Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования

В настоящее время в связи с постоянным ростом количества учебной информации, которую необходимо усвоить школьнику, проблема формирования учебных компетенций через игру приобретает особую остроту. Вопросы активации познавательной деятельности младших школьников с помощью игр относятся к одной из наиболее актуальных проблем педагогики, психологии, методики.

Значение использования игровых технологий при решении задач федеральных государственных стандартов состоит в том, что они позволяют достичь положительного эффекта: для освоения понятий, тем и областей знаний; в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач.

В системе начального образования предмет «Окружающий мир» обладает огромным мировоззренческим потенциалом: помогает представить реалистичную картину мира, способствует пониманию обучающимися важности учёта особенностей природы в процессе деятельности человека, помогает осознать значение природы для общества как основного источника удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека.

Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс приобретения новых знаний. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности, как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И.Александровой, И.И. Аргинской, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б.Истоминой, Д.Б.Элькониным [4].

Для младших школьников учение - новое и непривычное дело, поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания, памяти [5]. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили

На уроках «Окружающий мир» важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе [6]. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности: замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Так, словесная дидактическая игра «Вершки и корешки» проводится для закрепления знаний о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобные и вершки и корешки. Класс делится на две группы: одна группа называется вершки, а другая - корешки. На столе лежат овощи. Учащиеся первой группы берут себе в руку по вершку, а остальные по корешку. По команде учителя, младшие школьники должны быстро найти себе пару: к своему вершку – корешок [3].

Очень интересны сюжетные игры. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают собственный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого [2].

На уроках «Окружающий мир» используются игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих актуальные экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе [1].

Интеллектуальные игры, требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся шарады, головоломки, задачи-загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу [7].

В начальной школе на уроках «Окружающий мир» учащиеся должны усвоить основы предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой «все в природе взаимосвязано, природа единое целое». Если взрослыми эта идея воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана [3].

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научаются в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определённые возможности для формирования определенных универсальных учебных действий.

Таким образом, различные виды игр на уроках «Окружающий мир» формируют у младших школьников различные учебные компетенции, закрепляют универсальные учебные действия и способствуют оптимальному усвоению учебного материала.

Список использованной литературы

  1. Аникеева, Н.П. Специфика игровой ситуации. Педагогика и психология игры / Н. П. Аникеева. – Новосибирск : НГПИ, 2006. – 121 с.
  2. Бахарев, А.С. Игры и загадки на уроках природоведения / А.С. Бахарев. - СПб.: 2011. – 165 с.
  3. Богданец, Т.П. Экологические игры с младшими школьниками / Т.П. Богданец // Начальная школа: плюс, минус. – 2011. - №8. - С. 31-37.
  4. Большаков, М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с природой / Д.М. Большаков // Начальная школа. - 2015. - №3 – С. 36 -39.
  5. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальной школе. / Е.В. Карпова. - Ярославль Академия развития - 2013. – 254 с.
  6. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2012.–360 с.
  7. Степанова, О.А. Загадки на уроках природоведения. / О.А. Степанова // Начальная школа. - 2014 - № 10.- С. 42-45.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник-развлечение ко «Дню защиты детей» «Бабка Ёжка в гостях у…

Праздник-развлечение ко «Дню защиты детей» «Бабка Ёжка в гостях у детей» Цель: создать праздничное настроение у детей, закрепить знания полученные в...

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе»

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе» (Для детей подготовительного к школе возраста) Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени...

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу»

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу» Цель: Научить детей любить и охранять природу. Задачи: - воспитывать бережное отношение к растениям...

Читайте также

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...

Проект «Семья и семейные ценности»

Проект «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...