы и другие условия для качественного проведения занятия/мероприятия (например, предварительная работа и пр.) |
ноутбук, презентация к занятию, фотографии диких животных. План-схема для составления рассказа. Знакомство с дикими животными Вишерского заповедника и правилами поведения в лесу. Использую ноутбук для показа видео и презентации, т.к. это яркий демонстрационный материал, видео и фотографии создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление. |
Использованная литература, источники информации |
О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». ООО Издательство «Скрипторий 2003» Москва 2006. И. А. Пазухина «Давай познакомимся! » Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург 2004. И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 6-7 лет». Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000. Видео: Рысь. avi –You Tube http://www.youtube.com/watch?v=-PgceJY_F1M |
Примечания автора/ов (если есть) |
(В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения) Презентация выполнена в Microsoft Power Point 2010 |
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня.
Название: «Дикие животные Вишерского леса. Рысь».
Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные Вишерского леса»;
2. Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;
3. Совершенствовать навыки построения предложений;
Коррекционно-развивающие:
1. Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.
2. Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.
3. Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;
Воспитательные:
1. Воспитывать речевую активность, чувства языка.
2.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь:
Существительные: белка, волк, заяц, кабаны, куница, лиса, лось, рысь, заповедник, лесник, домик лесника, санитар леса.
Прилагательные: золотисто-желтые, дымчато-желтая, густая, теплая, красивая.
Глаголы: рычит, питается, отдыхает, охотится, бегать, прыгать.
№ |
Название этапа занятия, продолжительность (в минутах) |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей группы |
1 |
Организационный момент Минута релаксации (дыхательная гимнастика) |
Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра! Солнце ярче светит, Дует свежий ветер. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить. |
Дети: Доброе утро!
(Дети делают вдох и выдох три раза) |
2 |
Отгадывание загадки и объявление темы |
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, домашними бывают и помогают людям. Кто это? Ответы должны быть полными. Домашних животных мы встречаем каждый день, а где мы можем увидеть диких животных? Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие. |
Дети: это животные
Дети: Диких животных мы можем увидеть в лесу, в зоопарке, в цирке, по телевизору, компьютеру. |
3 |
Основной этап
Работа с картой. (зрительная гимнастика)
Развитие мелкой моторики пальцев рук (конструирование вертолета)
Работа с ноутбуком Показ слайдов (по щелчку)
Б) Развитие общей моторики, координации движений, зрительного внимания, восприятия.
Интеллектуальная разминка Игра с мячом «Кого видел в лесу?»
Построение предложений.
Хоровое проговаривание предложений.
Просмотр видео о рыси 30 секунд Ознакомительный рассказ о рыси по плану-схеме (мнемотаблице) |
В нашем детском саду выпускается газета «Дошколенок», редактор этой газеты Светлана Анатольевна (заведующая) объявила конкурс на лучший рассказ о животном Вишерского леса. Для победителей, редактор журнала приготовила подарки, для остальных участников подготовлены поощрительные призы. Вы хотите поучаствовать в конкурсе? Логопед: Чтобы составить рассказ о животном, мы отправимся в заповедный лес, в котором можно встретить много разных животных, которые не боятся людей. В заповедном лесу их охраняют лесники, охота там запрещена. Ребята, посмотрите на карту Пермского края (вот где мы сейчас с вами находимся, а вот куда нам предстоит отправиться). Вишерский заповедник находится на севере Красновишерского района. Расположен он в окрестностях реки Вишеры. Логопед: Заповедник находится очень далеко от города, а мы с вами доберемся за считанные минуты. У вас на столах лежат фигурки. Сложите их (дети конструируют). Посмотрите, что у вас получилось?
На чем мы полетим?
Логопед: В добрый путь! Мы пролетаем над лесом (слайд №2) Мы пролетаем над полем (слайд №3) Мы пролетаем мимо гор (слайд №4) Мы пролетаем над рекой Вишерой (слайд №5) Мы пролетаем над тайгой (слайд №6) Приземляемся Слайд № 7 Я вижу из иллюминатора вертолета следы животных. Выходим из вертолета. Слайд №8 Нас встречает лесник. Он проведет вас по тропинке, покажет диких животных.
Вспоминаем правила поведения на природе.
По следам идем осторожно, след в след. Идем по лесу тихо и наблюдаем за животными. Мы их не должны напугать.
Ух, устали ходить по снегу, замерзли? Давайте зайдем в домик лесника, согреемся и поиграем.
Игра называется «Кого видели в лесу?». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит назвать животных, которых видели в лесу. Например: «В лесу видели лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч (у меня был массажный), дает свой ответ и передает мяч следующему игроку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название животного, логопед помогает ему наводящими вопросами. Например: «Назови животное, у которого уши с кисточками и коротким хвостом». Логопед: Спасибо за интересную игру, присаживайтесь на стульчики.
Слайды № 9 и №10
Логопед: Дети, кто из диких животных похож на кошку? (просмотр видео) Правильно, рысь-это дикая кошка. Рассказ логопеда о рыси. По размеру рысь больше кошки. Как и другие кошки, она предпочитает одиночество. У рыси есть голова, туловище. Лапы высокие, широкие, покрытые густой шерстью; как на лыжах ходит она по снежному покрову. У рыси короткий хвост. Уши треугольные, заканчиваются кисточками. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Шерсть у рыси дымчато-желтая, густая, теплая, поэтому она спит спокойно на снегу. Рысь рычит, когда сердится, а когда сытая, мяукает. Питается она зайцами и птицами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, ловко прыгать, высматривать добычу. Рысь днем и ночью отдыхает, а вечером или рано утром охотится. У нее отличный слух и зрение. Детеныши рыси-рысята, они очень похожи на домашних котят, только хвостики у них короткие, лапы длинные и на ушах кисточки. Рысята очень ловкие, подвижные и отлично прыгают. Рысь является санитаром леса. Она ловит ослабленных животных, у нее красивый и ценный мех. |
Дети: - Да!
Дети: У нас получился вертолет. Мы полетим на вертолете.
Хоровое проговаривание предложений.
1. Громко не разговаривать. 2. Не шуметь. 3. Не пугать животных и так далее.
дети идут цепочкой след в след.
Дети: В лесу мы видели белку, волка, зайца, кабанов, лису, лося, рысь.
Дети: В лесу мы видели.. (перечисляют всех животных, которых встретили в Вишерском заповеднике).
Дети: Рысь похожа на кошку.
|
4 |
Закрепление материала. Составление рассказа по мнемотаблице.
Звукоподражание мотору вертолета. Произнесение звука «Р»
Итог конкурса газеты «Дошколенок» |
Логопед: Как много интересного вы сегодня увидели и узнали. Вспомните условия конкурса газеты «Дошколенок».
- Дети, вы сегодня видели многих диких животных, но про одно из них смотрели видеофильм. О ком был видеофильм? Составьте, пожалуйста, рассказ о рыси. Я думаю, что редактору газеты «Дошколенок» понравится ваш рассказ. Вы будете рассказывать о рыси, а лучший рассказ я отправлю на конкурс. С помощью плана-схемы вы сможете самостоятельно рассказать о рыси.
Логопед: Ребята, вы составили отличный рассказ, нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем леснику спасибо за экскурсию. А пока мы будем лететь, я отправлю ваш рассказ Светлане Анатольевне по электронной почте, используя ноутбук. Возвращаемся на вертолете в город Красновишерск. Наш вертолет совершил посадку. Мы вернулись в детский сад.
Я получила ответ от редактора газеты «Дошколенок». Светлана Анатольевна оставила вам письмо. Читаю письмо. Здравствуйте, ребята! Я главный редактор детской газеты «Дошколенок». Спасибо, что приняли участие в конкурсе. Вы стали победителями конкурса на лучший рассказ о животном Вишерского леса. Для вас я оставляю посылку. До встречи!
Логопед: А вот и посылка. Открываем посылку и смотрим, что в ней находится. Эти раскраски можно взять домой или раскрасить их в группе в свободное время. |
Ответы детей: Нам надо составить рассказ о диком животном Вишерского леса.
Дети: Мы смотрели видеофильм о рыси.
Дети: Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами. У рыси морда короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Рысь умеет рычать. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотиться. Детеныши у рыси – рысята. Рысь является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех.
Дети: В посылке лежат раскраски рыси. |
5 |
Рефлексия |
- Чем мы сегодня занимались? - Что нового узнали? - Вам понравилось занятие? |
(примерные ответы детей) Дети: сегодня мы летали на вертолете в Вишерский заповедник. Там мы видели диких животных. Нам понравилась рысь. Рысь-это редкое животное заповедника. Мы много узнали о жизни и повадках лесной кошки. Нам очень понравилось занятие. |
Приложения к работе можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...
Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью
Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…
«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...