Конспект занятия на тему «Александр Пересвет - брянский богатырь»

Программное содержание:

1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях, их подвигах, о богатыре Аександре Пересвете, его значении в Куликовской битве, почему Александру Пересвету поставлен памятник в Брянске.

2. Развивать интерес к истории своей Родины, родного края, умение работать в микрогруппах, оценивать работу товарищей.

3. Воспитывать гордость за своё Отечество, малую Родину, желание познавать культуру своего народа.

Активизация словаря: герой, богатырь, кольчуга, шлем, поножи, щит, меч, лук со стрелами, копьё, палица, ручище, кулачище, голосище, силища, сапожище, рубашище, дубинище.

Обогащение словаря: День героев Отечества, Покровская гора, А.Пересвет, город Пересвет, катер Пересвет, локомотив Пересвет, улица им. А.Пересвета.

Материал к занятию: проектор, детские рисунки портретов богатырей, иллюстрации с изображениями богатырей, их подвигов, Покровской горы, памятника А.Пересвету, презентация к рассказу о А.Пересвете, отрывок из мультфильма «Пересвет и Ослябя», листы с заданиями, папка «Богатыри земли русской».

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и Калин-царь», «Алёша Попович и Тугарин-змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», рассматривание иллюстраций к былинам, рассматривание одежды богатырей, их оружия, словарная работа по тексту рассказа о А.Пересвете, рисование портретов богатырей, беседа о героях Отечества.

Ход занятия

- Ребята, завтра наша страна отмечает День героев Отечества.

- Скажите, кого мы называем героями?

- Правильно, это люди, которые жертвовали собой во имя Отечества. Они могли бы поступить по-другому. Однако спасали свою страну, свой народ от вражеских захватчиков. Они делали все, чтобы мы сохранились как нация, жили счастливо.

К этому Дню мы подготовили выставку портретов русских богатырей для ребят старшей групп , чтобы тоже познакомить их с этим праздником Днём героев Отечества. Вот сколько портретов. Маша, расскажи о своём богатыре? (Рассказ нескольких детей.) После каждого рассказа спросить: Понравился вам рассказ Маши? Чем запомнился? Что интересного рассказал о богатыре Илья?
- Ребята, какие качества характерны богатырям?

- Ребята, вы все говорите, что богатыри сильные, могучие, мужественные. Я предлагаю вам сказать о богатырях в увеличительной форме. Например: У богатыря не рука, а- ручище, не кулак-кулачище, не голос- голосище,

не сила – силища, не сапог, а сапожище, не рубаха, а рубашище, не дубинка, а дубинище.

- Богатыри зорко охраняли границы нашей Родины, давайте поможем богатырю собраться в поход. (Дид.игры «Оденем богатыря», «Доспехи богатыря».) Я предлагаю вам проверить ответы друг друга. Поменяйтесь заданиями. Если считаете, что ответ неправильный, положите красный кружок.

- Что носил богатырь? (рубаху – под кольчугу, Кольчугау - воинский доспех в виде рубашки из металлических колец; шлем – воинский головной убор из металла; поножи – металлическая защита на ногах) Какое оружие было у древних воинов? (Щит, меч, булава, лук со стрелами, копьё, кинжал, палица – дубинка из металла.)

- Как передвигались богатыри? (богатырский конь).

- Молодцы ребята, давайте сложим карточки в нашу папку.

- Предлагаю вспомнить о подвигах богатырей. Разделитесь на три команды по 4 человека в каждой. У меня в руках три конверта. Возьмите любой. Вам нужно узнать богатыря и подобрать иллюстрации его подвигов.

- Вы узнали своих богатырей? Кто у вас? Какие подвиги он совершил?

- Молодцы ребята, и эти иллюстрации мы положим в нашу папку.

- Ребята, а сейчас я задам вам трудный вопрос. Богатыри жили очень -очень давно. Почему же мы о них помним?

- Всё правильно, в старину говорили: «Кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает. А кто предков своих стыдиться, тот через это срамиться». Всем надо хорошо знать свою историю, никогда не забывать тех, кто принёс великую славу своей Родине.

-Давайте покажем, каков богатырь:

Физкультминутка «Богатыри». Дети стоят в кругу.

Богатырь – вот он каков: (до 3 мин.2-3 раза)

Он силен, он здоров, (Показываю силача)

Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял, (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри! (Руки на пояс)

- Ребята, а в Брянске есть места, связанные с богатырями? Посмотрите, вы узнаёте это историческое место?

- Это Покровская гора - место, где располагался древний Брянск.

- Кто увековечен в этом памятнике?

- Вы хотите узнать, чем прославился Александр Пересвет? Я вам расскажу, а вы постарайтесь запомнить. (дети садятся на стулья).

Давным-давно среди густых дремучих лесов на высоком холме, с которого открывался вид на широкую, глубоководную реку Десну, стоял древний город Брынь. Так в старину называли наш город. Жили в нём кузнецы да ремесленники, крестьяне, да торговый люд. А правил городом брянский князь Владимир Всеволодович. И дружил князь с брянским боярином Александром Пересветом, который имел великую силу и крепость, величеством и шириной превзошёл, и умел был к военному делу. (Показ изображения А. Пересвета в воинских доспехах.) Однажды пришёл Перевсет на берег красавицы Десны и сказал: «О, светло-светло и прекрасно украшенная земля родная. Всё ты дала мне: и доброе имя, и богатырскую силу, и булатный меч, дай же мне и верного коня. Буду я объезжать тебя из края в край и беречь от врагов». И только произнёс он эти слова, как вдруг видит: мчится по берегу Десны чудесный конь вороной шерсть с отливом, ноги длинные, а хвост и грива по ветру. Пересвет даже присвистнул от удивления, а конь тут же подскочил к нему и стал рядышком. Заглянул богатырь коню в глаза, а в них великая радость светится. Не раз Пересвет на своём богатырском коне защищал Брянскую землю от врагов. Но потом Александр Пересвет постригся в монахи. (Показ изображения А.Пересвета в монашеской одежде.)

- Однажды хан Мамай разослал во все концы своего царства указ: хлеб не сеять, домов не строить, а идти на Русь войной! Собралось огромное войско разбойников и двинулось на Русь.

шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

На защиту Отечества поднялся весь русский народ. Среди них был Александр Пересвет на своём богатырском коне. Оба войска – русское и татарское встретились на Куликовом поле.

На Куликовом поле в ряд

Стоит могучий наш отряд.

Напротив войско из татар

Набег хотят они вершить

И русских полностью разбить.

По древнему обычаю перед началом общего сражения встречаются самые сильные богатыри противников.

Орда послала биться Челубея,

Он силой богатырской богатырский был овеян.

Выехал Челубей вперёд и рассмеялся над русскими, закричал зычным голосом: «Нет среди вас богатыря равного мне, могучему Челубею. Кто осмелится сразиться со мной» (отрывок из мультфильма «Пересвет и Ослябя»). И битва сразу началась,

И кровь рекою полилась!

Был сломлен натиск у Татар,

И был разбит Мамаев стан!

Победа! Русская победа!

- С тех давних пор, со времён Куликовской битвы, помнит народ брянского богатыря Александра Пересвета.

-В народе есть пословица – «Богатырь умрёт, имя его останется».

Подвиг Александра Пересвета помнят не только на Брянской земле. Недалеко от Москвы, есть город, который называется Пересвет. В этом городе тоже поставлен памятник А.Пересвету (слайд).

По реке Непрядве, что протекает недалеко от Куликова поля, ходит прогулочный катер «Александр Пересвет» (слайд). Наш знаменитый машиностроительный завод, БМЗ, выпускает современный, комфортабельный локомотив «Пересвет» (слайд). Одна из улиц нашего города в Советском районе носит название богатыря - улица имени Александра Пересвета.

- Вот какой славный богатырь жил на нашей Брянской земле.

- Давайте ещё раз вспомним, где находится памятник богатырю Пересвету?

- Где ещё упоминается имя нашего земляка А.Перевсета?

- Ребята, а вы хотели бы быть похожими на русских богатырей? Почему?

- Нашей стране нужны такие люди? Почему?

- (Чтобы беречь нашу Родину от врагов, чтобы отразить врага в любую минуту, защищать слабых, бороться со злом.)

- Как вы думаете, в наше время есть такие люди?

- Я вам даю задание: дома с родителями подобрать материал о людях, которых можно назвать богатырями.

- Предлагаю положить и эти фотографии в папку. Вот сколько нового и интересного мы можем рассказать ребятам старшей группы и в праздничный день подарим им нашу папку.

Коли богатырь стоит на страже,

То может быть из нас уверен каждый,

Что от врагов любых защищены

Все рубежи родной страны!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Читайте также

Лэпбук «Городецкая игрушка»

Лэпбук «Городецкая игрушка» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Городецкая игрушка является той составляющей культурного...

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...