«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗЕ он называется «Системный оператор» (В ТРИЗЕ используются различные методы и приёмы. «Системный оператор» один из методов ТРИЗ технологии), цель которого, дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.

В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».

Что он из себя представляет? Это квадрат или прямоугольник, который разделён на 3, 5, 9 частей (экранов).

Как же работает «системный оператор»? Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. С помощью загадки мы узнаем, какой объект находится в окошке №1. В окошке №1 находится система-объект, который мы собираемся изучить. Перечисляем его разнообразные свойства, признаки.

Окошко №2 - это подсистема, то что входит в систему, ее составные части.

Окошко №3 - надсистема-некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

Окошко №4 - прошлое: чем/кем был раньше? Какими были его свойства, возможности?

Окошко №5 - будущее: что произойдет с объектом через некоторое время? Почему? Каким будет его внешний вид, функции, как будет называться и т.п.

5, 9-тиэкранки доступны в большей мере для детей старшего дошкольного возраста. Их я и использую в работе со своими детьми. Для более успешного порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение «Что-то» автор М.С. Гафитулин.

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы «системного оператора» в детском саду, то получится примерно следующее:

Система: Дом

Подсистема: окно, крыша, стены и т. д.

Надсистема: улица, город, поселок и др.

Прошлое: раньше был пещера, шалаш; ветки, солома, камни; часть природы: горы, лес.

Настоящее: сейчас дом… . Он...

Будущее: многоэтажка; «умный дом» - система управления; часть вселенной, моря.

В ходе работы, дети рассказывают, затем я открываю экран (выставляю нужную карточку). Ребенок также может самостоятельно использовать карточки для заполнения окошек. Ребенок может закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Не всегда рассматриваются все экраны в одной игре или на одном занятии, можно остановиться на одном экране, расширить знания (например, части дерева: жилкование листьев, строение корневой системы, какие бывают ветви и т.п.).

Если система детям уже хорошо знакома, например, система-дерево, мы можем его рассмотреть во временных отрезках, например, осеннее дерево и т.д.

«Волшебный экран» можно использовать также для пересказывания сказок и рассказов, придумывания сказок и рассказов.

Для детей младшего дошкольного возраста используют 3-хэкранки. Её называют «Системный лифт». Он может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме, надсистеме. Например, Дикие животные, живут в лесу, зоопарке, цирке- ЛИСЕНОК (Какой он? Рыжий, хитрый, игривый, пушистый. Назовите его ласково. Как его будут называть, когда он вырастет?)

Горизонтальный «системный лифт» помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Например, прошлое: луковица - настоящее: проросший лук-будущее: блюда с луком, лекарство от простуды, семена лука и т.п.

Заключение.

В заключение своего доклада мне бы хотелось сказать, что с помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. «Системный оператор» позволяет развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; растет словарный запас, развивается связная речь ребенка; «системный оператор» преподносит знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.



Новые публикации

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Читайте также

Дидактическое пособие для младшей, средней и старшей группы – Плакат…

Дидактическое пособие для младшей, средней и старшей группы – Плакат «Спецтранспорт» Форматы работы: плакат А2. Цель: Усовершенствовать знания детей о транспорте, которые оборудованы...

Ознакомление с правилами дорожного движения в младшей группе. НОД…

Ознакомление с правилами дорожного движения в младшей группе НОД «Знакомство с грузовой машиной» Цель: Познакомить детей с грузовой машиной. Закрепить назначения...

Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»

Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!» Пояснительная записка В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно-эстетическое развитие (рисование) в старшей группе. Тема: «Корзина с осенними листьями»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе д/игры « Чьи листья? » Задачи: создать условия для: - формирования умений рисовать акварельными красками; - закрепления правил работы с кистью; - развития моторики рук, цветового восприятия, воображения. Ход Яркими красками листья сверкают- Ветер...

"День Нептуна"

План развлечения: Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни. Задачи: Создать радостное настроение детей во время развлечения. Закреплять и совершенствовать приобретенные навыки и умения. Развивать способность детей проявлять смекалку, выносливость, сноровку во время выполнения заданий радоваться успехам других. Предварительная...

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков».   Цель : Закреплять знания детей о дорожных знаках. Задачи:   Дать детям представления о новом дорожным знаком и его значении. Закреплять представления детей об уже...

" Осень , осень в гости просим"

Конспект занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» по теме  «Осень, осень в гости просим» с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в подготовительной к школе группе Программное содержание: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между...