Развитие речи дошкольников через нетрадиционную изобразительную деятельность

Задачи:

1. Изучить проблему развитие речи дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Проанализировать влияние средств нетрадиционного художественного творчества с природными материалами на развитие речи дошкольников.

3. Систематизировать опыт по использованию средств нетрадиционного художественного творчества с природными материалами в развитии речи дошкольников.

4. Сформулировать в выводах, обобщить изученный материал по проблеме развития речи дошкольников.

Исследователи выделяют следующие методы и приемы работы по овладению нетрадиционными художественными техниками:

  • объяснительно-иллюстративный (педагог, используя различные средства, сообщает детям готовую информацию – объяснение данной техники, как называется материал, как правильно пользоваться инструментом;
  • репродуктивный (ребенок учится действовать по образцу, приобретая умения и навыки использования знаний);
  • частично-поисковый и исследовательский (ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставленной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной работы, использует полученные знания).

По мнению Т. Н. Дроновой, использование необычных и интересных средств предотвращает утомление детей, способствует самоконтролю, повышает мотивацию к развитию речи, повышает познавательную активность.

А.Н. Никитина в качестве эффективного коррекционно-развивающего средства предлагает использовать нетрадиционные и природные материалы. К ним относят игры и упражнения с использованием «сухого» пальчикового бассейна, массаж с помощью мячика Су-Джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, веревки, счеты, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Из природных материалов используются сосновые и еловые шишки, орехи, крупы, бобы, семена растений, песок, веточки, брусочки, круглые спилы.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности в работе с детьми. Упражнения с нетрадиционными и природными материалами включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые построены по принципу интеграции образовательных областей. Задачи по развитию речи включены не только в область «Развитие речи», и в другие области, например, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Природные материалы используются для выполнения динамических игр, музыкальных распевок, логоритмических упражнений и для тренировки мелких мышц кисти.

Упражнения с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

 - развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие занятия способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитанию усидчивости, формированию учебной мотивации и познавательного интереса. Природный материал помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

В основе работы с природным материалом лежит метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Задания с нетрадиционными и природными материалами (бусы, счеты, веревочки, палочки, камни, шишки, брусочки, часы, колокольчик, вата, поролон, семечки, фасоль и т.д.) направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей. Для этого разработаны комплексы упражнений с шишками, веточками, брусочками, веревочками. Например, «Волшебная веревочка» помогает ребенку проговаривать слоги, слова с заданным автоматизированным звуком, а также произносить предложения, чистоговорки, наматывая веревочку (или ленточку) на пальчик или проводя пальцем по веревочке, как по дорожке лабиринта. Упражнения «Кнопочки» заключаются в проговаривании слогов (слов) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (наклеенные скорлупы орехов, камни, ракушки и т.д.). Из веточек и брусочков дети выкладывают «дорожки», «заборчики», «узоры» вертикально и горизонтально, поочередно, с одновременным проговариванием слогов и слов с заданным звуком. Также дети могут перебирать крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, косточки на счётах, прокатывать ребристое колечко, проговаривая речевой материал. Для развития мелкой моторики рук можно использовать еловые и сосновые шишки: сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.  Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сушеными бобами, фасолью, косточками абрикоса или персика.  

Для развития речевого дыхания у детей можно использовать игры и упражнения в игровой форме: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки, пускать мыльные пузыри. Активно используются пособия «Музыка ветра» из природных материалов, изготовленные родителями воспитанников на организованном мастер-классе.

Благодаря родителям, их участию в различных формах активного взаимодействия: творческая мастерская, родительский клуб, гостиная, практикум по изготовлению нетрадиционных пособий, логопоход для сбора природных материалов, расширяется развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете и речевом центре группы для занятий с детьми.

В результате систематического использования разнообразных практических методов и приёмов с нетрадиционными и природными материалами на занятиях с детьми, ответственного взаимоотношения и взаимодействия семьи и дошкольной организации, у детей формируется интерес к занятиям по развитию речи, появляется самоконтроль собственной речи и более эффективно развиваются все стороны речи.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.   В младшем возрасте можно рисовать пальчиками, ладошками, различными печатками, растениями, ватными палочками, оттиск поролоном.

С детьми старшего возраста можно использовать более сложные техники: восковые мелки, акварель, монотипия, оттиск мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печатание листьями, набрызг, живопись по «мятой бумаге», рисунок на наждачной бумаге, техника по – сырому». Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисование графическими материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета, что способствует развитию ручной умелости.

В качестве наиболее популярных нетрадиционных техник используются:

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники.

Обрывная аппликация

Заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесённого контура изображения. Техника обрывной аппликации очень проста, доступна детям младшего дошкольного возраста. Очень нравится детям. Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев рук.

Салфеточная аппликация

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Торцевание

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.

Аппликация из ниток

Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу.

Аппликация из природного материала

- Из засушенных растений

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев. Работа с этим материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

- Из семян и круп

Для работы можно использовать различные крупы и семена. Можно использовать технику посыпания, выкладывания и вдавливания. Работа с крупами прекрасно развивает мелкую моторику.

Аппликация из конфетти

В ходе использования этой техники на бумажную основу наклеивают конфетти, выкладывая определенный рисунок.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, помогает активизировать и расширить словарный запас, даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Список литературы

  1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет [Текст] / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
  2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
  3. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  4. Ветрова, Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности [Текст] / Т. Н. Ветрова. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  5. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева.- М., 2009. 193 с.
  7. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Часть 1, Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Дронова. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  9. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.– с.23-25.
  10. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. - М.: Сфера, 2010. 188 с.
  11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитарныйиздательский, центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.
  12. Кривоносова, Т. В. Значение нетрадиционных форм рисования для развития речи детей [Электронный ресурс] / Т.В. Кривоносова.  – Режим доступа: https://www.maam.ru, свободный, - Загл. с экрана.-Яз.рус.
  13. Морозова, Е.В. Рисование на логопедических занятиях [Текст] / Е.В. Морозова // Логопед. – 2004. – № 5. – С. 91–94.
  14. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никтина. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  15. Сулимова, Т. С. Развитие речи в разных видах детской деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 189-192. [Электронный ресурс] / Т.С. Сулимова. – Режим доступа: https://moluch.ruсвободный, - Загл. с экрана.-Яз.рус.
  16. Тупик, В.Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельности. [Электронный ресурс] / В. Тупик.  – Режим доступа: https://www.maam.ru, свободный. - Загл. с экрана.-Яз. рус.
  17. Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. [Текст] / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  18. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2015. - 96 c.
  19. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест для детей в младшей группе «23 февраля»

Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...

Читайте также

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Конспект игры - занятия «У Нептуна» в подготовительной к школе…

Конспект игры - занятия «У Нептуна» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Развивать умение решать логические задачи. Закрепить сравнение целого и части. Закрепить...

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...