Занятие для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Тема: Дифференциация «Л» - «Р»

Цель: Буквы Л - Р. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.

  • Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
  • Учить соотносить звук с символом.
  • Закрепление знаний о буквах Л, Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
  • Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Игра «Повтори, не ошибись».

Я буду называть названия зимующих птиц, а вы внимательно послушайте, запомните и повторите.

Свиристель, снегирь, воробей, голубь;

Голубь, синица, ворона, воробей;

Свиристель, синица, клест, дятел;

Ворона, голубь, синица, клест;

Дятел, клест, снегирь, синица;

II. Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика:

Заборчик;

Вкусное варенье;

Маляр.

2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку».

Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются, щеки не надуваются.

Все снежинки улетели, и получился снегопад.

3. Повторение чистоговорок:

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

4. Беседа:

Какие звуки мы с вами проговорили четко?

Какой буквой обозначаются эти звуки?

5. Чтение слогов:

ЛА   РО   ЛУ   РЫ;

РА   ЛО   РУ   ЛЫ;

6. Игра «Правильно, не правильно».

Послушайте слова, если оно правильное – поднимите зеленую фишку, если ошибочное – то красный цвет.

Ладуга – радуга; Ландыш – рандыш;Карусель – калусель;Каландаш – карандаш;Работа – лабота;Ласточка – расточка;Шар – шар;Волосы – воросы.
 
7. Игра «Повтори, не ошибись».
 
ЛА – РА – ЛА; ЛО – ЛУ – РУ; РО – РО – ЛО; АР – ОР – ОЛ; ЛЫ – РЫ – РЫ; АР – АЛ – АР; ОР – АЛ – ОР; УР – ЛУ – ЛУ.
 
ФИЗМИНУТКА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».
 
Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. А потом — на коньках, Но упали мы. Ах! А потом снежки лепили, А потом снежки катали, А потом без сил упали. И домой мы побежали. 8. Чтение предложений:
 
У мамы мыло.Мама мыла Лушу.Мыла мылом.У Ромы мыло.Рома мыл раму.Мыл хорошо. У Лоры шары.Лора мыла шар.У Лоры сыро.

Что означает это слово? Что означает это предложение?

9. Закрепление:

ЛА     ЛО       ЛУ       ЛЫ;

СЛА   СЛО     СЛУ   СЛЫ;

ШЛА ШЛО   ШЛУ   ШЛЫ;

СЛУ       ХЛА     САЛО     СУХО   СЫР   ХОРОШ;

СЛУХ   ХЛАМ   СЫРО   МЫЛО СЫР   ХОРОШО.

III. Итог.

С какой буквой познакомились?

При чтении слогов, паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!


Список литературы:

  1. Баскакина И.В. День рождения «Р». Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Р» / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис – Пресс, 2007 год.
  2. Баскакина И.В. Приключения «Л». Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Л» / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис – Пресс, 2007 год.
  3. Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997 год.
  4. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей / И.А. Кравченко. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  6. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
  7. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки «Р», «Л». – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
  8. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Р»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.
  9. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Читайте также

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...