Сайт для воспитателей детских садов



Консультация по теме: «Развитие связной речи»

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.

Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, увидев эффективность наглядного материала, но совершенствуя их по-своему, в течение пяти лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения

словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.

Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.

Это что? (вопрос)

Какого цвета фрукт? (Цвета)

Круг, овал. (Какой он формы?)

Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?)

Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?)

Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?)

Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)

1

ЯБЛОКО - это фрукт. Оно красного, зеленого, желтого цвета. Яблоко большое, круглое. Оно вкусное, сладкое и полезное. Я люблю яблоко. Оно растет на дереве, в огороде. Из него готовят компоты, варенья и соки.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

2

Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:

для дошкольников среднего возраста - таблицы на 6 клетках;

для дошкольников старшего возраста - таблицы на 9-12 клетках;

для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.

Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.

3

Мнемотаблицы-схемы используются:

при заучивании стихов,

при пересказах художественной литературы,

при обучении составлению рассказов,

при отгадывании и загадывании загадок,

для обогащения словарного запаса.

Я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, игрушках, животных, насекомых, об одежде, посуде, овощах и фруктах.

4

С помощью мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы.

5

С городами Республики Татарстан.

67

Рассказ по мнемотаблице: название города произошло от слово «казан» - котел. Городу 1000 лет. В 2004 году знаменитому Казанскому государственному университету исполнилось 200 лет. На берегу озеро Кабан находится татарский академический театр. Также в городе есть знаменитый театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. В Казане жил и работал известный историк, врач Карл Фукс. В центре города есть прекрасный парк, который носит его имя. В национальной библиотеке Казани очень

много литературы, свыше 5 миллионов книг. Самая старинная мечеть Казани, которая сохранилась в первозданном виде до наших дней - это Азимская мечеть. Казань богат и своими музеями: музей имени Габдуллы Тукая, краеведческий музей, филиал Эрмитажа,

музей изобразительного искусства и многие другие.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который помогает ребенку выбирать, находить наиболее хорошие, удачные решения, оформлять их в единое произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность,

Для изготовления этих картинок не требуются особые способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст стихотворения. На следующих занятиях дети рассказывают стихотворение без использования мнемосхемы.

Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:

-раздаточный материал;

-выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов: увеличилась продуктивность запоминания; появляется желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты; игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детях уверенность в успех ; словарный запас выходит на более высокий уровень.

Поэтому, чем раньше будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.





Новые публикации

Мой подход в работе с детьми

Мой подход в работе с детьми Одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в...

Как подготовить малыша к поездке в отпуск

Как подготовить малыша к поездке в отпуск Вопрос, как организовать летний отдых с наибольшей пользой для здоровья ребенка, волнует всех родителей...

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подг…

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества: Добрым быть совсем не просто …» Цель:...

Читайте также

Конспект интегрированной непосредственно-организованной деятельности в средней г…

Конспект интегрированной непосредственно-организованной деятельности в средней группе на тему «Удивительные открытия»   Цель: сформировать у детей интерес к познавательно-исследовательской через опыты, эксперименты. Задачи. Формировать у...

Конспект занятия «В кругу семьи. Портрет моей мамы»

Конспект занятия «В кругу семьи. Портрет моей мамы»   Тема: Музейная встреча. В кругу семьи: «Портрет моей мамы». Возрастная группа: старшая группа. Интеграция образовательных областей: «Речевое...

Сценарий образовательной ситуации в 1-ой младшей группе. Тема: «В гости к гусю-к…

Сценарий образовательной ситуации в 1-ой младшей группеТема: «В гости к гусю-капитану!» (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»)   Тип ситуации: Итоговая. Цель: проверка...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

План работы с родителями

План работы с родителями в средней группе на 2019-2020  учебный год Цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели необходимо...

Проект «Что нам Осень принесла»

Проект «Что нам Осень принесла» (краткосрочный) Срок проведения 16.09.2019 – 30.09.2019 Тип: тематически-познавательный Цель проекта: Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в дошкольном...

Рабочая программа "Давайте поиграем…

Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере обществен­ной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Рос­сию, перед необходимостью реформирования образователь­ной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики...

Репка

Репка

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство