«Посиделки»
Сценарий непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.
К.Д. Ушинский.
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Знакомя детей с предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляя эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.
Чтобы сделать процесс ознакомления с историей России увлекательным и интересным в группе прошла тематическая неделя «Русское народное творчество», совместно с детьми и их родителями мною в группе был оформлен уголок «Русская изба», составлен конспект и проведено итоговое мероприятие для детей «Посиделки».
Образовательная область «Социализация»
Цель
Знакомство детей с русским народным бытом.
Задачи по образовательным областям.
«Коммуникация»
Формировать образную речь детей.
Употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки.
Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти.
«Познание»
Углублять знания детей об особенностях предметов старинного русского быта.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей
«Социализация»
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
«Музыка»
Развивать интерес к русской народной музыке, желание ее слушать, отзывчивость при восприятии народных музыкальных произведений.
«Художественное творчество»
Использовать средства изобразительной деятельности для закрепления знаний о народно-прикладном искусстве.
«Физическая культура»
Развивать мелкую моторику рук,
Накапливать и обобщать двигательный опыт детей по средствам русской народной игры.
Материал.
Предметы быта: горшки, миски, вышитая скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотенца (рушники), ухват, кочерга, веник, сарафан, косоворотка.
Художественный материал: карандаши, раскраски «Дымковская игрушка».
Музыкальный материал: аудиозаписи «Русская народная музыка».
Ход занятия.
Занятие проводится в групповой оформленной под русскую избу.
Воспитатель встречает детей.
- Здравствуйте гости дорогие!
- Хорошему гостю хозяин рад!
- Много гостей, много и новостей.
В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, плели лапти корзины, делали игрушки для детей. Такие вечера назывались посиделками.
А сейчас ребята осмотрите «избу» и назовите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти - плетёные, коврик вязаный.
А сейчас ребята я приглашаю вас на посиделки.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим
Поклоняясь, отведать просим.
Девочка принимает каравай, благодарит с поклоном.
Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру Арина
Долгая Арина, встань выше овина
Рученьки сложи, чьё имя укажи
Хожу, гуляю вдоль караваю.
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю.
Вспитатель: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.
— Без труда не выудишь рыбку из пруда. Лиза
— Хочешь, есть калачи – не сиди на печи. Катя
— Скучен день до вечера, коли делать нечего. Олеся
— Рабочие руки не знают скуки. Милена
— Разговорами кашу не сваришь. Миша
— Сделал дело – гуляй смело. Эвелина
Ребята, а, как вы можете объяснить пословицу: Сделал дело – гуляй смело.
Я приготовила для вас загадки, а отгадки вы можете найти в нашей «избе».
Кто отгадает, тот покажет, как пользоваться отгадкой.
— Кто в избе рогат? (Ухват)
— Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
— Чёрный конь скачет. (Кочерга)
— Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)
— Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
— Никогда не ест, а только пьёт да кипяток льёт. (Самовар)
— Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)
— Сорок братцев вместе живут, мусор метут. (Веник)
Дети отгадывают загадки
А сейчас давайте послушаем шутки – прибаутки.
Дима и Катя
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А, что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Пётр, что делает?
— Да на печи лежит.
Даня и Олеся
— Ты пирог съел?
— Нет не я.
— А вкусный был?
— Очень!
Пошутили, пора бы нам и поработать.
Раскрасить для малышей игрушки.
А что бы наши пальчики хорошо трудились надо их размять. Музыкально – пальчиковая гимнастика «Зеркало».
А после работы всех приглашаю на чай с караваем.
Использованная литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О.Л.Князева, М.Д.Маханева.
3. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина.
Читайте также |
---|
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель: - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...