Итоговое занятие по мотивам народных росписей

Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.

Задачи:

1. Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).

1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

2. Развивающая.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Выставка.

Дымковской игрушки, народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

Предварительная работа.

- Кружковые занятия по мотивам народных росписей в течение 4-х лет.

- Самостоятельная работа.

- Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисования).

Материалы.

- гуашь разных цветов

- кисть № 3

- палитра, ложечки

- силуэт дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды

 

Ход занятия.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель.

Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.

Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.

Отгадайте-ка загадку.

 

Загадывает загадку.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

 

Воспитатель.

Что такое Дымка?

 

Дети.

Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.

 

Воспитатель.

Много сказочных мест в России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-поселок

Окоймлен лесами уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

 

Загадывает загадку Гжель.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

 

Воспитатель.

Что такое Гжель?

 

Дети.

Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.

После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

 

Воспитатель.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

 

Загадывает загадку Городец.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки 

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

(Городец)

 

Воспитатель.

Скажите, что же такое

Городецкая роспись?

 

Дети.

Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева.

Готовые изделия покрывают лаком.

 

Воспитатель.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

 

Загадывает загадку Хохлома.

Разные ложки и ковши 

Ты разгляди-ка не спеши. 

Там трава вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

 

Воспитатель

Что такое Хохлома?

 

Дети.

Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д.

Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

 

Воспитатель

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте траве.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

 

Какую роспись я еще не назвала?

 

Дети.

Жостовская роспись. Это роспись по железу.

Знамениты жостовские подносы.

Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.

Фон может быть синий, зеленый.

 

Воспитатель.

Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по росписи.   На столах всё необходимое для работы.   Мастера, вы можете приступать к работе.

♫ Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует.Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Космическое путешествие»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Космическое путешествие» Цель: Обогащение представления детей о космосе, составление интеллектуальной карты «Космос». Задачи: Образовательные – Учить творчески и инициативно...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Читайте также

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»