Консультация по теме: «Развитие связной речи»

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.

Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, увидев эффективность наглядного материала, но совершенствуя их по-своему, в течение пяти лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения

словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.

Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.

Это что? (вопрос)

Какого цвета фрукт? (Цвета)

Круг, овал. (Какой он формы?)

Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?)

Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?)

Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?)

Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)

1

ЯБЛОКО - это фрукт. Оно красного, зеленого, желтого цвета. Яблоко большое, круглое. Оно вкусное, сладкое и полезное. Я люблю яблоко. Оно растет на дереве, в огороде. Из него готовят компоты, варенья и соки.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

2

Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:

для дошкольников среднего возраста - таблицы на 6 клетках;

для дошкольников старшего возраста - таблицы на 9-12 клетках;

для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.

Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.

3

Мнемотаблицы-схемы используются:

при заучивании стихов,

при пересказах художественной литературы,

при обучении составлению рассказов,

при отгадывании и загадывании загадок,

для обогащения словарного запаса.

Я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, игрушках, животных, насекомых, об одежде, посуде, овощах и фруктах.

4

С помощью мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы.

5

С городами Республики Татарстан.

67

Рассказ по мнемотаблице: название города произошло от слово «казан» - котел. Городу 1000 лет. В 2004 году знаменитому Казанскому государственному университету исполнилось 200 лет. На берегу озеро Кабан находится татарский академический театр. Также в городе есть знаменитый театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. В Казане жил и работал известный историк, врач Карл Фукс. В центре города есть прекрасный парк, который носит его имя. В национальной библиотеке Казани очень

много литературы, свыше 5 миллионов книг. Самая старинная мечеть Казани, которая сохранилась в первозданном виде до наших дней - это Азимская мечеть. Казань богат и своими музеями: музей имени Габдуллы Тукая, краеведческий музей, филиал Эрмитажа,

музей изобразительного искусства и многие другие.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который помогает ребенку выбирать, находить наиболее хорошие, удачные решения, оформлять их в единое произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность,

Для изготовления этих картинок не требуются особые способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст стихотворения. На следующих занятиях дети рассказывают стихотворение без использования мнемосхемы.

Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:

-раздаточный материал;

-выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов: увеличилась продуктивность запоминания; появляется желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты; игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детях уверенность в успех ; словарный запас выходит на более высокий уровень.

Поэтому, чем раньше будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.



Новые публикации

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Мы - строители» в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Мы - строители» в подготовительной к школе группе Задачи. Образовательные: 1. Способствовать умению детей строить по замыслу, используя при...

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Читайте также

Рабочая программа второй младшей группы «Колокольчик» на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа второй младшей группы «Колокольчик» на 2016-2017 учебный год   1. Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа Детского сада «Росинка» разработана в соответствии...

Конспект развлечения на воде с детьми старших групп на тему…

Конспект развлечения на воде с детьми старших групп на тему «Лягушата и цапля» (Начало учебного года)   Задачи: - Воспитывать самостоятельность, смелость во время выполнения упражнений...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе по теме: «Таежный олень»

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе по теме: «Таежный олень»   Программное содержание: 1.1. Учить изображать оленя, передавая характерные особенности (туловище-цилиндр, голова, ноги, шея-цилиндры)...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие творческих и познавательных интересов детей 2 – 3…

Актуальность Ранний возраст - очень важная ступень в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Потребность в рисовании заложена у ребёнка на генетическом...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Родничок"       Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  « Откуда хлеб на столе » Подготовила воспитатель:...

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности»Котовой Т.В.

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности» Программное содержание: -   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - Воспитывать чувство самоуважения и...

Проект "В детский сад с улыбкой"

Паспорт проекта Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство