Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Как животные леса готовятся к зиме»

 

Возрастная группа детей: вторая младшая группа.

Цель:

- Формирование у детей первоначальных представлений о подготовке лесных жителей к зиме через игру – путешествие со сказочным героем.

Образовательные задачи по основной образовательной области (познавательное развитие детей):

- Дать детям первоначальные представления о подготовке животных леса к зиме (заяц, белка, медведь) посредством игровых и воображаемых ситуаций в ходе совместного выполнения заданий.

- Развивать у детей сенсорные способности посредством дидактической игры через выполнение игровых действий.

- Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к животным через добрые поступки.

Образовательные задачи по интегрируемым областям:

- Отрабатывать умение наклеивать готовые формы в процессе изготовления коллажа через творческую совместную деятельность детей и воспитателя.

- Формирование динамического слуха средствами музыкально-дидактической игры.

Перечень видов детской деятельности и соответствие им форм работы:

    • Игровая (дидактические, музыкальные, подвижные игры)
    • Коммуникативная (рассуждения и ответы детей на вопросы сказочного героя и воспитателя).
  • Художественно-эстетическая (аппликация).
  • Двигательная (авторская словесно-двигательная игра, игра малой подвижности).
  • Восприятие художественной литературы (потешки и четверостишия о животных леса).
  • Восприятие музыки (слушание музыки и выполнение танцевальных движений).
  • Эксперимент (сравнение снега и «шубки» зайца по цвету).

Планируемый результат:

Дети получат первоначальные представления о подготовке животных леса к зиме через игровую деятельность.

Перечень оборудования и используемых материалов:

1. Оборудование:

- декорации осеннего леса (один куст заснеженный);

- ТСО (магнитофон, аудиозапись Моцарт «Осенний вальс»).

2. Материалы:

- мягкие игрушки заяц, белка, медведь;

- игрушка «би – ба – бо» - сорока;

- 2 корзинки для раздаточного материала.

- плоскостные красные и желтые листья, шишки, грибы с отверстиями для нанизывания на каждого ребенка;

- лента – шнурок для нанизывания грибов;

- материалы для художественно – эстетической деятельности (рисунок воспитателя «Осенний лес», клей, салфетки, готовые формы лесных животных).

Перечень методической литературы:

Н.Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников». М.ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2006год. 176с. Гуреева Ш.В. «Игра на занятиях по изобразительной деятельности младшая группа Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

Перечень художественной литературы:

  1. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составили Н.П. Ильчук, М., АСТ., 1996г – 576с.
  2. Русские сказки и потешки. Художественный редактор Т. Никитина, ООО «Издательская группа Аттикус», 2009г., 112с.

 

Ход НОД:

1 часть «Мотивационно – побудительная»

В приемной комнате слышится стук в окно. На подоконнике появляется кукла «би – ба – бо» - сорока.

Сорока: «Тр – тр – тр…! Я сорока – белобока! Летала далёко! Я видела, я слышала! Тр – тр – тр…!»

Воспитатель: «Где ты была, сорока! Что видела, что слышала?»

Сорока: «Я была в лесу. Там шум и гам! Тр – тр …! Все спешат, торопятся, к зиме готовятся!»

Воспитатель: «А мы, ребята, сами в лес отправимся и увидим, что там происходит. А что бы не замерзнуть в осеннем лесу – оденемся потеплее».

Проводится игровое упражнение с движениями «Здравствуй зимушка-зима!».

Воспитатель: «А ты, сорока, покажи нам дорогу в лес!»

Сорока: «Тр – тр…! Идите за мной, не отставайте!»

2 часть «Основная»

Дети проходят в группу, где размещены декорации осеннего леса. На полу лежат красные и жёлтые листья.

Воспитатель: «Ребята, а почему листья на земле?»

(Ответы детей.)

Сорока: «Конечно, деревья сбросили листья и так приготовились к зиме».

Воспитатель: «Ребята, возьмите по одному листочку и найдите себе пару с таким же по цвету листиком, как у вас!»

Проводится игровое упражнение « Найди пару». Звучит аудиозапись Моцарта «Осенний вальс».

Воспитатель: «Ребята, послушайте звуки осеннего леса и покружитесь вместе с падающими листочками»,

Звучит медленная, затем быстрая музыка – дети выполняют танцевальные движения в нужном темпе.

Воспитатель: «Сорока, а тебе какие листочки больше нравятся?»

Сорока: «Тр – тр – тр…! Красные!»

Воспитатель: «Ребята, подарите красные листочки Сороке, а жёлтые соберите в букет и мы их возьмём с собой».

Воспитатель: «Смотрите, на полянке корзинка! Интересно, что там?»

Воспитатель достает из корзинки шишку, гриб, ленточку- шнурок и спрашивает: «Как вы думаете, чья это может быть корзинка?»

(Ответы детей.)

Воспитатель: «А вот и белочка!» (игрушка).

Белка: С ветки на ветку быстро скачу.

Шишки, орешки собрать я хочу!

Сорока: «Ребята, помогите белочке! Шишки собирайте в корзинку, а грибочки нанизывайте на ленточку».

Проводится игра « Гостинцы для белочки»

Сорока: «Трр – трр – трр …! Белочка вас благодарит за помощь!»

Сорока обращает внимание детей на серые уши, торчащие из-за куста.

Сорока: «Кто там прячется за кустиком?» А если это волк?» (пугается и закрывает голову крыльями).

(Рассуждения детей)

«Выскакивает» заяц (игрушка).

Заяц: «Это я с вами в прятки играю! Я зимы не боюсь! Шубка у меня теплая. А сам я быстрый и ловкий. Поиграйте со мной!»

Проводится игра малой подвижности «Зайка серенький сидит».

Сорока: «А лису и волка тоже не боишься?»

Заяц: «А я в снегу спрячусь!» (прыгает в сугроб под деревом)

Воспитатель: «Ребята, какого цвета снег? А шубка зайчика, какого цвета?

Видно ли серого зайца на белом снегу? Что надо сделать зайчику, чтобы его не было видно на белом снегу?»

(Рассуждения детей)

Воспитатель: «Придётся зайчику серую шубку поменять на белую. Тогда лиса и волк его не заметят!»

Заяц: «Спасибо вам, ребята за совет! Поспешу менять шубку!»

Воспитатель обращает внимание детей на громкое рычание.

Сорока: «Кто в лесу может так рычать?»

(Ответы детей) Из-за дерева появляется голова медведя (игрушка).

Сорока: «Ребята, мы расшумелись, и помешали медведю готовится к зимней спячке. Под деревом он устроил берлогу из веток и листьев. Всю зиму он будет крепко спать!»

Воспитатель: «А чтобы Мишка не сердился, подарим ему желтые листья для берлоги. И тихонько отправимся обратно в детский сад».

Корзинку с желтыми листьями дети оставляют возле медведя.

Воспитатель: «Сорока, мы с ребятами благодарим тебя за интересное путешествие и на память сделаем для тебя открытку».

Совместная деятельность воспитателя и детей – изготовление коллажа «Как звери к зиме готовятся». Детям предлагается вспомнить и наклеить плоскостные фигурки животных на готовый рисунок осеннего леса. В ходе совместной деятельности, воспитатель использует прием «ошибка воспитателя» - предлагает наклеить готовые формы неверно (например: белку поместить в берлогу, зайца в дупло...). Дети дарят открытку сороке и провожают ее.

Воспитатель: «А тебя, сорока, мы будем ждать в гости с новыми рассказами о других животных».

3 часть. «Рефлексивная»

Воспитатель использует прием «контрольных вопросов».

- Каких зверей мы встретили в лесу?

- Чем помогли белочке?

- Как зайчик готовится к зиме?

- Как зимует медведь?

Во время прогулки обратить внимание детей на поведение птиц в связи с сезонными изменениями погоды. Вызвать у детей желание помочь птицам перезимовать (изготовить кормушки и принести корм).

 

Приложение.

Авторская словесно-двигательная игра «Здравствуй, зимушка-зима!»

Здравствуй, зимушка-зима!

Не боимся мы тебя!

Наклоны туловища вперед, с разведением

рук в стороны.

Ладошки-сестрички

Спрячем в рукавички.

Повороты кистей рук вправо-влево.

 

Нам не страшен мороз -

В теплый шарфик спрячем нос.

Поднимание плеч поочередно.

 

Шапка ушки нам согреет -

Одевай ее скорее!

Шубка меховая -

Теплая какая!

Теплые сапожки

Наденем мы на ножки!

Закрывание ушей ладонями.

Поглаживание ушных раковин.

Руки на пояс. Повороты туловища

вправо-влево.

Упражнение «каблучок».

 

И по лесным дорожкам

Побежим в сапожках!

Бег на месте.

 

 

Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит!»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Дети сидят на «корточках», двигают

ладонями над головой.

Вот так! Вот так!

Он ушами шевелит!

 
Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Дети стоят. Потирают ладошки.

 

Зайке скучно так стоять,

Надо зайке поскакать!

Прыгают на двух ногах на месте.

Прыгают вокруг себя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста Какой будет наша Белaрусь, кaким увидят окружaющий мир будущие поколения, во многом...

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего…

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Календарно-тематическое планирование на июнь месяц во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование на июнь месяц во второй младшей группе