Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ (мультимедийной презентации) на тему: «Что мы знаем о воде»

 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Форма проведения НОД: опытно-экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Форма организации детей: групповая.

Цель: активизация познавательной активности детей, совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей со свойствами воды;

- дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;

- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;

- активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- желание работать в коллективе;

- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность

- бережное отношение к воде.

Оборудование: сюрпризный момент: игрушка Лунтик, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа – кузнечик - Кузя, букашка - Мила, рыба - Пескарь Иванович, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронки, салфетки, ватные диски, вода, сахар - рафинад, соль, аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: (по стихотворению Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?») масло растительное, шприц большой, песок.

Предварительная работа: ООД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о различных водоёмах;

беседа «Кто живет в воде», «Водоёмы Приморского края»; опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой

 

(Звучит аудиозапись песни «Дружба» дети стоят в кругу.)

Воспитатель: Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная погода, которая подарит нам хороший день.

Придумано кем-то, просто и мудро.

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Психологическая установка

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу «Доброго утра».

А сейчас вместе с вами вдохнем через носик хорошее настроение, здоровье, удачу, доброту, красоту, а через ротик выдохнем все наши огорчения и обиды.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте одну удивительную историю

Однажды на Луне родился ребенок. «Я родился»: сказал герой и очутился на Земле. (Показывает игрушку Лунтик.) На Земле у Лунтика появилось много друзей- кузнечик Кузя, божья коровка Мила и другие. Как-то Лунтик и его друзьями играли около пруда с мячом. И вдруг мяч упал в воду. Кузя хотел достать мяч, подошел к пруду потрогал воду и сказал: «Бр-р! Какая вода мокрая и холодная» В это время мяч подплыл к берегу, это пескарь Иванович его доставил.

Лунтик: Ой! Здравствуйте Пескарь Иванович.

Пескарь Иванович: А, Луннтик., иди-ка сюда, попробуй отгадать загадку.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... .

Отгадка (ответ): Вода.

Звучит запись «Шум воды»

Воспитатель: Ребята, что это шумит?

Дети: Вода.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о воде?

Игра «Какая бывает вода?

(Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч, кто его поймал называет признак воды. мокрая, холодная, горячая, теплая, чистая, грязная и состояние воды: пар, зимой вода - это лед и т.д.)

Лунтик: интересно, а какая вода бывает ещё? Какой она формы?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая форма у воды? (Нет.)

Опыт1: «Какая форма у воды?»

(На столе стоят прозрачные ёмкости разной формы- высокий стакан, круглая низкая чашка, выпуклая ваза для цветов, прозрачный куб воспитатель предлагает детям налить в эти ёмкости воду. Дети выполняют задание.)

Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите и скажите, какую форму имеет вода.

(Дети делают вывод, что у воды нет формы, она имеет форму той емкости, в которую налита. А если вода разлилась, то она похожа на лужу.)

Лунтик: А я видел воду похожую на шарик.

Воспитатель: И где это ты видел воду, которая имеет форму шара?

Лунтик: Вы что забыли где я родился?

Дети: На луне.

Лунтик: Да я родился на луне и к нам прилетали космонавты и однажды у них из тюбика вытекло намного воды. Вода собралась в шар и стала летать по станции.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, как можно проверить имеет ли вода форму шара.

(На столе: пластиковый 0,5 стакан с водой и пластиковый 0,5 стакан с растительным маслом, шприц - 50.)

Воспитатель: Дети скажите, что в этом стакане?

Дети: В этом стакане вода.

Воспитатель: А во втором стакане? А во втором стакане растительное масло, то самое масло, на котором ваши мамы жарят котлеты, рыбу, картошку и другие вкусные блюда.

Теперь внимательно наблюдайте, что я буду делать. Я набираю в этот большой шприц растительное масло, опускаю иглу в стакан с водой и выпускаю масло в воду. Посмотрите, что у нас происходит?

Дети: Масло поднялось на поверхность воды.

Воспитатель: Правильно, масло поднялось и на поверхности воды появились масляные пятна. А теперь посмотрите, что произойдет если я сделаю наоборот. То есть я набираю в шприц воду, опускаю иглу в стакан с маслом, осторожно выпускаю воду в растительное масло. Что вы видите? На что стали похожи капельки воды?

Дети: Капельки воды стали похожи на пузыри-шарики.

Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что вода может иметь форму…?

Дети: Вода может иметь форму шара.

Лунтик: Ребята, а где можно найти воду?

Дети: (В кране, озере, в тучке-дождик, в речке.)

Ребенок: Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой

Лунтик: а давайте сходим на речку и немного поплаваем.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо» Я буду читать предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»

1. Нам нужна вода-водица, чтоб напиться и умыться. (Хорошо.)

2. Водой можно закаляться, с водой можно поиграть, приготовить суп и кашу, и одежду постирать.

3. Если в жару холодной воды напиться, то можно сильно простудиться.

4. Горячей водой можно обжечься

5.Вода нужна полить цветы, растения в огороде, на водопой к реке всегда животные приходят

6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы

7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть

8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть

9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома

Опыт. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Лунтик: ребята, посмотрите, что стоит на столе?

(На столе стоят 2 емкости, в которых насыпаны соль и сахар, перед каждой парой детей стоит стакан с водой.)

Воспитатель: Что лежит в первой баночке вы узнаете если загадки отгадаете.

В воде она родится,

Но странная судьба —

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

Ответ: Соль

И третья загадка: Салат заправить им так классно!
Вкусно растительное… (масло).

Лунтик: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды?

Дети: потому что они в воде исчезают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет?

Лунтик: А теперь давайте в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?

Дети: масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Можно ли пить такую воду? А почему? (Ответы детей.)

Лунтик: Ой, ребята надо воду как то почистить

Очистка воды с помощью фильтров (из ватных дисков, марли, салфеток, песка).

Воспитатель: Куда же делось масло? Всё масло осталось на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! Ребята, а как надо беречь, охранять её

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас, когда вы провели опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель: Ребята Вода – добрый друг и помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети: Вода – бесцветная, прозрачная жидкость.

Вода не имеет форму емкости, в которую налита, а в невесомости вода имеет форму шара.

Вода может растворять одни вещества, а другие нет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (показ слайда). На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой планетой. Вот как много воды у нас на земле! Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Капелька предлагает вам поиграть в игру.

Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».

Слайд-шоу по стихотворению Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам проводить опыты с водой? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)

Звучит запись «Шум воды ручейка».

Лунтик: благодарит детей за то, что они рассказали много интересного о воде. Пообещал сам узнать что-то интересное о свойствах воды и следующий раз рассказать об этом детям.

 

Используемые материалы:

1. http://pedsovet.su/stihi/5719_korotkie_pro_vodu

2. http://naukaveselo.ru/

3. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Страна Чудес» Козлова Н.А МДОУ «Ясли-сад» г.Донецк.

4. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Волшебные капельки воды» Базаева Ю.А.

5. http://zagadochki.ru/zagadka-esli-ruki-nashi-v-vakse.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»