Сайт для воспитателей детских садов



«Роль познавательных сказок в процессе умственного развития ребёнка»

 

На формирование мыслительных операций ребёнка большое внимание оказывают приобретаемые им математические, экологические, экономические и другие представления. Это необходимо для познания окружающего мира и для успешного обучения в школе.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически обосновывает свои действия.

Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.

Социально-личностное развитие одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Общаясь ребёнок принимает нормы поведения среди сверстников, учиться тому как выходить из трудных ситуаций, познаёт границы дозволенного, учиться решать эмоциональные проблемы, узнаёт мир, узнаёт себя и окружающих. При слушании сказок социального характера дети узнают, что надо находить друзей, потому что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»), надо быть вежливым и надо уметь общаться («Сказка о невоспитанном мышонке»).

Старшие дошкольники могут усваивать экономические представления. Этому способствуют познавательные сказки экономического характера. Дети познавая азы экономики в сказочной форме начинают понимать, что такое реклама, что такое деньги, что такое товар. Содержание сказок разворачивается в виде проблемной ситуации. При их решении у ребёнка развивается самостоятельность, логичность, оригинальность мышления. Можно использовать сказки: «Как муха и её семья чайную открыли» (Е. Терехова), «Как мужик на базаре корову продавал» (В. Колесникова).

В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки - «рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». В сказках- «рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними дети узнают много нового о живой природе.

Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса можно использовать занимательные проблемные ситуации. Это помогает соединить сказка. Можно использовать такие сказки: «Волшебный город» (Л. Пономарёва), «Приключения Единицы» (Н. Дильман), «Золушка» (Н. Малых).

Познавательную сказку можно использовать и в речевом развитии детей. Со старшими дошкольниками в логопедической работе можно использовать такие сказки как «Живые звуки», «Как Буква А всех подружила» (И. Тебенькова), «Как слуга Пётр за зельем ходил» (А. Кожевникова).

Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.

Прежде чем приступить к рассказыванию нужно самим проработать текст: сделать анализ, выделить тему, подготовить наглядный материал. Перед рассказыванием надо настроить детей на слушание. Для этого можно использовать сюрпризный момент, появление персонажа. Сказки надо рассказывать регулярно. Именно рассказывать, а не читать. При этом эмоционально, выразительно и ярко. Не надо забывать про учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Познавательные сказки надо преподносить последовательно, учитывая усложнение материала. Для активации мыслительной деятельности можно применять разнообразные виды театра, иллюстрации и различные проблемные ситуации.

При рассказывании педагог выступает, как артист, как рассказчик и как режиссёр волшебного спектакля, в котором участвуют дети.

Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей, представлений об окружающем мире, а также общем развитии ребёнка.





Новые публикации

Дидактическая игра «Развитие логики»

Дидактическая игра «Развитие логики» Игра «Развитие логики» предназначена для детей в возрасте 4 – 7 лет. При помощи этой игры ребенок развивает...

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!»

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!» Паспорт проекта Тема: «Быть здоровыми хотим». Цель: повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи: Способствовать сохранению...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста…

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие по городу» Программное содержание: 1. воспитывать патриотическое чувство к родному городу, бережное отношение ко всему...

Читайте также

Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие с Колобком»

Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие с Колобком» Программное содержание: развивать воображение: формировать продуктивное воображение, навык определения целого по части; развивать речь; развивать...

Конспект занятия поКонспект занятия по аппликации для детей старшего возраста де…

Конспект занятия по аппликации для детей старшего возраста детского садаТема «Коврик» Цель: Выполнить аппликацию нитками «Коврик» Задачи: 1. Познакомить детей с разными видами...

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Зеленый, Желтый, Красный»

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Зеленый, Желтый, Красный» (средняя группа) Программные задачи: закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; систематизировать знания...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Сценарий праздника в старшей группе …

Дети старшего возраста входят в зал под песню «Наши мамы самые красивые» Ведущая:                                                                                                                                                             С    годами, став взрослее, в чувствах строже,                      Вдруг сердцем начинаешь понимать.                         Нет человека ближе и дороже,                        Чем...

Проект в старшей группе "Клуб юных …

     Пояснительная записка Дети по природе своей-исследователи. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с различными...

Развлечение в старшей группе "День …

Цель: расширение и систематизация знаний о космосе, об истории его освоения и первых космонавтах. Воспитание гордости за свою страну. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, музыка, физическая культура. Предварительная работа: беседы с...

Праздник лета на полянке сказок

Праздник лета на полянке сказок Праздник начинается на площадке детского сада. Каждый участок группы оформлен соответственно сценарию – станция «Сказочная», «Лесная», «Музыкальная», «Морская», станция Забав и станция «Спортивная» Звучит сказочная музыка. Под...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство