Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста

Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - И Я ПОЙМУ».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает САМ.

Сегодня мне бы хотелось показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами в форме сказки.

Сказка «Приключение Лягушонка Кваки»

Жил-был маленький лягушонок Квака со своей семьёй. Они жили в пруду. По вечерам, прежде чем лечь спать, лягушонок его семейство любили смотреть на закат солнца. Наквакавшись, всё дружное семейство быстро засыпало, вот только Квака не спал. Он сидел на берегу пруда, смотрел на звезды и мечтал о путешествиях в новые интересные места. Рядом с прудом пролегла лесная тропинка. Лягушонок смотрел на нее и думал: "Если я пойду по этой тропинке, то обязательно попаду в еще незнакомое мне место на земле. Утром Квака проснулся и увидел необычайную красоту : на поверхности воды плавало много загадочных цветов-это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и лягушонок увидел как распускаются эти прекрасные цветы…

Опыт № 1 Определение свойства бумаги.

Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, рыбок, которые резвились на солнышке. Они, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.

Опыт № 2 Определение свойства воды.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Почему так происходит?

Вывод: в воде имеется воздух, которым дышат рыбки.

Квака увидел мостик,

Опыт № 3 «Дырявый пакет не протекает»

Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг Зубочисток.

Перепрыгнул его и вот он уже радостный и счастливый прыгает по той самой лесной тропинке.

Шел, шел лягушонок и увидел перед собой полянку, которая была усыпана разноцветными цветами. К цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Опыт № 4 Взаимосвязь насекомых и растений, цепочка питания.

Пчелки будут магнититься к цветку. Почему они летят на цветок?

Вывод: магниты притягиваются к железу.

Квака пошёл дальше и увидел небольшое болото, оно бурлило (Если вам приходилось наблюдать за болотом или другим стоячим водоемом, вы, возможно, замечали, что на поверхность постоянно поднимаются пузырьки. Это выходит из-под ила, который скопился на дне, болотный газ. Он образуется при гниении растительных остатков под воздействием бактерий без доступа воздуха. Если болотный газ долго не находит себе выхода, накапливается большой пузырь и происходит сильный выброс.)

Опыт № 5 «Цветной вулкан»

В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену — таким образом получается «бурление».

Как интересно всё было лягушонку…Он никогда не видел такого чуда…

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 6 Определение состояний воды.

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что происходит со льдом?

Вывод: Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя, происходит испарение. Вода имеет несколько состояний.

Но Квака совсем не испугался, наоборот он чувствовал себя счастливым, потому что он любил дождь. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце и лягушонок увидел радугу.

Опыт № 8

Выложить по кругу тарелки скитлс и налить воды – краситель начнёт растворя

ться и наслаждаемся как получается радуга и солнышко.

Какая она яркая какая красивая, ему так захотелось посмотреть её ближе. Но как? Нужно к ней долететь. На чём? Конечно же на воздушном шаре!!!

Опыт №7 «Любимые шарики».

В воздушный шарик насыпаем соду, бутылку наполняем уксусом, одеваем на неё воздушный шарик и наблюдаем как шарик надувается.

Квака получил огромнейшее удовольствие от увиденного, он насладился красотой природных явлений и вдруг он обернулся и понял, что он ушёл очень далеко от дома…Он понял, что он заблудился. Как же ему вернуться домой??? Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы…

Опыт № 9 Определение свойств песка.

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов 

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

АГА!!! Лягушонок понял, что он найдёт дорогу домой, благодаря тому, что он оставил свои следы…и он поскакал назад, домой…

День подходил к закату…Лягушонку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир,

но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

….. он шёл домой и думал, что завтра он снова обязательно отправиться в путешествие снова….

После сказки идёт анализ и обсуждение опытов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...