Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника»

(Конспект занятия по развитию речи в старшей группе)

Цель: Формирование правильной грамматической структуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать навыки фонематического восприятия; умения обобщать, классифицировать; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Упражнять в делении слова на слог; словообразовании; в подборе антонимов, родственных слов.

3. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

4. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее; названия рек: Ижма, Печора, Ухта, Вычегда, Сысола, Мезень; названия рыб: окунь, язь, щука, сиг, хариус, ерш.

Материалы и оборудование: сундук с замком, письмо, солнце с лучиками, картинки - изображения фруктов, карточки «четвертый лишний», речка, изображения рыб, изображение дерева, листочки; аудиозапись «звуки реки»; банка, ручка, матрешка, ложка, тарелка, кошелек.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

1. Ребята, сегодня у нас в группе гости! Давайте с ними поздороваемся и пожелаем им здоровья! (здравствуйте!) Раз, 2.3.4.5 – становитесь в круг играть!

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы все с вами вежливы, добры, ласковы. Давайте сделаем глубокий вдох… и вдохнем в себя всю красоту, доброту, свежесть, а выдохнем все обиды, огорчения и злобу! молодцы! А себе сейчас давайте пожелаем ласково - доброго утра! А поможет нам в этом волшебный клубочек (Вика, подай пожалуйста мне волшебный клубочек) Доброе утро Викуличка! и т. д.

2. Какое хорошее слово доброта! А, что такое доброта? (доброта - душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношение ко всему живому на земле, стремлении помочь, причём не требуя за это благодарности).

Давайте тихонечко скажем слово – доброта. О ком или о чём можно сказать добрый? Кто такой добрый человек?

Ребятки, а давайте попробуем составить новые слова о добром человеке. Я вам буду предлагать два слова, а вы из двух слов будете придумывать – одно новое слово! (добро и сердце - добросердечный), (добро и душа - добродушный; (добро и привет – доброприветливый), (добро и желание - доброжелательный). Вот сколько много новых сложных слов мы придумали! Молодцы!

Основная часть.

3. Посмотрите, ребята, что это? Сундук. – А на сундуке висит – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» (дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали. Покрутили. Потянули

И открыли! - Замок, мы открыли, молодцы!

- Ой, ребята, а здесь письмо! (воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, с переходом в старшую группу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Отгадка на мою загадку поможет отыскать вам клад!».

Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. А вот и загадка:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце. (Правильно.)

4. А, почему солнце поможет отыскать клад? (Солнце является источником света для всех живых существ на Земле. Свет – без солнечного света мы не могли бы видеть.

- Посмотрите вот оно – солнышко (воспитатель достает из сундука и крепит на магнитной доске изображение солнца)

- Только почему-то оно какое? (грустное, тусклое, печальное)

Дети: У него нет лучиков.

Воспитатель: Наш волшебник его заколдовал, а лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко освещало наш путь надо найти все лучики и расколдовать их. Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания

А вот и первый лучик, давайте его расколдуем

5. Задание № 1. «Назови одним словом»

груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

понедельник, среда, пятница, воскресенье (дни недели)

клубника, малина, смородина, крыжовник (ягоды)

утро, ночь, день, вечер (части суток)

кошка, собака, корова, свинья (животные)

Кепка, шапка, фуражка, косынка, панамка – головные уборы;

Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;

Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;

Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;

Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;

Роза, астра, гвоздика, фиалка, тюльпан – цветы. Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, лучик расколдовали! (прикрепляем к солнышку)

6. Задание № 2. Игра «Хлопушки»

(следующее задание, вам нужно с помощью хлопков разделить слово на слоги)

(воспитатель показывает картинки слов, а ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог)

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

«Слова – родственники» Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовод) Как называются растения, которые растут в саду? (садовые) мы сейчас с вами произнесли слова похожие по смыслу, такие слова называются родственными.

Назовите, какие слова – родственники мы с вами произнесли?

