Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Число 7. Цифра 7»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (ФЭМП, сенсорное развитие, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира).
«Социально – коммуникативное развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие игровой деятельности (дидактические игры), приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
«Физическое развитие» (развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта).
«Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи (формирование словаря).
«Художественно – эстетическое развитие» (приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного и эстетического вкуса; приобщение к музыкальному искусству)
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Конспект организованной образовательной деятельности.
Возраст: подготовительная к школе группа для детей с нарушением зрения
Тема: «Число 7.Цифра 7».
Название организованной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные
Количество
- Закрепление знаний о составе числа 7. Формировать умение раскладывать число 7 на два меньших и составлять из двух меньших большее (взаимосвязь целого и частей).
- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (прямой и обратный счёт в пределах 10); называть последующее и предыдущее число к обозначенному цифрой; определять пропущенное число.
- Совершенствовать навыки количественного и обратного счёта в пределах 10.
Ориентировка во времени.
- Закреплять знания детей последовательности дней недели: называть дни недели по порядку, следующий день недели и предыдущий.
Форма
- Уточнить знания о геометрических фигурах: их элементах, некоторых
свойствах; формировать представление о многоугольнике.
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность при рисовании.
- Побуждать и поощрять стремление детей внимательно слушать товарищей, помогать им и дополнять их ответы.
Стимулировать интерес к математическим занятиям, используя интеграцию детской деятельности: познавателъно - исследовательскую, игровую, продуктивную, чтение (восприятие поэтического слова, загадки).
Развивающие
- Формировать элементы учебной деятельности, развивая зрительное и слуховое внимание при постановке учебной задачи.
- Совершенствовать координацию руки и глаза, продолжать развивать мелкую моторику рук
Коррекционные
- Способствовать охране зрения детей с косоглазием и астигматизмом
через компенсаторную деятельность кожно-двигателъного
анализатора, развивая его тактильную чувствительность.
Предшествующая работа:
Образовательная деятельность в процессе:
- Непосредственной организованной деятельности;
- В процессе организации различных видов детской деятельности;
- В ходе режимных моментов;
- В самостоятельной деятельности детей
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
1. Цифры демонстрационные.
- Модели косточек домино.
- Модель поезда с окошками.
- Набор демонстрационных геометрических фигур.
- Мяч.
- Цветные полоски (по цветам радуги).
Раздаточный:
- Карточки с изображением числовых фигур (с разным количеством точек).
- Цветные карандаши, простой карандаш.
- Модели яблок.
- Карточки с цифрами.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
Математическая разминка (игры с мячом).
- Игра Мяч по кругу»: счёт цепочкой от 1 до 10 и от 10 до 1. Дети становятся в круг и предают мяч друг другу, называя при этом только одно, следующее число.
- «Назови число»: закрепление знания числового ряда.
- Назови число, которое при счете идёт после 4, 8, 6;
- Назови число, которое при счете идёт перед числом 3, 5, 7;
- Назови число на 1 больше 6, 4, 9;
- Назови число на 1 меньше 10, 8,5;
- Назови число, которое при счёте идёт между числами 2 и 4, 7 и 5, 7 и 9, 10 и 8.
2. Основная часть.
2.1 Дидактическое упражнение «Вставь пропущенные цифры».
Дети садятся за столы.
Обращаю внимание детей на «числовой ряд» с пропущенными цифрами на доске. Предлагаю найти и вставить пропущенные цифры, объяснить, почему вставили именно эти (2-3 задания).
Уточняю, напоминаю, что для этого нужно вспомнить порядок счёта, последующие и предыдущие числа и обозначение пропущенного числа цифрой.
Добиваюсь от ребёнка, выполняющего задание, обобщённого пояснения-ответа, почему он поставил такую цифру, и какие числа будут предыдущим и последующим к числу («числа-соседи»), обозначенному выставленной цифрой. («Поставил цифру 7, потому что она обозначает число, которое стоит после числа, обозначенного в числовом ряду цифрой 6, и перед числом, которое обозначено цифрой 8. Числа-соседи 7- это 6 и 8, поэтому я поставил(а) цифру 7»).
2.2. Упражнение «Дни недели».
Предлагаю детям отгадать загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний
(Дни недели.)
Дети отгадывают загадку и объясняют как догадались. Задаю детям вопросы:
- Сколько дней в неделе? (7.) Назовите дни недели в правильной последовательности. (На каждый день недели выкладывается цветная полоска по цветам радуги: понедельник –красная, вторник – оранжевая, среда – жёлтая и т.д.).
- Что получилось? (Радуга.)
- Сколько цветов у радуги? (Тоже 7.)
- А какой сегодня день недели? (Четверг.)
- А какой будет завтра? (Пятница.)
- А какой был вчера? (Среда.)
2.3. Дидактическое упражнение «Домино».
- Сейчас я вам предлагаю вспомнить состав числа 7, т.е. из каких двух чисел можно составить число 7.
На доске модели 5-6 домино с различным числом точек. У детей на столах числовые фигуры с таким же количеством точек.
- Рассмотрите кости домино. Выберите из них те, где 7 точек.
