Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно – ориентированной терапии с детьми младшего возраста

 

В последнее время в педагогической, медицинской и психологической литературе отмечается значительный рост числа детей, не соответствующих представлениям о нормальном психическом развитии.

Признание данного факта повлекло за собой необходимость формирования новой научной парадигмы в исследовании нормы психического развития. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Актуальность темы определяется тем фактом, что именно психомоторные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка согласно выдвинутому еще И.М. Сеченовым принципу единства познавательного процесса и двигательного акта. С другой стороны, по мнению большинства авторов (Добровольская Т.П., 1986, Кириченко Е.И., 1993, Мастюкова Е.М., 1991, Мендоса Х.Р., 1990, Тржесоглава 3, 1986, Осипенко Т.Н., 1996) именно проблемы двигательной сферы занимают центральное место в психологической картине трудностей развития.

Телесно-ориентированная терапия предполагает «распускание» (расслабление) мышечных зажимов на соответствующем уровне при предварительном максимальном напряжении мышц данного сегмента.

Основателем телесно-ориентированной терапии является Вильгельм Райх. Райх утверждал, что человек - это его тело. Энергия тела, свободно циркулируя по телу, иногда оказывается «закованной в мышечной броне». Броня (хронические мускульные зажимы) сдерживает энергию и эмоции. Мышечная броня организуется в семь основных защитных сегментов - семь горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к туловищу и позвоночнику, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.

Телесно-ориентированная терапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике при работе с детьми дошкольного возраста. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. Это особенно важно, т.к. позволяет ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникаций и появляется задолго до отчетливых речевых навыков.

Включение телесно-ориентированных приемов на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит, и оказывать ему своевременную педагогическую помощь.

Телесно-ориентированная терапия дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения.

Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Программа включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации.

Телесно-ориентированная терапия направлена на решение многих задач развития детей, это:

1. Развитие координации равновесия;

2. Повышение сенсорной чувствительности;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие зрительного анализатора;

5. Снятие психомоторного напряжения;

6. Обучение основам саморегуляции;

7. Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.

Представленный проект «Лабиринты тела» построен на основе телесно- ориентированного терапии к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Проект включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации.

Элементы телесно-ориентированной терапии, представленные в проекте:

  1. пальчиковая гимнастика, самомассаж;
  2. подвижные игры различной интенсивности;
  3. ритмические и танцевальные упражнения;
  4. дыхательная гимнастика;
  5. йога;
  6. коммуникативные игры;
  7. игры и упражнения на знакомство и закрепление эмоциональных состояний;
  8. релаксационные упражнения;
  9. игры и упражнения валеологической направленности.

Коллектив нашего детского сада в рамках реализации инновационных технологий разработал методические рекомендации «Лабиринты тела» (Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно – ориентированной терапии в занятия с детьми младшего возраста.)

С сентября мы внедряем ее в работу в экспериментальной группе, применяя телесно-ориентированную терапию во всех занятиях и режимных моментах. Занимаясь всего два месяца у детей данной группы уже видны изменения в психоэмоциональной сфере. Дети более раскрепощены. Быстрее идут на контакт, и более доброжелательно относятся друг к другу.





Новые публикации

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах…

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных» Группа: разновозрастная. Цель: продолжать закреплять знания детей об овощах...

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у...

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек»

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек» Звучит музыка, в зал входят мальчики и Фея. Король присаживается на трон. Звучат «Фанфары». Король: Мое...

Читайте также

«Забота о подрастающем поколении в современном мире. Обустройство детских…

«Забота о подрастающем поколении в современном мире. Обустройство детских площадок»   Многие новшества современного мира очень помогают грамотно заботиться о подрастающем поколении. Взять...

Родительский клуб как форма эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с…

Родительский клуб как форма эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ в формировании психологического здоровья дошкольников Расширить диапазон методов взаимодействия с...

Практикум «Теория и практика проведения пальчиковых игр для дошкольников»

Практикум «Теория и практика проведения пальчиковых игр для дошкольников»   Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка...


Комментарии





В блогах

Мастер-класс оригами для коллег

Мастер – класс для воспитателей по оригами из бумаги (техника оригами-мозаика) Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Задачи:  - рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития...

Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников

Проект  по ранней профориентации дошкольников  «Академия профессий» г.Тамбов Информационный паспорт проекта Долгосрочный, практико-ориентированный, информационно – познавательный; Совместный с родительской общественностью и социальными партнерами; Возрастная категория детей 3-7 лет; Актуальность В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем...

Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УМКА» Принято педсоветом «Утверждаю» Заведующий МБДОУ Протокол от 09.09.2019 №1 _________ О.В. Кольцова Приказ от 10.09.2019 № 211 Рабочая программа по краеведению  для детей 6-7 лет Город Тамбов 2019 – 2020 учебный год...

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров»

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров» Составитель: Дубогрызова Е.Н. Цель : Формирование и укрепление свода стопы у детей среднего возраста. Задачи:  1. Укреплять костно-мышечный аппарат стопы и голени через игровые упражнения для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство