Из опыта работы
ГОУ детского сада компенсирующего вида № 2190
Школа «Неболейка»
Степень здоровья, активности и культуры молодого поколения определяет будущее страны. В последние 10-15 лет в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей. Существенно возросла частота осложнений беременности, а число нормально протекающих родов зарегистрировано только у 30% рожениц, соответственно, только 30% детей рождаются здоровыми.
По материалам государственного доклада о состоянии здоровья населения России, у большинства детей и подростков наблюдаются нарушения психофизического развития, соматопсихические расстройства. Растет число детей «с особыми нуждами». Это больные дети, дети-инвалиды, социальные сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства.
В связи с этим в нашем детском саду силами педагогов и специалистов, работающих в режиме эксперимента, в сентябре 2006 года, было решено открыть школу для родителей под названием «Неболейка». Почему «Неболейка»? Наш детский сад, компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, посещают дети, имеющие различные проблемы со здоровьем. В процессе взросления эти проблемы могут привести к отклонениям, которые по своим последствиям станут более значительнее и могут привести к тяжелым заболеваниям. для того, чтобы избежать подобных проблем, следует как можно раньше начать проводить оздоровительную, профилактическую, коррекционную работу.
Актуальной является проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. За воспитание и образование детей ответственность несут в первую очередь родители. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития интеллектуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей, в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» - гласит Закон российской Федерации «ОБ образовании».
К взаимодействию с семьей, имеющей ребенка с проблемами здоровья, следует подходить с гуманистических позиций, как можно раньше проводить диагностическую и коррекционную работу, социальную адаптацию детей и их близких родственников с целью осознания важности и необходимости здорового образа жизни всех членов семьи. Исходя из этого мы сформулировали задачи школы «Неболейка».
Задачи школы «неболейка»
- Освещение оздоровительно - профилактической и лечебно-коррекционной деятельности медико-педагогического коллектива ГОУ
- Просветительская работа с целью повышения компетентности родителей в вопросах медико-психолого-педагогической помощи детям.
- Вовлечение родителей в активную жизнь детского сада, привлечение к непосредственному участию в оздоровительно-коррекционных мероприятиях с целью приобретения практических навыков по оздоровлению детей.
- Ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни.
- Мотивация родителей на необходимость создания современной здоровьесберeгающей среды в домашних условиях.
- Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у всех членов семьи.
Формы работы школы «Неболейка»
- Лекторий для родителей - родителям предлагается тематика консультаций, семинаров, круглых столов, разработанная и подготовленная специалистами ГОУ: старшим воспитателем, старшей медсестрой, педагогом-психологом, учителем-логопедом, медсестрой по массажу, медсестрой по физиотерапии, инструктором ЛФК, воспитателем по физической культуре, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем.
- Врачебно-консультативный центр – индивидуальное малогрупповое консультирование родителей врачами-специалистами: врачом-ортопедом, врачом педиатром, врачом ЛФК, врачом-физиотерапевтом по интересующим вопросам. В центре функционирует «Почтовый ящик», с помощью которого происходит выявление интереса родителей к различным сферам жизнедеятельности ребенка.
- Информационно-аналитическая работа с родителями (анкетирование и тестирование) - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, проведение социологических срезов.
- Наглядно-просветительская работа - повышение компетентности родителей в вопросах медико-психолого-педагогической помощи детям в соответствии с возрастными критериями и индивидуальными особенностями в психическом и физическом развитии.
- «Уроки для родителей» обучение родителей практическим навыкам оздоровительно-коррекционной, профилактической и развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, для осуществления непрерывности корригирующего эффекта в домашних условиях.
- Открытые показы - освещение оздоровительно-профилактической и лечебно-коррекционной деятельности медико-педагогического коллектива ГОУ. Посещения родителями занятий физической культурой, плаванием, лечебной физкультуры, сеансов массажа и физиотерапии; закаливающих и корригирующих процедур, проводимых в группах; занятий учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога.
- Совместные мероприятия - участие родителей в культурно-массовых и спортивно-развлекательных мероприятиях, запланированных в ДОУ в качестве активных участников (а не зрителей).
- Художественно-творческие «проекты» - творческие задания, нацеленные на развитие самосознания и самооценки, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности ребенка и его ближайшего окружения (семьи и социума).
