«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗЕ он называется «Системный оператор» (В ТРИЗЕ используются различные методы и приёмы. «Системный оператор» один из методов ТРИЗ технологии), цель которого, дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.

В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».

Что он из себя представляет? Это квадрат или прямоугольник, который разделён на 3, 5, 9 частей (экранов).

Как же работает «системный оператор»? Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. С помощью загадки мы узнаем, какой объект находится в окошке №1. В окошке №1 находится система-объект, который мы собираемся изучить. Перечисляем его разнообразные свойства, признаки.

Окошко №2 - это подсистема, то что входит в систему, ее составные части.

Окошко №3 - надсистема-некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

Окошко №4 - прошлое: чем/кем был раньше? Какими были его свойства, возможности?

Окошко №5 - будущее: что произойдет с объектом через некоторое время? Почему? Каким будет его внешний вид, функции, как будет называться и т.п.

5, 9-тиэкранки доступны в большей мере для детей старшего дошкольного возраста. Их я и использую в работе со своими детьми. Для более успешного порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение «Что-то» автор М.С. Гафитулин.

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы «системного оператора» в детском саду, то получится примерно следующее:

Система: Дом

Подсистема: окно, крыша, стены и т. д.

Надсистема: улица, город, поселок и др.

Прошлое: раньше был пещера, шалаш; ветки, солома, камни; часть природы: горы, лес.

Настоящее: сейчас дом… . Он...

Будущее: многоэтажка; «умный дом» - система управления; часть вселенной, моря.

В ходе работы, дети рассказывают, затем я открываю экран (выставляю нужную карточку). Ребенок также может самостоятельно использовать карточки для заполнения окошек. Ребенок может закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Не всегда рассматриваются все экраны в одной игре или на одном занятии, можно остановиться на одном экране, расширить знания (например, части дерева: жилкование листьев, строение корневой системы, какие бывают ветви и т.п.).

Если система детям уже хорошо знакома, например, система-дерево, мы можем его рассмотреть во временных отрезках, например, осеннее дерево и т.д.

«Волшебный экран» можно использовать также для пересказывания сказок и рассказов, придумывания сказок и рассказов.

Для детей младшего дошкольного возраста используют 3-хэкранки. Её называют «Системный лифт». Он может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме, надсистеме. Например, Дикие животные, живут в лесу, зоопарке, цирке- ЛИСЕНОК (Какой он? Рыжий, хитрый, игривый, пушистый. Назовите его ласково. Как его будут называть, когда он вырастет?)

Горизонтальный «системный лифт» помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Например, прошлое: луковица - настоящее: проросший лук-будущее: блюда с луком, лекарство от простуды, семена лука и т.п.

Заключение.

В заключение своего доклада мне бы хотелось сказать, что с помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. «Системный оператор» позволяет развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; растет словарный запас, развивается связная речь ребенка; «системный оператор» преподносит знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о пассажирском и...

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему:…

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему: «Овечка» (Старшая группа) Цель: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой аппликации. Задачи: формирование умений...