Образовательная деятельность «Волшебная водица»

 

Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи.

Познавательные: формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание экспериментировать.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, песок, растительное масло, молоко, бусинки разной геометрической формы, активированный уголь, краски, кисточка, ватные диски, воронка, салфетки, аудиозапись, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент;

Художественное слово;

Уточнения, опросы, игровые приемы;

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
  4. Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  5. Наблюдение за водой во время прогулок.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, желание заниматься исследовательской деятельностью.

 

Ход образовательной деятельности:

Ι часть. Вводная

Воспитатель:

– Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Для того чтобы много узнать, нужно быть внимательными, слушать друг друга.

Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Воспитатель показывает две закрытые прозрачные емкости одинакового размера и формы и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а другая – тяжелая, в тяжелой емкости – жидкость. Затем дети открывают емкость и убеждаются, что в первой ничего нет, во второй – вода. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. (Если дети не догадываются, задается загадка.)

Я и туча, и туман,

И ручей. И океан,

И летаю, и бегу,

Как стекло я быть могу!

(Вода.)

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем экспериментировать с водой.

- Какая бывает вода? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – юные исследователи». (Одевают фартуки.)

Итак, ребята, так как мы с вами исследователи, соответственно мы считаемся учеными. А одно из любимых занятий всех ученых – это проведение опытов и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о ее свойствах.

Давайте повторим правила безопасности при работе:

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

II часть: Опыты

Опыт №1 «Узнаем какая вода».

Вода прозрачная? Убедимся.

В двух стаканах налито: вода и молоко. Воспитатель спрашивает, какого цвета молоко? (ответы детей) Какого цвета вода? (ответы детей) Убедимся, что вода прозрачная, а молоко – нет. Поиграем в прятки: в стакан с молоком и водой дети опускают разноцветные бусинки различной геометрической формы.

Вывод: Вода прозрачная жидкость, молоко – нет.

Воспитатель задает вопрос, можно ли сделать воду не прозрачной, как мы это сделаем? Постепенно добавляем в воду кисточкой краску до тех пор, пока бусины станут невидимы.

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Если поставить предметы на стол, подбросим их, изменят ли они свою форму? (Ответы детей.) А имеет ли форму вода? Для этого подойдем к своим столам, и каждый из вас наполнит емкость, стоящую на столе водой. (Емкость у детей разной формы.) Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт №3 «Вода - растворитель»

А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, песок и подсолнечное масло, соль, песок, активированный уголь. Дети выполняют это задание.

Вывод проводится каждым ребенком индивидуально: соль, сахар растворяются в воде полностью, мука – растворяется частично, песок, растительное масло, активированный уголь – не растворяются.

Физкультминутка «Вода, лед, пар»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.

При команде «Вода» - дети идут друг за другом взявшись за руки, при команде «Лед» - дети стоят близко друг к другу касаясь локотками, при команде «Пар» - дети подпрыгивают, не касаясь друг друга.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям речевую игру «Для чего нужна вода…».

(Ответы детей: люди пьют воду, варят суп, моют овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Для стирки одежды и мытья посуды.)

Опыт №4 «Фильтрование воды»

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. А можно ли очистить эту воду? С помощью чего? (Фильтра.) фильтры бывают разные. Мы сейчас изготовим самый простой фильтр: возьмем воронку, ватный диск, емкость для воды и пропустим ваши растворы (Дети берут стаканчики с водой, в которых растворили: соль, сахар, муку, подсолнечное масло, песок, активированный уголь.) После того, как дети пропустят раствор через фильтр, каждый делает вывод.

Вывод:

- От сахара воду с помощью фильтра очистить нельзя. Ватный диск не поймал частицы сахара. Вода сладкая на вкус.

- От соли воду с помощью фильтра очистить нельзя, хотя диск поймал несколько крупинок соли. Вода осталась соленая на вкус.

- От муки воду с помощью фильтра очистить нельзя: вода мутная. На ватном диске много частичек муки.

- От песка воду очистили не до конца, хотя фильтр поймал очень много песка. Если раствор еще несколько раз пропустить через фильтр, то вода очистится.

- От активированного угля воду можно очистить, если пропустить ее несколько раз через фильтр. Ватный диск задерживает кусочки угля.

- От подсолнечного масла воду можно очистить, если несколько раз пропустить через фильтр. Ватный диск хорошо задерживает масло.

Послушайте стихотворение о воде.

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состояние полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Общий вывод: если человек попал в условия, где нет чистой воды. Воду можно очистить с помощью ткани, сложенной в несколько раз, а после прокипятить. То такую воду можно использовать для питья.

Итог занятия:

Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о воде. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно вода не имеет запаха, не имеет вкуса, вода жидкая, прозрачная, может растворять.

 

Список используемых источников:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника.).
  2. http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 Светлана Олегова: Берегите воду
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ составители Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина, 1999-224с.
  4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.-СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные» Цель квеста: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности у детей...

Читайте также

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...