«Посиделки»
Сценарий непосредственной образовательной деятельности в средней группе

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

К.Д. Ушинский.

 

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Знакомя детей с предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляя эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.

Чтобы сделать процесс ознакомления с историей России увлекательным и интересным в группе прошла тематическая неделя «Русское народное творчество», совместно с детьми и их родителями мною в группе был оформлен уголок «Русская изба», составлен конспект и проведено итоговое мероприятие для детей «Посиделки».

 

Образовательная область «Социализация»

Цель

Знакомство детей с русским народным бытом.

Задачи по образовательным областям.

«Коммуникация»

Формировать образную речь детей.

Употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки.

Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти.

«Познание»

Углублять знания детей об особенностях предметов старинного русского быта.

Развивать любознательность, расширять кругозор детей

«Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

«Музыка»

Развивать интерес к русской народной музыке, желание ее слушать, отзывчивость при восприятии народных музыкальных произведений.

«Художественное творчество»

Использовать средства изобразительной деятельности для закрепления знаний о народно-прикладном искусстве.

«Физическая культура»

Развивать мелкую моторику рук,

Накапливать и обобщать двигательный опыт детей по средствам русской народной игры.

Материал.

Предметы быта: горшки, миски, вышитая скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотенца (рушники), ухват, кочерга, веник, сарафан, косоворотка.

Художественный материал: карандаши, раскраски «Дымковская игрушка».

Музыкальный материал: аудиозаписи «Русская народная музыка».

 

Ход занятия.

Занятие проводится в групповой оформленной под русскую избу.

Воспитатель встречает детей.

- Здравствуйте гости дорогие!

- Хорошему гостю хозяин рад!

- Много гостей, много и новостей.

В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, плели лапти корзины, делали игрушки для детей. Такие вечера назывались посиделками.

А сейчас ребята осмотрите «избу» и назовите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти - плетёные, коврик вязаный.

А сейчас ребята я приглашаю вас на посиделки.

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим

Поклоняясь, отведать просим.

Девочка принимает каравай, благодарит с поклоном.

Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру Арина

Долгая Арина, встань выше овина

Рученьки сложи, чьё имя укажи

Хожу, гуляю вдоль караваю.

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю.

Вспитатель: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

— Без труда не выудишь рыбку из пруда.   Лиза

— Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.     Катя

— Скучен день до вечера, коли делать нечего.     Олеся

— Рабочие руки не знают скуки.               Милена

— Разговорами кашу не сваришь.               Миша

— Сделал дело – гуляй смело.                   Эвелина

Ребята, а, как вы можете объяснить   пословицу: Сделал дело – гуляй смело.                  

Я приготовила для вас загадки, а отгадки вы можете найти в нашей «избе».

Кто отгадает, тот покажет, как пользоваться отгадкой.

— Кто в избе рогат?          (Ухват)

— Бычок рогат, в руках зажат,

    Еду хватает, а сам голодает.       (Ухват)

— Чёрный конь скачет.             (Кочерга)

— Кривая собачка в печку глядит.     (Кочерга)

— Шипит, кипит, всем чай пить велит.         (Самовар)

— Никогда не ест, а только пьёт да кипяток льёт.     (Самовар)

— Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает.     (Веник)    

— Сорок братцев вместе живут, мусор метут.         (Веник)    

Дети отгадывают загадки

А сейчас давайте послушаем шутки – прибаутки.

Дима и Катя

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А, что делаешь?

—  Помогаю Петру.

— А Пётр, что делает?

— Да на печи лежит.

Даня и Олеся

— Ты пирог съел?

—  Нет не я.

— А вкусный был?

— Очень!

Пошутили, пора бы нам и поработать.

Раскрасить для малышей игрушки.

А что бы наши пальчики хорошо трудились надо их размять. Музыкально – пальчиковая гимнастика «Зеркало».

А после работы всех приглашаю на чай с караваем.

 

Использованная литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

3. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Читайте также

Лэпбук «Городецкая игрушка»

Лэпбук «Городецкая игрушка» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Городецкая игрушка является той составляющей культурного...

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...