7. Задание № 3. Игра «Что лишнее?» (а следующее задание вам предстоит сделать за рабочими столами, пожалуйста занимайте место, вам предстоит совместная работа в бригадах. Ребятки на столах лежат карточки! Необходимо внимательно рассмотреть то, что на них нарисовано! назвать лишнюю картинку в ряду и объяснить почему. Молодцы, еще лучик расколдовали! (прикрепляем к солнышку)

8. Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался. Изображаем плавание.

А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

9. Задание № 4. Ребята, а на нашем пути впереди река! А, вы знаете какие реки есть в нашей Коми Республике? (ухта, печора, вычегда, ижма)

В.: Скажите, что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

- Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке? (рыбы)

Ах, дети, наших северных рыбок заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать (картинки рыб дети относят к реке)

10. Молодцы, ребята! Вы очень помогли рыбкам, но к сожалению, рыбы не умеют разговаривать и не могут вас поблагодарить. Но они любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (а, какие разные улыбки вы сейчас узнаете. Я буду читать начало предложения, а вы договаривать конец. Договорились? Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка), Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина), Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в наших северных реках и сейчас они начнут готовиться к зиме (их тело покроется слизью как шубой, они опустятся на глубину, потому что на дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы)

А, вы большие молодцы, еще один лучик расколдовали! (прикрепляем к солнышку)

11. Задание № 5. Я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте - все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку, а перед этим сделаем гимнастику: дудочка, заборчик, качели (открыли ротик, кончик языка за верхние зубки, кончик языка за нижние зубки)

Над цветком кружит и жужжит Зук. (Жу-жу-жу- я с ежами не дружу)

Осенью на прогулку я надеваю Сапку. (Ша-ша-ша - уложили малыша) В обед вся наша семья собирается за большим Штолом. (Со-со-со- поломалось колесо) Воспитатель: какие вы молодцы и ещё один лучик расколдовали.

12. Чтобы расколдовать следующий лучик, необходимо выполнить такое задание

(посмотрите на столе находятся разные предметы: давайте назовем их - банка, ручка, матрешка, ложка, тарелка, кошелек) Вам нужно назвать из чего сделан предмет и сделать вывод какой он)

Если ручка сделана из пластмассы, то…Блюдце из фарфора… Кошелек из кожи …

Матрешка из дерева…Ложка из металла…Банка из стекла…

Молодцы, еще один лучик расколдовали! (прикрепляем к солнышку)

13. Ребята, посмотрите, на нашем пути выросло … дерево. А, что есть у дерева? (ствол, ветки) Есть листочки? дети: Нет, листьев нет.

Воспитатель: Ребята, оказывается, чтобы расколдовать лучик необходимо подарить нашему дереву листья и выполнить ещё одно задание: «Скажи наоборот». Надо назвать противоположное по смыслу слово и прикрепить листок на дерево (на листочках написаны слова)

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Потолок – пол

Длинное – короткое

Сильный – слабый

Узкая - широкая

Веселая – грустная

Смеется – плачет

Лежит – сидит

Закрыть – открыть

Надевает – снимает

Слова на листочках обозначают – предмет (кто или что), признак предмета (какой, какая, какое, какие), действия предмета (что делает, что сделать).

14. Ребята, мы расколдовали последний лучик. Ура! Вот и засияло солнышко.

Каким оно стало (ярким, лучистым, веселым …) и мы теперь обязательно найдем клад, спрятанный волшебником. Посмотрим, что же написано на ярком солнце: "Ребята! Вы просто молодцы! Раз солнышко засияло, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 3 шага вправо, 2 шага вперед. С наилучшими пожеланиями. Волшебник".

15. Ура! Мы нашли клад! Поздравляю вас с переходом в старшую группу! Вам понравилось наше необычное путешествие? А выполнять разные задания? молодцы. Предлагаю пойти на улицу и вспомнить какие испытания мы прошли, что вам больше всего понравилось? а в чем были трудности? в следующий раз, я предлагаю вам пофантазировать на тему: Если бы я был волшебником, то …



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с…

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с папой» Цель: доставить детям радость от участия в совместном празднике с папами;...

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную...

Читайте также

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...