Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Байкал и его обитатели»

 

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

  • Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
  • Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование:

  • карта озера Байкал;
  • картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов;
  • картинки голомянки и нерпы;
  • спортивные маты;
  • магниты, раскраски нерпы, карандаши;
  • магнитофон, запись шума волн и крика чаек.

Предварительная работа:

  • Беседы об озере Байкал, его обитателях.
  • Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы: Сказки, стихи и загадки из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов. (Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Т. Н.)

Продуктивная деятельность: рисование рыб, нерпы, лепка.

 

Ход:

Под звуки шума моря и крика чаек воспитатель читает стихотворение:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

М.Сергеев.

Сегодня ребята мы с вами поговорим и уточним знания о том, что же интересного мы узнали об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Вопросы детям:

- На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц.)

- Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро.)

- Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой.)

- Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок.)

- Можно ли пить воду из Байкала? Почему?

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Сергей Вагин.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.

Физкульминутка:

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно!

1. Что за рыбка-невиличка,

Меньше вашей рукавички.

Бледно-розова, нежна-

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка?

Это рыбка-голомянка!

2. Я мальков живых рождаю

И в воде не замерзаю.

А от нерпы спрячусь в ямку,

Моё имя- голомянка.

Воспитатель вешает картинку голомянки на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, что мы знаем о голомянке?

Ответы детей:

- Голомянка живёт только в Байкале.

- Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.

- Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.

- У голомянки есть зубы.

- Ест икринки и планктон.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.

Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»

На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.

Воспитатель: Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет - начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами?

(Нерпа.)

Воспитатель вешает на магнитную доску картинку нерпы.

- Что интересного мы знаем о нерпе?

Ответы детей:

Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.

У нерпы есть ласты и хвост.

У нерпы рождаются детёныши-бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

 - Почему нерпа толстая?

Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

- Что такое продух?

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (несколько матов), на которых будет нерпа отдыхать.

Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).)

Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.

После окончания игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Космическое путешествие»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Космическое путешествие» Цель: Обогащение представления детей о космосе, составление интеллектуальной карты «Космос». Задачи: Образовательные – Учить творчески и инициативно...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Читайте также

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»