Использование физкультурно-оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Нет ничего более ценного для человека, как здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься здоровьесбережением детей с дошкольного возраста систематически и целенаправленно.
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является нарушение речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной память.
В процессе физического воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста используются следующие физкультурно-оздоровительные технологии или их элементы, к которым относятся: гимнастика на фитболах, стретчинг, ритмическая гимнастика, Аква-аэробика, антистрессовая пластическая гимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика. Также различные оздоровительные технологии: подвижные игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия (песочная терапия), музыкотерапия, технологии музыкального воздействия и многое другое. Проводимые физкультурно–оздоровительные технологии являются не только средством профилактики заболеваний, но и способствуют коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного периода.
Укрепление здоровья детей, удовлетворительное физическое развитие влияют на образ жизни ребенка в детском саду, внимательное отношение воспитателей и чувство ответственности всех работников детского сада за каждого воспитанника. В зависимости от направленности стратегии подбора упражнений и методов здоровьесберегающие образовательные технологии классифицируют в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии приоритетны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Важнейшее значение уделяется использованию психолого-педагогических методов, методик, приемов к решению возникающих проблем. Остановимся на некоторых доступных физкультурно-оздоровительных технологиях, используемых в процессе физического воспитания дошкольного возраста. [1]
В нашем дошкольном образовательном учреждении каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности детей с нарушением речи и решает коррекционно-развивающие задачи.
У детей с нарушением речи изменен мышечный тонус, поэтому я, как инструктор по физической культуре особое внимание уделяю упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц. В работе с детьми ОВЗ использую упражнения с фитболами, они позволяют укрепить ослабленные мышцы, спазмированные расслабить, помогают убрать мышечный дисбаланс, формируют правильную осанку. Стретчинг – это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах. В зависимости от целей занятия стретчинг использую: в разминке для подготовки мышц; для развития гибкости; как релаксирующая процедура (в заключительной части занятия). В процессе непосредственно - образовательной деятельности провожу кинезиологическую гимнастику, она активизирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с нарушением речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дистрофии. Поэтому для профилактики этих нарушений в непосредственно образовательной деятельности проводим дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. [2]
Пальчиковая гимнастика - проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, она является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. [7]
Подвижные игры – проводим ежедневно как часть физкультурного занятия на прогулке, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) – система упражнений, направленная на развитие у детей способности чувствовать и улучшать собственное состояние.
Проводим занятия с детьми о важности соблюдения режима дня, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Итогом этих занятий является приобретение знаний и навыков культуры и здорового образа жизни, правил безопасного поведения и действий в непредвиденных жизненных ситуациях.
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Фонетическая ритмика проводится 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений. [3]
Спортивные танцы завоевывают все большую популярность в нашей стране. Учитывая огромный развивающий потенциал, возникает необходимость включения элементов спортивных танцев в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. Элементы танцев благоприятно влияют на все системы организма дошкольников, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, профилактике плоскостопия, коррекция осанки, укреплению мышечного корсета. Темп танца близок к биоритмам человека и его рекомендуют для поддержания кардиореспираторной системы организма, что очень важно для профилактики многих заболеваний детей.
В настоящее время медицина не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому должное внимание необходимо направить на формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни с дошкольного возраста.
Литетатура
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
- Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,2004.126с.
- Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.296с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, 2007.128с.
Читайте также |
---|
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...
Правополушарное рисование в детском саду
Правополушарное рисование в детском саду
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...