Конспект занятия-праздника по математике «Петр и Павел - рябинники»
В средней группа
Возрастная группа: средняя.
Цель:
- Приобщать детей к русской культуре и ее истокам.
- Продолжать знакомить с народным календарем: 23 сентября, день Петра и Павла – рябинников.
- Воспитывать доброту и отзывчивость, уважение к старшим, бережное отношение к родной природе.
- Закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, вперед, назад.
Оборудование: презентация по теме «Рябина», наглядный материал: игрушки: медведь заяц, белка, лиса, ежик (5 штук), божья коровка, лейка, кошка, чашки кукольные (5 шт.).
Предварительная работа: наблюдения за рябиной, чтение стихов, рассказов о природе, знакомство с приметами, поговорками, отгадывание загадок, художественно-продуктивная деятельность, подготовка презентации.
Ход занятия
Воспитатель:
Сегодня разговор вести будем об одном очень замечательном деревце. О каком– догадайтесь сами:
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброй славой, с головой кудрявой,
С красными кистями, с пернатыми гостями.
(Рябина.)
А что вы можете сказать об этом деревце? (Ответы детей.) Чтобы ближе познакомиться с рябинкой я предлагаю отправиться в волшебный лес. Но просто так туда не попадешь, надо выполнить трудные задания, а помогать нам в этом будут наши друзья-лесные зверушки: мишка, зайчик, белочка, ежик и лиса.
1 часть. Игровая ситуация «К нам пришли гости»
Воспитатель сообщает детям, что к ним пришли в гости игрушки (сажает 5 зверюшек). Выясняет у детей, что нужно сделать, чтобы узнать сколько пришло гостей? Ответы детей: «Нужно посчитать».
Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет у детей: «Сколько пришло гостей?»
Дети: «5».
Воспитатель предлагает угостить гостей чаем и поставить каждому чашку. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек (4).
Воспитатель уточняет: «5 зверюшек и 4 чашки – сравните, что больше? (5 зверюшек больше, чем 4 чашки). Сравните 4 чашки и 5 зверюшек, что меньше? (4 чашки меньше, чем 5 зверюшек). Как сделать так, чтобы и зверюшек и чашек стало поровну?»
Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов.
«По сколько стало зверюшек и чашек?» - выясняет воспитатель.
Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 5.
2 часть. Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»
Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разные места группы.
Затем воспитатель загадывает загадки:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной…
Дети:
«Медведь».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится медведь справа или слева от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Слушайте следующую загадку:
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела…
Дети: «Божья коровка».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится божья коровка слева или справа от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадку.
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…
Дети: «Лейки».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится лейка впереди или сзади от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы
У него усы как спицы.
Он мурлычет, песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это…
Дети:
«Кот».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится кот сзади или впереди от вас?
Ответы детей
Воспитатель говорит, что теперь дети могут попасть в волшебный лес. (Презентация.)
23 сентября, это день «Петра и Павла – рябинников». В этот день собирают ягоды рябины, но часть ее они оставляют на кусте – на пропитание зимой дроздам-рябинникам, снегирям, и всякой другой птице. Из рябины можно приготовить разные угощения: рябиновое варенье, мармелад, желе, пастилу, конфеты, настойки. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашенная и сушенная, а ещё мороженые ягоды мнут деревянной ложкой и смешивают с сахарной пудрой – получается вкусная рябиновая паста.
Почему в народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина? (Ответы детей.) Веками народ наблюдал за рябиной и вот что приметил: «Хорошо рябина цветет – урожаю льна», «В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая».
Представьте, что вы превратились в рябиновые листочки и полетели по лесу.
Физкультурная минутка.
Ветер по лесу летал, ветер листики срывал, - плавные движения руками
Вот сорвал рябиновый резной, - движения рук над головой
И понес все выше над землей.
Словно перышки, листочки у рябинки, - « колечки»
Полетели плавно над тропинкой.
Зацепился за паутинку - опустить руки вниз
И упал он на тропинку.
Воспитатель говорит о том, что о рябине написано много песен, стихов, сказок и рассказывает легенду:
Легенда.
Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, дочь и имя имела неласковое – Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато маленького сына родители звали ласково – Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела она как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково – рябинкой. Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую резными, кружевными листьями, надела ожерелье из алых ягод, радуя своей красотой всех, кто ее увидел.
Воспитатель подводит итоги занятия и заканчивает его стихотворением: "Рябина".
Т. Шорыгина.
На плечах ее косы длинные.
Брови смелые, соболиные,
Сарафан с широкой каймою,
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитый листьями
Разрисован алыми кистями.
Подойду, и глазам не верится:
То стоит не юная девица,
А рябины тонкое деревце.
Читайте также |
---|
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель: - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...