Конспект занятия-праздника по математике «Петр и Павел - рябинники»

В средней группа

 

Возрастная группа: средняя.

Цель:  

  1. Приобщать детей к русской культуре и ее истокам.
  2. Продолжать знакомить с народным календарем: 23 сентября, день Петра и Павла – рябинников.
  3. Воспитывать доброту и отзывчивость, уважение к старшим, бережное отношение к родной природе.
  4. Закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, вперед, назад. 

Оборудование: презентация по теме «Рябина», наглядный материал: игрушки: медведь заяц, белка, лиса, ежик (5 штук), божья коровка, лейка, кошка, чашки кукольные (5 шт.).

Предварительная работа: наблюдения за рябиной, чтение стихов, рассказов о природе, знакомство с приметами, поговорками, отгадывание загадок, художественно-продуктивная деятельность, подготовка презентации.

 

Ход занятия

Воспитатель:

Сегодня разговор вести будем об одном очень замечательном деревце. О каком– догадайтесь сами:

Из лесочка деревцо

Пришло к дому, под крыльцо,

С доброй славой, с головой кудрявой,

С красными кистями, с пернатыми гостями.

(Рябина.)

А что вы можете сказать об этом деревце? (Ответы детей.) Чтобы ближе познакомиться с рябинкой я предлагаю отправиться в волшебный лес. Но просто так туда не попадешь, надо выполнить трудные задания, а помогать нам в этом будут наши друзья-лесные зверушки: мишка, зайчик, белочка, ежик и лиса.

1 часть. Игровая ситуация «К нам пришли гости» 

Воспитатель сообщает детям, что к ним пришли в гости игрушки (сажает 5 зверюшек). Выясняет у детей, что нужно сделать, чтобы узнать сколько пришло гостей? Ответы детей: «Нужно посчитать». 

Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет у детей: «Сколько пришло гостей?» 

Дети: «5». 

Воспитатель предлагает угостить гостей чаем и поставить каждому чашку. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек (4). 

Воспитатель уточняет: «5 зверюшек и 4 чашки – сравните, что больше? (5 зверюшек больше, чем 4 чашки). Сравните 4 чашки и 5 зверюшек, что меньше? (4 чашки меньше, чем 5 зверюшек). Как сделать так, чтобы и зверюшек и чашек стало поровну?» 

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов. 

«По сколько стало зверюшек и чашек?» - выясняет воспитатель. 

Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 5. 

2 часть. Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?» 

Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разные места группы. 

Затем воспитатель загадывает загадки: 

Он всю зиму в шубе спал, 

Лапу бурую сосал, 

А проснувшись, стал реветь 

Это зверь лесной… 

Дети:

«Медведь». 

Воспитатель: 

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится медведь справа или слева от вас? 

Ответы детей. 

Воспитатель: 

-Слушайте следующую загадку: 

Спинка в веснушках. 

Ах, как неловко! 

И покраснела…

Дети: «Божья коровка». 

Воспитатель: 

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится божья коровка слева или справа от вас? 

Ответы детей. 

Воспитатель: 

- Слушайте следующую загадку. 

У себя в саду Андрейка 

Поливал цветы из…

Дети: «Лейки». 

Воспитатель: 

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится лейка впереди или сзади от вас? 

Ответы детей. 

Воспитатель: 

- Слушайте следующую загадку:

Этот зверь живет лишь дома. 

С этим зверем все знакомы 

У него усы как спицы. 

Он мурлычет, песнь поет, 

Только мышь его боится 

Угадали? Это… 

Дети:

«Кот». 

Воспитатель: 

- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится кот сзади или впереди от вас? 

Ответы детей

Воспитатель говорит, что теперь дети могут попасть в волшебный лес. (Презентация.)

23 сентября, это день «Петра и Павла – рябинников». В этот день собирают ягоды рябины, но часть ее они оставляют на кусте – на пропитание зимой дроздам-рябинникам, снегирям, и всякой другой птице. Из рябины можно приготовить разные угощения: рябиновое варенье, мармелад, желе, пастилу, конфеты, настойки. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашенная и сушенная, а ещё мороженые ягоды мнут деревянной ложкой и смешивают с сахарной пудрой – получается вкусная рябиновая паста.

Почему в народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина? (Ответы детей.) Веками народ наблюдал за рябиной и вот что приметил: «Хорошо рябина цветет –  урожаю льна», «В лесу много рябины  -  осень будет дождливая, мало  -  сухая».

Представьте, что вы превратились в рябиновые листочки и полетели по лесу.

 Физкультурная минутка.

 Ветер по лесу летал, ветер листики срывал,    -  плавные движения руками

 Вот сорвал рябиновый резной,                           -  движения рук над головой

 И понес все выше над землей.

 Словно перышки, листочки у рябинки,            -   « колечки»

 Полетели плавно над тропинкой.

 Зацепился за паутинку                                          -  опустить руки вниз

 И упал он на тропинку.

Воспитатель говорит о том, что о рябине написано много песен, стихов, сказок и рассказывает легенду:

Легенда.

Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, дочь и имя имела неласковое – Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато маленького сына родители звали ласково – Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела она как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково – рябинкой. Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую резными, кружевными листьями, надела ожерелье из алых ягод, радуя своей красотой всех, кто ее увидел.

Воспитатель подводит итоги занятия и заканчивает его стихотворением: "Рябина".

Т. Шорыгина.

На плечах ее косы длинные.

Брови смелые, соболиные,

Сарафан с широкой каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшитый листьями

Разрисован алыми кистями.

Подойду, и глазам не верится:

То стоит не юная девица,

А рябины тонкое деревце.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Читайте также

Лэпбук «Городецкая игрушка»

Лэпбук «Городецкая игрушка» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Городецкая игрушка является той составляющей культурного...

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...