Тематическая направленность работы школы «Неболейка» определяется годовыми задачами ГОУ д/с компенсирующего вида № 2190, социальным заказом и запросом родителей, выявляемым с помощью «Почтового ящика», анкетирования и опроса родителей.
План работы школы для родителей «Неболейка»
Месяц |
Формы работы |
|||||
Наглядно-просвети-тельская |
Семинары-практикумы, |
Открытые показы, мастер- классы |
Досуговые мероприятия |
Художест-венно-творческие проекты |
Круглые столы, клнферен- ции |
|
Сентябрь |
Ознакомление родителей на собрании с задачами школы «Неболейка», анкетирование родителей для выявления запросов семей по работе школы. Открытие почтового ящика |
Фотовыстака «Вот оно какое наше лето» |
||||
Октябрь |
Выпуск газеты «Родничок» - вопросы адаптации к детскому саду |
«ЛФК вместе с мамой» - для средних групп |
Разные виды утренней гимнастика – средние и старшие группы |
«Играем со звуком» - учитель –логопед для подготови-тельный к школе групп. Игровой досуг – социальный педагог |
Выставка работ из природного материала «Петушок в гостях у Осени» |
|
Ноябрь |
Выпуск газеты «Родничок» - «В школу – здоровым» |
«Успокоим малыша» - виды успокоительного массажа для детей младшего дошкольного возраста «Кинези-массаж» - для старшего дошкольного возраста |
Развивающее занятие с педагогом-психологом «Цветные игры» - младший дошкольный возраст |
«Играем со звуком» - учитель- логопед для старших групп. «В гостях у сказки» - педагог- психолог для старших групп |
«Здоровый образ жизни – залог здоровья навсегда»- выставка рисунков. Мини-музей «От листа к листу» |
Подготовка детей к школе – педагог-психолог, социальный педагог |
Декабрь |
Выпуск газеты «Родничок» - «Подвижные игры на свежем воздухе» |
Народные подвижные игры зимой – воспитатель по физкультуре |
«Фитбол для здоровья» - инструктор ЛФК |
«Новогодние сказки» для детей и взрослых |
Выставка «новый год шагает по планете» |
|
январь |
Выпуск газеты «Родничок» - «Секреты дыхания» |
«Кинези-массаж» вместе с папой |
«Волшебница вода» - инструктор по плаванию |
«Логопе-дические игры дома» - учитель- логопед |
Творческие мастерские. |
|
Февраль |
Выпуск газеты «Родничок» - «Физкультура дома» |
«Владение эмоциями» - тренинг – педагог-психолог ЛФК с мамами – инструктор по ЛФК |
«В гостях у Нептуна» - инструктор по плаванию |
«Наша армия сильна» - досуги |
«Роль бабушки в воспитании детей в совре-менном мире» - педагог-психолог, социальный педагог |
|
Март |
Выпуск газеты «Родничок» - «Ребёнок и компьютер» |
«Формиро- вание культуры здоровья у дошкольников с разным уровнем психо-физического развития во взаимодействии ДОУ с семьёй» -старшие воспитатели |
«Путешествие в страну букваря» - учитель-логопед |
Проектно-творческая деятельность «Куклы наших пра- прабабушек» |
||
Апрель |
Выпуск газеты «Родничок» - «Домашняя игротека» |
День открытых дверей |
«Физкультура, которая лечит» - оздорови-тельный досуг – инструктор ЛФК. «День здоровья» - воспитатель по физкультуре. «Смеяться разрешается» - учитель-логопед |
|||
Май |
Выпуск газеты «Родничок» - «Собираемся в путешествие» |
Досуг «День семьи» - музыкальный руководитель |
Презентации семейных творческих проектов |
Итоговое чаепитие |
||
Подведение итогов работы за год, анкетирование родителей для выявления оценки работы школы «Шеболейка» и запросов на следующий год. Выпуск журнала «Копилка полезных советов» по взаимодействию детского сада и семьи. Составление плана работы на следующий год. |
Читайте также |
---|
Квест для детей в младшей группе «23 февраля»
Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...
Проект «Цветная неделя»
Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...
Занятие-лепка «Человечек»
Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...