Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда берётся звук, о механизме включения лампочки в люстрах, о сигнализации в машине и многом другом, о том, как работают различные устройства изнутри. У детей - дошкольников велико желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними. Так в дошкольном возрасте развивается новое направление - техническое конструирование, которое позволяет изучать простые механизмы, развивать элементарное конструкторское мышление.

Кроме того, современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

В соответствии с содержанием парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» технология организации непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определенную структуру.

Одним из структурного компонента является схемы, карты, условные обозначения (символический материал).

Символизация - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного (С. И. Ожегов).

Изучение деятельности детей старшего дошкольного возраста педагогами-исследователями и практиками показывает, что использование символического материала в техническом конструировании ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению). Таким образом, очень важным для развития навыков технического конструирования является умение детей старшего дошкольного возраста работать в конструировании с символическим материалом.

В ходе работы с детьми в направлении технического конструирования, наблюдая за их деятельностью, мы выявили некоторые проблемы, например, многие дети старшей группы сложно понимают смысл рисунков, с трудом устанавливают последовательность построения схем. Некоторые дети практически не используют символический материал. Мы предположили, что трудности связаны с тем, что в работе с детьми символический материал в конструировании используется недостаточно, бессистемно.

В данной статье мы предлагаем описание способов целенаправленного использования символического материала в процессе организации технического конструирования с детьми старшей группы при помощи электронного конструктора «Знаток».

Конструктор «Знаток» - это замечательный ресурс, для формирования умений использовать символический материал в техническом конструировании. Данный конструктор состоит из наборов электронных блоков и соединений. Работа с ним позволяет детям самостоятельно или с помощью взрослого конструировать электрические цепи, собирать схемы и приборы.

Для конструктора «Знаток» характерны простота соединений и ясность описания, что очень важно для детей дошкольного возраста.

В набор входят инструкции, наглядные пособия - это символический материал, который помогает построить готовую или задуманную конструкцию.

Как и в конструировании из других видов конструкторов, мы используем следующие формы работы: по схеме, по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по схеме с конструктором «Знаток» осуществляется за счёт предоставления такого символического материала, как фото готовой постройки, а также электрических схем. Мы определили эту форму как первый этап изучения символического материала в данном виде конструирования. Сначала дети строят по готовой фотографии, изображенной в инструкции, а после изучения названия деталей и соответствия и схематическому изображению некоторые постройки строят уже по схемам. Как и в инструкции, в схеме каждая деталь обозначена определенным цветом и промаркирована. В нашем опыте, изучив и апробировав предложенные взрослыми схемы, дети предложили создать собственную картотеку схем для строительства.

Вторым этапом по изучению символического материала стало конструирование по образцу. На данном этапе происходит работа с моделью. Символом здесь является готовая постройка, отражающая лишь существенные признаки и свойства объекта, который нужно создать детям. Дети, проанализировав постройку, выясняют, из каких деталей она состоит, как можно воспроизвести готовый объект, какие детали и схемы добавить, а также порядок и приёмы выполнения отдельных операций сборки и отделки. По результатам анализа образца осуществляется процесс конструирования собственного объекта.

Третий этап - конструирование по условиям, которое заключается в описании изделия, включающим в себя общие технические требования к готовой конструкции. Описание может быть устным, знаковым (написанным буквами или символами, чертежами и т.д.). На этом этапе часто предлагается детям проблемная ситуация. Новое конструктивное умение вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. Например, как починить сломанный пропеллер у Карлсона или световой сигнал на игрушечной полицейской машине. Дети изучают описание и предлагают различные способы решения проблемы.

Четвертый этап - дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. На данном этапе формируется умение детей осуществлять собственный выбор материала. Дети самостоятельно решают, что и как они будут конструировать. Для изготовления конструкции требуется применить известные детям ранее материалы, имеющиеся у них инструменты и усвоенные ранее приемы для данной деятельности. Дети ставят перед собой цель, планируют её, подбирают необходимые детали, реализовывают замысел, за счёт изменения готовых схем и получения новых. Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развития творческого мышления детей, для проявления их самостоятельности.

Педагог на каждом этапе занимает разную позицию. На этапе конструирование по схемам, педагог - наставник, который показывает, обучает, направляет. На этапе конструирования по образцу педагог – помощник, наставник. На этапе конструирования по условиям, педагог – мотиватор, помощник. На последнем этапе, педагог – наблюдатель.

После каждого строительства той или иной конструкции обязательно проходит совместный анализ данного изделия. Дети и педагог обсуждают технические постройки, выявляют проблемы, с которыми столкнулись дети во время конструирования.

Работа с символическим материалом при создании построек из конструктора «Знаток» проводилась как во время занятий по конструированию, так и в свободное от занятий время. Таким образом, дети имели возможность закрепить освоенные приемы и навыки работы с символическим материалом. Мы создавали ситуации для индивидуальной работы детей с конструктором и для подгрупповой, чтобы дети могли делиться наработанными вариантами, моделями, способами и вариантами построек.

Ведение целенаправленной работы с детьми по использованию символического материала при конструировании из конструктора «Знаток» продолжалось в течение учебного года.

Наблюдение за детьми на этапе перехода в подготовительную группу показали следующие результаты:

- дети изучили основные названия компонентов конструктора «Знаток» и его символический материал;

- умеют читать символический материал и конструировать по нему;

- умеют изменять символический материал под свой замысел;

- применяют сделанные конструкции с помощью электронного конструктора «Знаток» в быту.

По результатам нами были разработаны рекомендации для воспитателей МБДОУ д/с № 24 по формированию у детей дошкольного возраста умений использовать символический материал при работе с конструктором «Знаток». В рекомендации включены все этапы и формы работы с детьми по изучению символических материалов, что позволит заинтересованным педагогам эффективно работать в направлении технического конструирования.

 

Список использованных источников:

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. Самара: Вектор, 2018. 79с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: «Сфера», 2014.
  4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: «Карапуз», 1999.

Интернет источники:

6. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-sposobnosti-k-simvolizaci-v-poznavatelnom-razviti-doshkolnikov.html

Криущенко Т. Освоение и использование знаково-символических средств дошкольниками (публикация).



Новые публикации

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...

Читайте также

Мнемотехника в форме лепбука как средство обучения детей дошкольного возраста…

Мнемотехника в форме лепбука как средство обучения детей дошкольного возраста разговорному английскому языку Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом и...

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Информационно-творческий проект в младшей группе «К нам прилетели снегири»

Информационно-творческий проект в младшей группе «К нам прилетели снегири» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы № 10 (3-4 лет), родители...

Читайте также

Организация комплекса мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших дошкольников…

Организация комплекса мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших дошкольников посредством игровых приемов Работа по развитию творческих способностей младших дошкольников может...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели»

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели» Программное содержание. - упражнять детей в чтении слогов, чётком проговаривании звуков в словах; - закреплять умение...

Игра-путешествие «В гости к Зимушке-зиме»

Игра-путешествие «В гости к Зимушке-зиме» Тема: Игра-путешествие «В гости к зимушке-зиме» Формы работы: Дидактические игры и упражнения, беседы, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций Цель: Формировать элементарные математические...





В блогах

Факторы успешной адаптации ребенка к школе.

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе - одна из главных задач воспитателей и психологов ,родителей. Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, - это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и...

Мастер-класс

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейротренажера « умная восьмерка», применение которого возможно в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейротренажера « умная восьмерка», способствующая умственному и физическому развитию дошкольников. 2. Повысить мотивацию к овладению...

Конспект родительского собрания «Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно»

24 мая 2023 года в группе «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка состоялось родительское собрание.   Конспект родительского собрания «Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно» Цель: повышение педагогической компетентности родителей по проблемам: Обеспечения безопасности жизнедеятельности; Повышение ответственности...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшей группы.

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей. Тема  «Наш любимый детский сад» Дидактическая игра  «Какого цвета предметы в нашей группе» Цель: учить детей называть цвет с указанием признака. Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи. Ход игры. Воспитатель...