Реферат. «Идеологические основы создания системы общественного дошкольного воспитания»

 

Введение

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н. э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

Отечественная и мировая педагогическая наука на всём протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам дошкольного воспитания детей.

Институт дошкольного образования - это социальный институт, целенаправленно созданный и существующий для обеспечения образования детей дошкольного возраста. История дошкольного образования прошла не малый путь до наших дней. На каждом временном отрезке существовали свои идеологические основы – нормы, правила и принципы, которые определяют и регулируют отношения внутри общества и разное отношение к семейному и общественному воспитанию В данной работе была попытка рассмотреть идеологические основы создания системы общественного дошкольного воспитания.

Идеологические основы формирования института дошкольного образования.

В середине XVIII века за рубежом создаются «школы для младенцев». Эти учреждения определяются как особое место, где дети защищены от мира взрослых и могут вести себя сообразно своей природе - играть. Для садов выделяются специально подготовленные для ухода за детьми женщины, педагогически талантливые, находящие способы воспитания и обучения детей, которые могут научить этому матерей. Руководит педагогическим процессом мужчина. Эта форма организации дневного ухода за детьми послужила в дальнейшем образцом для создания первых детских садов.

В 60-е годы правительство Екатерины II издало указ со специальным разделом «О воспитании». Ближайшим помощником Екатерины II и автором ряда просветительских планов был И.И. Бецкой, который внес известный вклад в развитие теории и практики раннего воспитания детей. Бецкой выступил с инициативой создания «Воспитательного дома» как первого учреждения в будущей сети институтов, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и закрытого образования сирот, незаконнорожденных детей и детей тех родителей, которые по бедности или болезни не могли содержать их и заниматься их воспитанием. Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», утверждённом императрицей в 1764 году.

Целью создания детского учреждения являлось воспитание детей третьего сословия – свободных людей, живущих своим трудом, причем специфика этого сословия должна была определяться не только по признаку профессиональной принадлежности, но и по самой идеологии Бецкой отвергал семейное воспитание. Дети должны были быть изолированы в воспитательные дома, где никто не сможет загубить их, и воспитывает из них новую породу людей. В появлении третьего сословия, Бецкой видел нравственное возрождение всей нации.

Первоначально предполагалось, что становление этой новой генерации третьего сословия будет совершаться в замкнутом кругу, и только после того, как вырастет несколько поколений бывших воспитанников, их влияние начнет распространяться на остальных, идеологически не развитых представителей того же, стихийно складывавшегося, сословия, а затем и на всех остальных. Но благие начинания устроителей «Воспитательного дома» не вынесли столкновения с жизненной реальностью. Штат служащих не справлялся с потоком поступающих детей. За 25 лет работы Воспитательного дома было принято 38 тысяч детей, из них 31 тысяча умерли

С конца XVIII в. и до начала XIX в. в России происходила политическая и классовая борьба, в результате чего произошла смена социального строя. В стране произошла переоценка нравственных ценностей, а именно стала признаваться значимость личности. В нашей стране произошёл кризис крепостного хозяйства, а это привело к массовому внедрению женского труда в промышленность и произошёл рост бродячих детей.

Вследствии этого, следующим шагом в развитии общественного дошкольного воспитания в России было создание детского приюта – учреждения, принципиально нового по своему назначению: для маленьких детей, временно остающихся без присмотра. Приюты должны были заменить бедным детям семью на то время, пока родители заняты. Организатором детских приютов был В.Ф.Одоевский – писатель, музыкальный критик, крупный общественный деятель. Воспитательные заведения открывались на основе составленного при участии Одоевского «Положения о детских приютах» (1839 г.), к которому он разработал приложение: «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (действовал в течение 50 лет). Согласно “Положению...” приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских приютах, находившегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные пособия и руководства. Детские приюты Одоевского – это узко сословные воспитательные заведения, учреждённые для беднейших слоёв населения. Исходя из этого, и были разработаны требования к их деятельности (религиозная, дисциплинированная, трудолюбивая личность простолюдина, обучение не было главной задачей).

Содержание жизни детей было подчинено одной цели внушению им «чувства доброй нравственности». Воспитание нравственности начиналось с веры.

В конце XIX века в зарубежных странах наряду с благотворительными детскими садами начали распространяться «Центры дневного ухода», осуществляющие уход за детьми бедных матерей, вынужденных трудиться на производстве из-за низких доходов их семей. В отличие от детских садов, основной задачей Центров была забота и уход за детьми, а не их развитие и обучение. Ставился вопрос о том, чтобы дошкольное воспитание оказалось включенным в единую непрерывную систему народного образования.

В 1923 году С.Уильдерспин, основываясь на своем опыте работы с детьми, написал работу «О важности воспитания детей бедняков». В Лондоне он открыл детский сад для детей рабочих, ремесленников, крестьян. Принимались дети от полутора до шести лет, педагогами были мужчины, на 2-х педагогов было около 150-200 детей. Идеей такого сада было заменить детям семью, снизить смертность и преступность, заложить основы религиозного воспитания.

На фоне существующих школ и приютов, задачи которых сводились только к присмотру и уходу за маленькими детьми, а не к их образованию, Ф. Фребель создает первую систему дошкольного воспитания. Так же именно он ввел термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. Предназначением детского сада являлось способствование развитию ребенка, т.е. его саморазвитие, а также способствование повышению педагогической компетентности женщин. Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Работника детского сада называли садовница. По мнению Фребеля воспитание должно быть природосообразным, т.е. должно начинаться с первых дней жизни и способствовать самораскрытию ребенка. Фребель считает, что все инстинкты ребенка, такие как познание, инстинкт деятельности, религиозный и художественно-эстетический проявляются в игре. Игра и речь - стихия, в которой живет ребенок. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров». Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и игр-занятий - это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики. .

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию», в которой говорилось, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и призвано осуществлять его всестороннее развитие. Принятая в 1919 г. на VIII съезде РКП (б) вторая Программа партии рассматривала дошкольное воспитание как одну из «основ школьного и просветительного дела» и выдвигала задачу широкого развития системы садов и яслей, что должно содействовать целям «улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью.

20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. В послевоенные годы продолжалось развитие теории и практики дошкольного воспитания. Особенно значимым для данного периода и последующего развития системы дошкольного образования была научная разработка под руководством А.П. Усовой проблем обучения в детском саду. Это исследование было прямым ответом на назревшую в теории и практике потребность утверждения положения об активном и целенаправленном руководстве взрослым (педагогами, родителями) развитием детей в процессе их деятельности.

Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, и это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача "раскрепощения женщины" стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной как в общественном производстве, так и в общественной жизни.

В противоположность школе Фребеля, которая строилась на идеалистических основах и отличалась религиозностью, абстрактностью, дрессировкой ребенка, занятий утомительных для ребенка в связи с игнорированием возрастных особенностей, советская система дошкольного образования - воспитания построена на научной, методически подкрепленной основе, учитывает психологические и физические особенности детей, их возраст, силы, интерес. Советская система отличается массовостью, широкой доступностью.

На момент распада Советского Союза была сформирована сеть детских дошкольных учреждений. К 1990-м годам наблюдался достаточно высокий охват детей дошкольного возраста детскими садами. Также значительно увеличилось количество подобных учреждений в сельской местности.

Заключение

Вопросы образования всегда актуальны - в любом обществе и вне зависимости от исторической эпохи. И, безусловно, возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания является объективной закономерностью социального развития.

Проанализировав факторы создания дошкольных учреждений, можно прийти к следующему выводу: в XVIII в., Бецкой создал воспитательный дом, с целью воспитания людей третьего сословия. Для этого он изолировал детей от семьи и от общества, дабы те не оказали негативное влияние на становление личности.

В XIX в. в связи с политической обстановкой в России, женщины массово отправились работать в промышленность. Дети остались без присмотра, поэтому Одоевский создал приют, где за детьми присматривали и обучали их. Теперь детей не изолировали от семьи, а лишь заменял её.

В первой половине ХХ в. появились детский сад Фребеля .В обществе вновь произошли изменения, которые привели к смене взглядов. Теперь от семьи не изолируют, не заменяют её, а наоборот помогают ей. Так у Фребеля помимо воспитания детей, обучали, помогали мамам воспитывать своих малышей.

Но, следует отметить, что первоначальное появление детских садов будь то в Европе или Советском Союзе вызывает некоторые размышления. Частичное освобождение женщины от заботы о ребенке служило целям экономического использования её как рабочей силы. Детские сады создавались не для того, чтобы помочь женщине, но для того, чтобы помочь государству использовать женщин как трудовой ресурс. Общественное рассматривалось как доминантное по отношению к приватному и частному. Ребенок воспринимался не как личное дело родителей, но дело общественное и государственное. Соответственно материнство представало как гражданская обязанность. В таком случае детские сады, «освобождая» женщину из приватной сферы, по сути, поддерживали систему трудового угнетения и эксплуатации женщин. Положительные моменты- появление такого рода социальных сервисов позволило женщинам выйти из приватной сферы, получить образование, ходить на работу и получать ресурсы для самостоятельного выживания, ухода от экономической зависимости от мужчины.

В последнее время пристальное внимание уделяется сравнению различных сторон домашнего и общественного воспитания, а именно тому, что лучше получается у детей, воспитанных дома, а что - у тех, кто провел раннее детство в детском саду, и наоборот. И это естественно, так как структура семьи, распределение ролей и обязанностей в ней со временем меняются. Очевидно, что родители не могут считаться ответственными за все стороны личности ребенка, потому что генетика, и социум также оказывают свое влияние. Соотношение «семья-общество-воспитание» постоянно пересматривается, зависят от политики и экономики, от социальных законов и уровня жизни; благополучие и стабильность общества в целом не обязательно гарантирует счастье каждого отдельного человека, но дают ему больше возможностей для самореализации.

 

Список литературы:

  1. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999 (1987, 1976.
  2. "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

    "Просвещение", Москва, 1978 г.

  3. Декларации по дошкольному воспитанию 1917, 1920 // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М., 1988.
  4. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999 (1987, 1976).
  5. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

6. Фребель. Детский сад //// История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1986 (1974).. – С. 207-235.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей…

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей образования второго порядка, учить самостоятельно составлять задачи на основе элементарных...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы…

Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы дошкольного образования в старшей группе общеразвивающей направленности