Один ребёнок на доске, а остальные - у себя на столах отбирают варианты: 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.
- Из каких двух чисел можно составит число7? (6 и 1,5 и 2, 4 и 3).
- Какие еще есть варианты? Вы их не назвали. (1 и 6, 2 и 5, 3 и 4).
Чтобы не забыть состав числа 7, давайте заполним цифрами пустые окошки поезда и отправимся на прогулку:
- Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? (6+1=7).
- Как получить 7, если есть уже5? (5+2=7).
- Сколько надо прибавить к 4, чтобы получилось число 7? (4+3=7).
Все окошки заполнены цифрами и мы можем отправляться на прогулку.
2.4 Игра малой подвижности «Яблоки».
Воспитатель предлагает детям выйти на лужайку и поиграть в игру, в которой они поупражняются в счёте «на ощупь». Для этого нужно отправиться в сад, предлагает воспитатель, в котором растут... .фруктовые деревья («Молодцы!), а на них- фрукты (« Умницы!).
Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: «Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые, и маленькие детки» («Яблоко» - «Правильно!» - хвалит воспитатель).
Снимает салфетку с подноса и предлагает каждому взять модель яблока. Объясняет правило игры: нужно на ощупь определить количество семечек в нём ..., после этого найти и встать возле той цифры, которая соответствует этому количеству.
После выполнения задания дети (2-3) отвечают на вопрос: «Возле какой цифры они стоят и почему?» («Я стою возле цифры 5, потому что в моём яблоке я «нащупал» пять семечек»). Для уточнения правильности ответа предлагаю детям взаимопроверку (1-2).
2.5. Дидактическое упражнение «Дополни до 7».
Задание выполняется в рабочих тетрадях за столами (Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…», математика для детей 6-7 лет, часть 2, стр. 16, задание №3).
Задание выполняется самостоятельно под руководством педагога. Демонстрационный материал остаётся на доске для самоконтроля.
- Посмотрите на ниточку бус. Сосчитайте бусинки. (6).
- Дорисуйте карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7. Сколько бусинок вы дорисовали? (1).
- Напишите в пустом «окошке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6+1).
Аналогично выполняются 2 следующих задания.
Обобщение:
- Из каких 2-х чисел можно составить число7? Дети отвечают.
2.6 Подвижная игра «Живые цифры».
Предлагаю поиграть в подвижную игру. Скажу, что каждый из играющих будет вагончиком в математическом поезде. У каждого вагона будет свой порядковый номер («живые цифры»). По сигналу до окончания музыки все вагончики должны быстро, дружно, в правильном порядке встав за паровозом (в прямом или обратном), составить «математический поезд».
Объясню правила игры: все дети - «вагончики», получив цифру и запомнив её, должны вспомнить, за вагоном под каким номером необходимо встать, чтобы не перепутать порядок поезда, если счёт будет прямой, и за каким вагоном - если счёт будет обратным.
Спрошу 1-2 детей, буду добиваться правильного ответа («У меня цифра 5, значит номер вагона 5-ый, поэтому, если счёт будет прямой, то я встану за 4-ым вагоном; если счёт будет обратный, то встану за номером 3-им»).
По сигналу, после слов («в прямом» или «в обратном» порядке встать), дети должны успеть под музыку составить по порядку вагончики «математического поезда». По окончанию музыки сравниваем: в каком порядке быстрее выстраиваются вагончики («живые цифры») - в прямом или обратном.
У 1-2 детей в каждой игре буду закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке.
По окончанию игры на «поезде» дети отправляются за столы.
2.7 Дидактическое упражнение «Найдите лишние фигуры».
Предлагаю сесть на стулья и внимательно рассмотреть расположенные в ряд на доске геометрические фигуры и назвать их. На доске в ряд расположены геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапеция.
Уточняем с детьми, чем они похожи и чем отличаются, делаем вывод (все фигуры одинаковой величины и одного цвета, но разные по форме).
Предлагаю подумать и ответить: какая лишняя? (Овал.) Почему? (Нет углов.) Овал снимается с доски.
Уточняем, что все оставшиеся фигуры имеют углы. Напоминаю, что их можно назвать одним словом. Уточняем, каким? (Многоугольники!)
Выясняем, одинаковое ли количество углов у всех многоугольников, есть ли среди них отличная от всех фигура. Какая? (Треугольник - у него три угла, а у всех остальных - по 4-ре!)
Уточняем, как одним словом можно назвать эти многоугольники - четырёхугольники!
Предлагаю 2-3 детям дать определение им (Многоугольники, у которых по 4-ре угла, называются четырёхугольниками.)
3. Заключительная часть.
Вспоминаем с детьми, что они делали сегодня на занятии (путешествовали, играли в разные математические игры).
Уточняю, что
- Закрепили знания о составе числа 7;
- закрепили прямой и обратный счёт (считали и «на ощупь»);
- повторили знания и узнали новое о геометрических фигурах и другое. Спрошу детей, понравилось ли им играть, и будут ли они сейчас играть в эти игры на прогулке.
Читайте также |
---|
Воспитание маленького гражданина
Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...
Использование Интеллект-карт в ДОУ
Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...
В нашем садике родном, очень весело живем
В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...