ООД «Как Машу правилам учили»
Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города, изучение правил дорожного движения средствами игры.
Задачи:
- создать условия для расширения у детей представлений о правилах дорожного движения, закреплять правила поведения на улицах города, о дорожных знаках, способствовать формированию у детей и родителей ответственного отношения к вопросам дорожной безопасности;
- развивать интеллектуальные и познавательные способности детей: речь, память, внимание, логическое мышление;
- развивать двигательную активность;
- воспитывать грамотного пешехода, приобщать к общепринятым нормам и правилам безопасного поведения на улицах и дорогах;
- воспитывать активность, организованность, умение действовать в команде, желание помогать затрудняющимся;
- вовлечь родителей в процесс формирования навыков осознанного безопасного поведения детей на дорогах
Место занятия в программе дошкольного образования:
- Тематическая неделя «Неделя безопасности»
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Предварительная работа:
- Рассматривание тематического альбома «Безопасная дорога»
- Тематическая экскурсия с детьми и родителями к светофору
- Авторская интерактивная игра «Наш друг светофор»
- Дидактические игры «Да - нет», «Собери знак», «Подбери правильно», «Наша улица», «Угадай-ка»
- Сюжетно-ролевые игры: «Шофёры», «Поездка на автобусе»
- Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД ««Смешарики: Азбука безопасности», «Дядя Степа -милиционер»
- Чтение художественной литературы в детском саду и дома: «Дядя Стёпа», «Три чудесных цвета», «Моя улица» С. Михалков, «Самокат» Н.Кончаловская, «Светофор» В.Кожевников, Б.Житков и др.
Дидактическое обеспечение
Для реализации занятия предлагаются следующие методы:
- Наглядный – интерактивная игра «Наш друг светофор», д/и «Собери знак», карта - схема.
- Словесный - рассказ воспитателя, постановка проблемы, ответы на вопросы педагога, отгадывание загадок; рассматривание наглядного материала.
- Практический – выполнение заданий, п/и «Красный, желтый, зелёный», «Топнем - хлопнем».
Средства:
- д/и «Собери знак», интерактивная игра «Наш друг светофор», карта-схема.
Способы:
- Озвученная презентация – зарядка «Солнышко»;
- подвижные игры.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие» - решение проблемной ситуации; формирование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах города; загадки о геометрических фигурах, интерактивная игра «Наш друг Светофор»
- «Художественно-эстетическое развитие» - восприятие музыки, рисование на асфальте;
- «Речевое развитие» - беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, чтение ранее заученных стихотворений;
- «Социально-коммуникативное развитие» - взаимодействие со взрослым и сверстниками в ходе совместной деятельности;
- «Физическое развитие» - выполнение ОРУ под музыку; повышение двигательной активности во время подвижных игр, развитие мелкой моторики в ходе выполнения пальчиковой игры.
Мотивация: Маша и Зайчик из мультфильма «Маша и медведь» искали клад, пришли в город и потерялись и попали в беду. Что делать?
Предполагаемый результат:
Дети
- знают основные правила перехода проезжей части, дорожные знаки, что обозначают сигналы светофора;
- Знают правила безопасного поведения на улице, дороге;
- Понимают, какие негативные последствия могут быть, если не соблюдать ПДД.
Родители:
- осознают важность, и причастность к воспитанию у детей правил личной безопасности;
- понимают важность своевременного обучения детей умению ориентироваться в дорожных ситуациях;
- являются примером для подражания.
Рефлексия:
- Свободная деятельность с макетом «Наша улица»;
- Дидактические и интерактивные игры;
- Просмотр обучающих мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дорогах»
- Рисование мелками на асфальте
Ход квест - игры:
Маша из мультфильма «Маши и медведь» – в бинтах приходит в группу
Воспитатель: Машенька, что с тобой случилось?
Маша:
С Зайцем мы гулять пошли.
Карту старую нашли.
На той карте чудо знак,
Где закопан старый клад.
Мы его искать пошли
И до города дошли.
К чучелу какому-то подошли -
Зазевались, заболтались,
Разбежались, потерялись.
Я пошла, там красный свет -
Ох, случилось много бед
Под машину я попала
Друга зайца потеряла…
Что делать? Как его искать? И с картой разобраться не могу?
Воспитатель: Маша, вы с Зайчиком, что не знаете, на красный свет – прохода нет.
Маша: Нет!
Воспитатель: А правила дорожного движения вы знаете?
Маша: А что это за правила? И что это за чучело такое трёхглазое? (показывает на светофор на экране)? У нас в лесу такого нет.
Воспитатель: Не переживай Машенька, я думаю, наши ребята расскажут что это такое, помогут тебе найти друга и разобраться с картой. А наши родители нам помогут. Согласны?
Воспитатель: Итак, ребята, что же это за предмет с весёлыми огоньками? Для чего его ставят на улице? Где его ставят?
(На интерактивной доске макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)
Инсценировка «Светофор»
1-ый ребенок: Все вниманье!
Все вниманье!
Говорит вам жёлтый свет.
Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет!
Не спешите, посмотрите
Посмотрите на меня!
Не спешите, потерпите
До зелёного огня!
2-ой ребёнок: Вот теперь идите смело,
Пешеходам путь открыт,
Проходите, разрешаю,
Не беда, что я один
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин.
3-ий ребёнок: Красный свет-сигнал тревоги
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на местах.
Даже если вы спешите
На работу иль в кино
Подождите, подождите
Подождите всё - равно!
Воспитатель: Ну что, Маша, поняла, что значит светофор.
Воспитатель: Ребята, а как сейчас мы называемся? (Пешеходы). Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? (Тротуар). Посмотрите, как много машин едут по дороге, а кто знает, как она называется? (Проезжая часть). Как можно перейти проезжую часть? (По пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора)
Маша: Спасибо вам, ребята! Теперь я буду знать, где и как надо дорогу переходить.
Дети и родители выходят на улицу.
Воспитатель: Маша, ребята, родители, посмотрите на обороте карты, что –то написано. Давайте прочитаем (родители читают). «Скорее отправляйтесь в путь, искать клад! Чтобы клад вам найти, испытаний много придется пройти! Найдите в пяти секретных местах записки, что давно там лежат! По карте смело вы идите, друзей с собою всех возьмите, в пути друг другу будь подмогой, смело шагайте по стрелке строгой! Если честно все пройти, клад вас ждет в конце пути».
Воспитатель: Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть смелыми и сильными, выносливыми и дружными. (Выполняется музыкальная разминка «Солнышко»)
Отправляемся в путь, будем следовать по маршруту (по стрелочкам).
Первое задание под знаком светофор:
Один из родителей (накидка светофор) раздаёт карточки с цветовыми сигналами светофора и предлагает: «Я буду загадывать вам загадки, а вы должны подумать и поднять ту карточку, о которой говорится в загадке». А Дамиру, я предлагаю искать нужный сигнал в интерактивной игре «Наш друг светофор» (экран с интерактивной игрой):
1. Этот свет нам говорит:
Стой, опасно, путь закрыт! (красный)
2. Что за свет вспыхнул впереди
Скажет он: «Препятствий нет!
Смело в путь иди! (зелёный)
3. Если этот свет в окошке,
Подожди ещё немножко.
Подожди ещё чуть-чуть
Будет вновь свободен путь. (жёлтый)
4. Перекрёсток оживился,
Стал свободен переход,
Смело двигайся вперёд. (зелёный)
5. Этот свет означает - хода нет!
Стоп, машина, стоп, шофёр,
Тормози скорей мотор! (красный)
6. Свет мигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт! » (зелёный)
Молодцы, ребята вы справились с первым заданием! Никто не ошибся. Я надеюсь, что на улице вы будете так же внимательно следить за сигналами светофора.
Отправляемся по стрелочкам дальше.
Второе задание: «Собери знак»
Детей встречает родитель: сотрудник ГИБДД
Дети и родители делятся на 6 групп, на 6 столах разложены по два дорожных знака, которые нужно собрать
(«Движение на велосипеде запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Автобусная остановка», «Осторожно, дети», «Светофор», «Больница»)
- Все собрали правильно. Молодцы!
Следующее задание: «Подумай - ответь»
Маша: мне в больнице дали картинки и сказали, что это какой-то транспорт, только я не знаю какой.
Воспитатель: ребята тебе помогут и назовут и скажут как нужно себя вести в нем. А родители назовут правила ожидания общественного транспорта на остановке (автобус - общественный транспорт. В нем нельзя шуметь, залезать с ногами на сиденья, отвлекать водителя, высовываться из окон, (объясняют, почему этого нельзя делать) а нужно спокойно стоять, держась за поручни, уступать место и т.д.) (Ответы родителей).
Воспитатель: А давайте вспомним, какой транспорт мы ещё знаем:
Пальчиковая игра «Транспорт»
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Четвертое задание: «Сказочный транспорт»
Участники должны назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.
- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
- Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету).
- Личный транспорт Бабы Яги (Ступа)
Вопрос для родителей: Какие правила перевозки детей в автомобиле вы знаете? (В детском автокресле, пристегнув специальным удерживающим устройством, на заднем сиденье автомобиля)
- Молодцы, ребята, родители! И с этим занятием вы отлично справились. Отправляемся дальше.
Стоп! Проезд закрыт! Задание пятое:
- Что обозначает этот дорожный знак?
- Осторожно, поезд! Впереди железная дорога.
- Чтобы отправится дальше на поезде, необходимо приобрести билет.
Дети отгадывают загадки и занимают свой вагончик (билет - карточка с изображением геометрической фигуры)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
- Ну, пожалуй, и довольно!
- Что ты видишь? - ... (Треугольник)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... (Квадрат)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок…(Поезд)
- Ту, ту, ту! Поехали! Ту! Ту!
Наш поезд прибыл на конечную остановку. А теперь, детвора, ждет еще вас игра. Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный». Шарики и обручи трех цветов (красный, желтый, зеленый). Пока звучит музыка, дети передвигаются по площадке, а по ее окончании собраться в обруч цвета шариков в правильном порядке. Родители меняют месторасположение обручей
Выбегает Зайчик: Маша! Маша! Друзья мои!!! Я здесь!!! Уж думал, все, пропал. Спасибо, что нашли меня.
Воспитатель: ребята, посмотрите на карту, где-то здесь спрятан клад. (В песочнице стоит флажок. Дети в песке ищут клад: сундучок с книгой С. Волкова «Про правила дорожного движения», диском «Азбука безопасности на дорогах, раскраски для Маши и Зайчика и мелками для рисования)
Ребята, а давайте ещё раз напомним Маше и Зайчику правила дорожного движения, чтобы они никогда больше не попали в беду
Игра малой подвижности «Топни - хлопни»
1. Дети бегут по пешеходному переходу (топают).
2. Девочка с мамой переходят дорогу по пешеходному переходу (хлопают).
3. Девочка катается на роликах по проезжей части (топают).
4. Дети играют в футбол на проезжей части дороги (топают).
5. Дети прицепились к общественному транспорту (топают).
6. Люди ждут автобус на автобусной остановке (хлопают).
7. Дети переходят дорогу на зеленый сигнал светофора (хлопают).
8. Мальчик ведет девочку через дорогу в неположенном месте (топают).
9. Дети играют на автобусной остановке (топают).
10. Пешеходы идут по тротуару (хлопают).
Нашему путешествию подошёл конец,
А кто знает правила дорожного движения -
Тот молодец!!!
- Рефлексия: семейный конкурс рисунков на асфальте, просмотр «Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дорогах»
Список использованной литературы
- Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий./ Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей»
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Читайте также |
---|
Спортивный досуг «Город подвижных игр»
Спортивный досуг «Город подвижных игр» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Игры всегда поднимают настроение, уберегают...
Сценарий выступления детей в честь годовщины победы великой Советской армии…
Сценарий выступления детей в честь годовщины победы великой Советской армии над фашистской Германией Звучит музыка из кинофильма «Офицеры» - «От героев...
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...